13.06.2012 21:28
Антенна распрощалась с монополией на трансляцию видеоконтента, когда появился кабель и спутниковая тарелка. Потом пришел интернет, и началось «перетягивание каната». Тянуть ему помогают ПК, планшеты, Smart TV и даже игровые консоли.
С каждым годом появляется все больше и больше разнообразных устройств, делающих видеоконтент доступным для пользователей в любом месте, в любое время. И что характерно, для всех этих устройств каналом дистрибуции контента является интернет. Пользователям стационарных медиаплееров и сет-топ-боксов, обвитых проводами, о мобильности говорить не приходится. Впрочем, как и не приходится говорить им об интеграции с социальными сетями, VoD и о «втором экране» без вмешательства интернета.
Но зачем тогда нужны все эти лишние приставки и провода в квартире, если тот же (и даже больший) функционал можно получить через connected-устройство?
Xbox упрощает телесмотрение
На игровой выставке E3 в Лос-Анжелесе, компания Microsoft объявила о своем намерении развивать функционал Xbox 360 для просмотра ТВ. Публике было представлено приложение «второго экрана» Xbox SmartGlass для устройств на базе ОС Windows Phone, Windows 8, iOS и Android. Это приложение позволяет планшетам и другим портативным гаджетам подключаться к консолям Xbox 360. Это означает, что владелец таких устройств и игровой консоли может начать смотреть кинофильм на устройстве, а затем в один клик перенести просмотр на телевизор, подключенный к Xbox.
После перевода планшет автоматически переходит в режим «второго экрана». В этом режиме пользователь может просматривать дополнительную информацию о видеоконтенте, который идет на главном экране. Также на планшете появляются кнопки взаимодействия социальных сетей, при помощи которых он может поделиться тем, что видит на экране. Два устройства обмениваются данными по беспроводному каналу.
Просматриваемый контент должен быть получен при помощи сервиса Xbox Live. Функционал данного онлайн-сервиса включает в себя доступ к Netflix, Hulu Plus, IPTV-сервису (доступ к телепрограммам, в зависимости от региона) и YouTube при условии, что у пользователя оплачен аккаунт Xbox Live Gold (239 рублей). Таким образом, игровая консоль способна заменить собой STB, при этом дав пользователю гораздо больше возможностей и пресловутого интерактива. Предоставление услуги IPTV от Xbox Live в Москве осуществляется в партнерстве с Билайн. Пользоваться данной услугой могут только те, кто уже подключил цифровое телевидение данного оператора. При этом на сайте компании сообщается, что при использовании Xbox в качестве ресивера функции паузы и перемотки не работают.
PS3 раскинула сети
Конкурирующая игровая консоль Sony PlayStation также дает пользователям дополнительные возможности в просмотре ТВ. С сентября 2011 года в США был запущен сервис Sony Entertainment Network, который предоставляет бесплатный доступ ко всем фильмам, сериалам и музыкальным клипам производства Sony. Также владельцам PS3 для бесплатного просмотра доступы также телеканалы Sony Entertainment Television и AXN SCI-FI. В оффлайне эти каналы распространяются через пакеты операторов: «НТВ-Плюс», «МТС», «Эр-Телеком», «Орион Экспресс», «Акадо», «Вымпелком» и «Ростелеком».
Сергей Гончаров, Директор по стратегии и развитию бизнеса, и Директор по маркетингу продукции PlayStation компании Sony Electronics в России и странах СНГ сообщил «Кабельщику», что PlayStation Network, ранее объединявшая только пользователей PS, с февраля 2012 является частью SEN. Общее количество пользователей SEN сейчас подсчитать трудно, так как новые модели телевизоров, домашних кинотеатров и прочий аудио-видео продукции с поддержкой SEN только недавно появились в РФ. Но если говорить о пользователях PlayStation Network, которые были переведены на SEN, то на данный момент насчитывается около 700 тысяч зарегистрированных аккаунтов.
В настоящий момент SEN доступен не только на PS3, но и на всех моделях телевизоров Sony BRAVIA и устройствах домашнего аудио-видео (плееры, домашние кинотеатры, и проч.) линейки 2012 (начало продаж в РФ с апреля 2012). Кроме того, по словам Сергея Плотникова, генерального директора Sony Pictures Television Networks Россия, компания ведет переговоры с несколькими крупными Брендами о возможности предоставления доступа к SEN с их техники и надеется уже через пару месяцев анонсировать сервис.
Консольный тренд
Курс, взятый Xbox и PS3, обозначил одну интересную тенденцию: эксплуатация ТВ-приемника производится теперь не для просмотра видеоконтента посредством эфирного, кабельного или даже спутникового вещания, а для просмотра через интернет. Таким образом, последние новшества, вводимые производителями консолей — это еще один шаг (после появления Smart TV) навстречу такому каналу дистрибуции контента, как интернет.
Похоже, что эфемерная борьба между телевидением и интернетом, о которой так часто можно было слышать на протяжении последних лет, все-таки существует. Правда, ведется она не на уровне видеоконтента для ТВ или сети, а, скорее, на уровне устройств, через которые их будет просматривать пользователь и, как следствие, на уровне каналов дистрибуции контента. Похоже, что на место постепенно отмирающего аналога придет модель, при которой телевизионный контент будет попадать в квартиры потребителей через сеть широкополосного доступа. Тогда станут ненужными и сет-топ-боксы, и ПДУ, и лишние провода.
Андрей Холодный, Директор проекта «Медийные продукты», ОАО «Ростелеком»:
Интернет — это будущая единая среда доставки любого контента. Почему «будущая»? Потому что, если кто-то сейчас выведет на интернет-рынок по-настоящему популярный видеосервис с качественным HD-контентом, то если вся сеть в стране и не «ляжет», то, по крайней мере, рунет сильно замедлится. Сети сейчас не готовы к миллионным одновременным сессиям видеостриминга со скоростью 6-10 мбит/с.
Не готовы не только сети, но и оконечные устройства. Все правообладатели требуют закрытия контента, поэтому для того чтобы подать сигнал на PS3 надо использовать систему Marlin, для Xbox — PlayReady, для Smart TV — третью, для Android — четвертую, а для iOS — пятую и т.д. И это приводит к огромному удорожанию услуг — несколько систем шифрования и поддержки. Также не нужно забывать, что все устройства используют разные механизмы адаптивного вещания (без чего вещание в интернете невозможно). В будущем все будет ходить в интернете, но сейчас это дорого, поэтому «Ростелеком» сделал гибридное решение — IPTV производит доставку контента своим абонентам, OTT — другим.
Резюмируя, скажу, что варьируются следующие параметры: поддерживаемая устройством система шифрования, поддерживаемая технология adaptive bitrate, разрешение экрана. И в интернет-вещании надо уметь работать по всем этим критериям.
Насчет «Билайн ТВ» хотелось бы напомнить, что это мой проект. Если кто-то пробовал использовать консоль для просмотра ТВ, он знает, что процедура инсталляции там не намного проще, чем сборка дистрибутива Linux. Да и переключение каналов кнопкой «Fire» мне кажется странным. Короче, идея хорошая, но до массового интернет-вещания рынку еще лет 5.
И напоследок: при помощи Smart TV телеканал «Дождь» смотрит 1000 человек в месяц. Охват канала помните? (Технический охват телеканала «Дождь» составляет 11,5 млн. домохозяйств — прим. редакции).
Алексей Рубаков, эксперт в области высоконагруженных интернет-порталов:
Чем хорош интернет? Это универсальная среда передачи данных. И со временем появляется все больше устройств, которые можно к ней подключать. Сейчас мы говорим о планшетах, мобильных телефонах, игровых консолях и Smart TV, а скоро будем говорить о стиральных машинах и холодильниках.
Через три-пять лет интернет станет основной средой передачи всех видов контента до конечного потребителя (в том числе и видео). Пока существуют сложности в ряде технических и правовых аспектов, но через несколько лет это произойдет. В вещании видео и ТВ через интернет плюсов очень много: размер потенциально доступной аудитории исчисляется десятками миллионов абонентов, вещателю нет необходимости строить собственные кабельные сети, есть возможность вещать на разные типы устройств (Smart TV, компьютеры, планшеты, мобильные устройства, вроде iPhone, Android и др.). Неоспоримым преимуществом интернета также является то, что существующие электронные средства платежей позволяют оперативно произвести оплату запрашиваемого контента при помощи электронной валюты.
Но это коснется, только конечного потребителя. Для нужд профессионального рынка, интернет вряд ли станет основным каналом. Дело в том, что он не дает стопроцентную гарантию качества доставки сигнала.
На данный момент рынок потокового телевизионного вещания в интернете еще не сформирован, в отличие от рынка фильмового вещания (OTT-VoD). Поэтому сейчас компании-вещатели обдумывают стратегии выхода на него. Основные варианты на сегодняшний день следующие:
— Можно работать по бесплатной модели и продвигать собственные услуги и бренд (например, сделать телеканал Samsung для продвижения товаров Samsung);
— Либо работать бесплатно для абонента и зарабатывать с чужой рекламы на своей вещательной площадке;
— Либо работать по платной модели, которая подразумевает создание платного телевидения в сети (набор каналов за абонентскую плату).
Последняя модель, на мой взгляд, наиболее оптимальна. Мне кажется, в ближайшие годы эта пока пустующая ниша станет очень конкурентной: сюда придут производители телевизоров, ШПД провайдеры, операторы спутникового ТВ, сами телеканалы, интернет-компании (типа YouTube/Facebook), а также независимые разработчики ТВ платформ (типа Crystal TV).
На пути освоения этого рынка есть свои сложности, в том числе проблема пиратства (ретрансляции) и вопрос авторизации пользователей. Пока невозможно идентифицировать физическое лицо в качестве уникального абонента: у одного и того же человека могут быть разные IP-адреса, разные провайдеры, он может пользоваться контентом с разных устройств. При этом этот абонент может передать свой логин-пароль друзьям или выложить логин-пароль (а то и сам контент) в торрент. Поэтому пока ни один вещатель не может гарантировать правообладателю, что контент просматривался именно этим абонентом, и что правообладатель получит достаточное количество денег. Модель вещания, при которой абонент платит правообладателю фиксированную абонентскую плату за контент, пока не сходится.
По этим причинам правообладатели и платные телеканалы сейчас очень осторожно смотрят в сторону интернета, недооценивая открывающихся возможностей по распространению контента, недооценивая возможности монетизации и технические средства защиты (CAS). Их пугает, что картинку могут подхватить и ретранслировать пираты. Но не надо забывать про проекты типа Apple TV и про объем аудитории/денег, которым они сейчас обладают. А бесплатные каналы уже сегодня стремятся в интернет, потому что там они могут быстро получить аудиторию и заработать на рекламе.
Надо понимать, что речь идет о будущем, в котором на одной платформе абоненту будет предложено потоковое ТВ в интернете (условно 100 каналов в месяц за 200 рублей) и просмотр огромной фильмотеки. Такая ситуация будет размывать существующую модель работы бизнеса на рынке. И это очень сильно изменит жизнь всех операторов, которые сейчас предоставляют услуги телевидения, в первую очередь, в аналоге, а также приверженцев операторского IPTV.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии