Информбезопасность детей: выводы Роскомнадзора

20.12.2013 17:48
Сегодня в Роскомнадзоре состоялось заседание Совета по массовым коммуникациям при Роскомнадзоре, на котором в очередной раз на обсуждение была вынесена Концепция информационной безопасности детей. Мнение регулятора по поводу документа в частности и защиты детей от вредной информации в целом озвучил Максим Ксензов, заместитель руководителя РКН. 
 
Он сообщил, что данная концепция направлена в первую очередь даже не на детей, а на их родителей, учителей, чиновников, представителей медиа-отрасли, в общем, всех тех, кто так или иначе участвует в создании контента, его распространении, либо в допуске детей к информации. 
 
Говоря конкретно о каждой категории в этой цепочке, Ксензов отметил, что концепция должна дать родителям и учителям ориентиры в выборе детского контента, экспертам, определяющим возрастную и иную градацию контента - методологию экспертизы, чиновникам - механизмы точеченого правоприменения закона "О защите детей от информации...", а медиаиндустрии - инструменты для саморегулирования. Последней также предложили учредить специальную структуру (совет, например), который бы самостоятельно занимался классификацией информационной продукции.
 
Также от замглавы Роскомнадзора прозвучало предложение стимулироват отрасль к созданию полезного, интересного и не вредного для ребенка контента. "Чтобы обезопасить ребенка в информационной среде, нужно создавать замещающий контент, замещающую продукцию, и давать ту информацию, которая будет полезна для него на всех этапах взросления, обучения и восприятия мира.
 
Поэтому мы и говорим, что мы не должны запрещать тот или иной информационный продукт, произведения искусства или литературы. Мы должны подсказать родителям и тем, кто находится рядом с ребенком во время информационного потребления — что для ребенка может нести потенциальный вред", - прокомментировал Максим Ксензов.
 
Продолжая тему запрета или не запрета информационной продукции, замглавы Роскомнадзора отметил, что само ведомство ни в коем случае не собирается выполнять роль цензора или некого запретителя по части распространения контента. "Мы создаем площадку для обсуждения вопросов, связанных с дальнейшей деятельностью отрасли, и по сути выступаем в роли ее модератора", — подчеркнул Ксензов. "Запреты и ограничения снижают частоту пользования интернетом - дети реже сталкиваются с негативной информацией, но становятся пассивными в решении проблем", - добавил он.
 
 
Далее Максим Ксензов перешел к основным проблемам применения закона "О защите детей от информации...". По его словам, главным слабым звеном данного документа является психологически и юридически неграмотная возрастная классификация. Именно из-за нее возникают ситуации, когда концертам эпатажной певицы Леди Гага присваивают возрастную метку "12+" наравне с детским художественным фильмом "Приключения Буратино", а фильм-классику "Гостья из будущего" причисляют к категории "16+". 
 
"Контент всегда должен рассматриваться в соответствие с контекстом. Без учета контекста, простое вычленение элементов контента может привести к тому, что даже шедевры мировой культуры, на которых воспитывалось множество поколений, попадут в перечень продукции, опасной и запрещенной для детей. И недоступной в том возрасте, в котором дети дожны познакомиться с такими произведениями, когда у них формируется чувство прекрасного, закладываются основы эмоционального реагирования", - привел выдержку из концепции Ксензов.
 
Помимо этого замглавы РКН указал еще на ряд пробелов в законе. В частности, на то, что в нем не уделено внимание зачастую более опасным информационным продуктам, таким как компьютерные и электронные игры и той универсальной информации, которая распространяется без ограничений. Также в документе не порписаны временные рамки того, когда на телеканалах необходимо показывать детские программы, фильмы. 
 
Завершая свое выступление, Максим Ксензов сказал, что в настоящий момент Роскомнадзор считает нецелесообразным вносить какие-то скоропалительные изменения и в закон "О защите детей..." и в перечень запрещенной информации. "Это не означает превращение его (перечня, - примеч.редакции) в "священную корову". Напротив, полагаем целесообразным практику периодического пересмотра перечня вредной информации, применяемую в зарубежных государствах. Необходимо делать это на базе серьезных научных и профессиональных дискуссий", - резюмировал он.

Об авторе

Дарья Бояринова
Эксперт "Кабельщика"