10 лет назад телеком-гиганты сделали ставку на онлайн-кинотеатры. И не прогадали. Развитие стриминговых сервисов идет семимильными шагами, а пандемия лишь ускорила этот процесс. В России, как и во всем мире, из-за коронавируса выросло число пользователей видеоплатформ, а следовательно и объем трафика. О том, как сети справляются с растущей нагрузкой и существуют ли эффективные решения для её снижения, мы узнали у экспертов отрасли.
На прошлой неделе Amazon заявил о том, что количество подписчиков видеосервиса Amazon Prime превысило 200 млн человек. Тем самым сервис практически догнал Netflix, число абонентов которого достигло 204 млн в начале года. Миллионы новых подписчиков получили и другие платформы, включая HBO Now, Hulu и Disney Plus.
Недавно WarnerMedia, владеющая сервисом HBO, выяснила, сколько времени его подписчики тратят на просмотр фильмов и телешоу. Стоит отметить – цифры впечатляющие. Доля абонентов, которые регулярно смотрят сериалы, увеличилась на 65% с прошлого лета, а число просмотров фильмов на видеосервисе за этот же период выросло на 70%.
Глобальный тренд
Тот факт, что за время пандемии люди стали чаще смотреть фильмы и общаться по видеосвязи, вряд ли кого-то удивит. Беспокойство вызывает то, что это не мимолетный тренд, а новая реальность, за которой интернет-провайдеры могут не поспеть.
В марте Евросоюз попросил видеосервисы снизить качество потоковой передачи. Власти опасаются, что домашние сети, которые проектировались с расчётом на вечерний рост трафика, не справятся с постоянной нагрузкой.
Ограничения вводятся и в ряде других стран. Кен Флоранс, вице-президент контентного отдела в Netflix, отметил, что такие меры вполне логичны, поскольку работа сетей сильно отличается от региона к региону. В густонаселенных городах интернет-провайдеры испытывают иной уровень нагрузки, чем в сельской местности. Некоторые операторы готовы потратиться на более мощное оборудование, а другие – нет.
Вслед за Netflix ограничения вводят и другие видеосервисы. Так, в конце марта YouTube принял решение урезать качество публикуемых роликов, чтобы уменьшить нагрузку на интернет в странах ЕС. Amazon пошел дальше и готовится сократить объем потоковой передачи не только в Европе, но и по всему миру.
Аналитики отмечают, что возрастающая нагрузка на широкополосные сети может вылиться в куда более серьезную проблему, чем "подвисание" любимого сериала. При худшем сценарии пострадает не только индустрия развлечений, но и целые каналы связи, необходимые для работы и общения с семьей.
Ситуация осложняется тем, что большинство предприятий продолжает работать на удаленке. Это создает дополнительную нагрузку на сети. И хотя сейчас инфраструктура справляется, провайдеры все же испытывают "определенный стресс", прокомментировал ситуацию глава AT&T Рэндел Стивенсон.
Аналитики отмечают, что обстановка, в которой оказался весь мир, ненормальна. Общение по видеосвязи, онлайн-уроки и просмотр фильмов идут в режиме нон-стоп и "съедают" огромное количество трафика.
Ранее председатель Федеральной Комиссии по связи США (FCC) Джессика Розенворсель отметила, что мониторинг сетей связи является приоритетной задачей, поскольку с появлением новых OTT-платформ нагрузка на сети (особенно если люди так и будут вынуждены сидеть в четырех стенах) только возрастёт.
Ситуация в России
В России, как и во всем мире, из-за пандемии выросло число пользователей стриминговых платформ. В сравнение с допандемийным периодом число подписчиков Яндекса увеличилось на 65%, Okko на 80%. Похожие тенденции наблюдаются и у других видеосервисов.
Ведущий менеджер онлайн-кинотеатра ivi Максим Раевский рассказал "Кабельщику", что весной-летом трафик достиг и превысил пиковые значения, которые обычно приходятся на новогодние каникулы. Для инфраструктуры сервиса, как отметил менеджер, такие объёмы не являются критичными: каждый год платформа рассчитывает прогноз на следующий пик и готовится к нему, делая необходимые запасы на случай непредвиденного всплеска или аварии.
Однако как и многие платформы на Западе, ivi, по просьбам провайдеров, стал ограничивать качество раздаваемого контента. "Такая опция была востребована нашими коллегами из Казахстана: по их просьбе из-за серьёзных перегрузок их сети мы временно снизили максимально доступное качество видео для пользователей", – подчеркнул представитель платформы.
2020 год проявил все слабые места на сетях. В ivi считают, что таковыми оказались трансграничные каналы связи. Весной-летом прошлого года абоненты некоторых российских операторов жаловались на низкую скорость доступа к зарубежным ресурсам. "Я предполагаю, что данная проблема была вызвана массовым использованием сервисов видеоконференц-связи. К концу года операторы смогли более-менее справиться с проблемой, и жалобы прекратились", – отметил Максим Раевский.
В некоторых близлежащих странах ограничения по международным каналам продолжаются до сих пор. К примеру, пользователи из Беларуси отмечают низкую скорость доступа к ресурсам вне страны, в т.ч. к российским. "Некоторые украинские операторы связи ограничивают скорость доступа к видео-ресурсам до уровня "ну оно же работает", объясняя это дороговизной и загруженностью своих аплинков".
Тем не менее, по мнению Максима, такая ситуация с перегрузкой сети является скорее исключением, чем правилом. Операторы связи обычно отслеживают тренды утилизации каналов и принимают меры по их умощнению. Контент-генераторы тоже заинтересованы в максимально качественной поставке контента своим пользователям. Взаимный интерес представляет снижение загрузки дорогих "дальних" каналов (междугородных и международных) передачи данных и перемещение контента ближе к пользователям.
В 2019 году ivi значительно расширил географию и "толщину" присоединения своих региональных узлов к сетям операторов связи. "Некоторые каналы связи мы оперативно умощнили в апреле-мае 2020 года, уже во время самоизоляции. Пользуясь случаем, хочу ещё раз публично поблагодарить всех партнёров, чьими "удалёнными руками" мы смогли проделать этот огромный объем работ в период фактического локдауна. Это позволило пользователям ivi смотреть кино в самом высоком качестве".
По мере роста нагрузки и операторы связи, и контент-генераторы будут отслеживать и умощнять свои технологические возможности. Так происходило всегда, так будет происходить и в дальнейшем. Возможные проблемы с поставками нового оборудования для умощнения, скорее всего, будут урегулированы обычными рыночными реакциями: ростом цен на оборудование, а следом – на услуги связи, подытожил Максим.
Ярослав Городецкий, генеральный директор CDNvideo, подтвердил резкий рост трафика по время пандемии на 30-40%. Рост продолжился и после снятия ограничительных мер, хоть и более медленный – на 10-12%. "Это значит, что пользователи, которые научились работать, учиться и развлекаться в интернете, не хотят расставаться с этой привычкой".
Тем не менее, Ярослав уверен, что говорить о том, что нынешний объем трафика в интернете ненормален, "несколько странно". Речь, по его мнению, идёт о формировании новой нормы. Российские операторы связи, CDN-сети и ОТТ-сервисы хорошо понимают, что жизнь не вернется в прежнее русло, и поэтому в России, в отличие от других стран, сети хорошо справляются с возросшей нагрузкой. "Кстати, стриминг контента в хорошем качестве может быть конкурентным преимуществом российских ОТТ-сервисов, раз уж у их зарубежных конкурентов есть проблемы с доставкой контента", – подчеркнул Ярослав.
В свою очередь, Григорий Кузин, руководитель проекта "Медиалогистика" АО ЦВКС MSK-IX отметил, что в российском телекоме есть работающие решения для снижения нагрузки на сети. В сегменте B2B речь идет об Internet Exchange (IX), позволяющем быстро и в разы увеличивать скорости для обмена трафиком. "Например, сеть MSK-IX имеет запас по нагрузке около 60%. И для пандемийного роста этого хватило". Для B2C-сегмента мощным инструментом снижения нагрузки на сети является CDN – сеть правильно территориально распределенных кэширующих серверов. Правда этот инструмент пока мало используется из-за недостаточного присутствия в регионах", – резюмировал эксперт.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии