28.03.2018 10:11
Напомним, в первой части мы начали с начала: как снимать тот или иной тележанр, можно ли заменить камеру фотоаппаратом и почему нельзя покупать освещение в "Леруа Мерлен". Продолжим…
Снято! Что дальше?
Студийные камеры заводятся на видеомикшер, и творец (видеорежиссер), переключаясь между разными планами, создает свое видение конечного продукта. На выходе микшера получается мастер-сигнал, идущий в запись. Или в живой эфир, если у вас live-трансляция.
Звук заводится на звуковой микшер, и звукорежиссер собирает звуковую картину, синхронизированную с происходящим. Звук меньше подвергается процессингу и потому опережает визуальный ряд. Следовательно, в тракте надо иметь устройство звуковой задержки.
И звуковые, и видеомикшеры бывают разного класса и функционала, на разное число источников. В фокусе нашего рассмотрения – доступные по цене решения.
Выездные новостные бригады привозят флешки с материалом, из которого верстаются новостные выпуски.
Автоматизация ТВ. Технологический процесс должен выглядеть так
Захват (на телевизионном сленге инжест)
Материал от съемочных групп, текстовые новости, сигнал со студийных камер, внешние линии, спутник, разного рода медийные файлы, IP-стрим, оцифрованные записи с кассет – все это должно быть захвачено, проверено на пригодность, закодировано в правильном кодеке, снабжено метаданными и тегами и передано в архив.
Архив + MAM (media asset management)
Своего рода картотека и поисковик при архиве медийных данных. Если материал аккуратно разложен по полочкам и снабжен ярлычками, то по случаю какого-нибудь нафталинового Дня пионерии можно мигом вытащить из архива старую хронику, газетные вырезки, марш из "Пионерской зорьки" и репортаж про сегодняшних идеологов пионерского движения. 15 минут – и из лоскутков собран толковый тематический выпуск. Причем можно не вытягивать из архива тяжелый полновесный материал, а нарезать нужное из копий низкого разрешения. И подтянуть в полном качестве только кусочки, которые пойдут в финальную сборку.
Ньюсрум
То, что позволяет группе журналистов параллельно работать с новостным материалом. В их распоряжении редактирование текста для телесуфлера, видеоредактор для простейшего монтажа, инструмент "начитки" закадрового текста, менеджер новостных агентств и планировщик заданий. Новости – максимально оперативное производство. Работа идет с копиями низкого разрешения, при этом ни редактирование, ни наложение эффектов или титров не затрагивает исходные видеоматериалы и поэтому всегда может быть отменено.
Нелинейный монтаж
По сети Ethernet берутся исходные материалы из архива, и производится монтаж сюжетов, роликов и программ из исходного материала со сложными эффектами, титровальными пресетами, минимальными функциями цветокоррекции, композитинга и прочим "улучшайзингом".
Вещание (оно же сервер-playout)
Сначала делается расписание, затем под запланированные временные слоты готовятся материалы. В нужный момент сервер берет из архива или системы нелинейного монтажа нужный сюжет. Если сервер "падает", должна быть схема переключения на резервный канал вещания. Самый важный элемент системы автоматизации ТВ. Стабильность is a must, так как именно отсюда идет выдача материала, который смотрят зрители, и именно playout запускает рекламу, приносящую деньги. Материал может приходить по сети их архива, а может напрямую идти на видеовход вещательного сервера из студии живого эфира или со спутника.
Графика
Чтобы быть в тренде, нужно наложить на исходящий сигнал логотип, погоду, время, бегущую строку с курсом доллара, ценой на бензин, счетом матча ЦСКА–Зенит, распродажей шампанского перед Новым годом и... список бесконечен.
Управление
Что можно сказать по этому поводу? Управлять автоматизацией должен электронный мозг. Потому что живой мозг быстро утомится, что-нибудь упустит из виду, вздремнет в ответственный момент или просто отлучится по неотложной нужде.
Все, что описано выше, – это из учебников. Существуют ли "малые формы большого процесса"?
Да, есть иные экосистемы, где все то же самое упрощено, скомбинировано и адаптировано под условия финансового недокорма.
У нескольких производителей есть "студии в коробке" и "телеканалы в коробке". На их базе строят мобильные телевизионные комплексы – это пример того, как ужать целый телеканал до размеров рэковой стойки. Конечно, мы понимаем, что это компромисс и так можно управиться разве что с четырьмя-шестью камерами и малым количеством микрофонов.
В составе имеется маленькая микшерная консоль сразу для аудио и видео. К тому же можно подключать по Wi-Fi живое видео. Контроль всех источников в режиме мультиэкрана идет на небольшом мониторе, с него же можно управлять мобильной студией. Как и в полноразмерных студиях, формируются tally (ты в эфире) и служебная связь. Корректируются цветовые параметры сигналов и делается прорезка по любому цвету на каждом канале.
Записывается несколько потоков видео с внедренным звуком на встроенное хранилище.
Одновременно идет двухпотоковое IP-вещание: в интернет и в локальную сеть.
Выводится несколько SDI/HDMI и DVI-сигналов.
Накладывается пара-тройка слоев графики поверх сигнала.
Проигрываются видеоролики практически всех известных форматов.
Создаются статические и динамические титры.
В некоторых системах можно еще создавать виртуальные источники, микшировать их с другими источниками видео и использовать пару десятков макетов виртуальных студий.
А если не мобильные решения, но полновесные студии и автоматизация?
За основу придется брать видеомикшеры на 4–8 видеовходов HD-SDI. Для звука – маленький аналоговый микшер. Монтаж и цветокоррекцию осуществлять на бесплатных или недорогих монтажных программах (как, например, DaVinci Resolve Lite 11).
Архив, МАМ, графику и playout делать на серверах и компьютерах с российским софтом. Меня неизменно поражает, что за такие деньги этот софт стабилен и функционален – небольшие телеканалы голосуют рублем за российскую автоматизацию, которая встречается чуть ли не на каждом региональном канале страны.
Читайте также статьи по теме:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии