24.03.2014 16:32
На фоне новостей о том, что вопрос присоединении Крыма к составу РФ был положительно решен на уровне руководства Российской Федерации, редакция "Кабельщика" начала получать запросы от крымских операторов по поводу законодательных основ ведения бизнеса в России. В этой связи мы обратились в Ассоциацию кабельного телевидения России, и попросили ее юридического советника — Елену Гультяеву, составить своего рода свод базовых законодательных норм, которые бы помогли нашим будущим коллегам сориентироваться в правилах "игры" на рынке кабельного ТВ.
1. Какими лицензиями должна обладать кабельная компания
Деятельность кабельных компаний в области связи подлежит лицензированию. Лицензии выдает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (http://rkn.gov.ru/).
В функции Роскомнадзора входит контроль и надзор в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства России, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы
В зависимости от видов деятельности кабельная компания может получить следующие лицензии:
- лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания;
- лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных;
- лицензия на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи;
- лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг телефонной связи (междугородной, международной, местной, внутризоновой — по каждому виду отдельная лицензия).
Нормативные акты:
Федеральный закон "О связи", от 07.07.03г. N 126-ФЗ (с последующими изменениями)
Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий"
Постановление Правительства РФ от 16марта2009 г. N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"
2. Какие телеканалы могут транслироваться кабельной компанией
На территории Российской Федерации могут транслироваться только телеканалы, получившие в установленном порядке лицензии на вещание на территории России.
Отношения между кабельной компанией и вещателем телеканала регулируются соответствующим договором. Обязательные общероссийские обязательные общедоступные телеканалы транслируются в силу закона, без заключения договора между оператором связи и вещателем.
Нормативные акты:
Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.91г. N 2124-1 (с последующими изменениями)
3. Обязательные телеканалы
Закон о средствах массовой информации определяет, что перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (радиоканалов) утверждает Президент России.
Закон о связи обязывает всех операторов связи, предоставляющих своим абонентам услуги связи для целей телерадиовещания, осуществлять бесплатную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов. При этом оператор вправе взимать с абонентов плату за такие услуги связи, как предоставление доступа к сети связи и предоставление абонентской линии в постоянное пользование.
Закон не обязывает операторов связи выделять обязательные телеканалы в отдельный пакет.
Распространение обязательных телеканалов осуществляется без заключения договоров между вещателями этих телеканалов и операторами связи. Закон обязывает операторов связи согласовать с вещателями обязательных телеканалов источник получения сигнала. На практике это обычный обмен письмами между оператором связи и вещателем обязательного телеканала.
В настоящее время обязательных телеканалов 10:
1. Первый канал
2. "Россия" (Россия-1) (ФГУП ВГТРК)
3. "Россия-2″ (Россия-2) (ФГУП ВГТРК)
4. НТВ (ОАО "Телекомпания НТВ").
5. Петербург — 5 канал (ОАО "Телерадиокомпания "Петербург").
6. "Россия — Культура" (Россия-К) (ФГУП ВГТРК)
7. "Россия-24″ (ФГУП ВГТРК)
8. "Карусель" (ЗАО "Карусель")
9. "Общественное телевидение России" (автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России")
10. ТВ ЦЕНТР — Москва (ОАО "ТВ Центр").
Нормативные документы:
Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.91г. N 2124-1 (с последующими изменениями).
Указ Президента РФ "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" от 24.06.09г. N 715 (с последующими изменениями).
Федеральный закон "О связи", от 07.07.03г. N 126-ФЗ (с последующими изменениями).
Правила оказания услуг связи для целей телевизионного и (или) радиовещания, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.06г. N 785.
4. Оформление отношений между кабельной компанией и телевизионной компанией (правообладателем телеканала)
Отношения между кабельной и телевизионной компанией могут быть оформлены двумя способами (выбор модели отношений зависит от договоренностей между кабельной компанией и вещателем):
— договором оказания услуг связи — для случаев, когда кабельная компания предоставляет услуги связи вещателю, а вещатель оплачивает эти услуги. Отношения по этому договору регулируются законодательством в области связи. Тарифы на услуги связи кабельная компания устанавливает самостоятельно;
— лицензионным договором — для случаев, когда телекомпания передает кабельной компании права на распространение телеканала, и кабельная компания выплачивает вознаграждение телекомпании. Отношения по этому договору регулируются законодательством об интеллектуальной собственности
Нормативные акты:
Федеральный закон "О связи", от 07.07.03г. N 126-ФЗ (с последующими изменениями).
Правила оказания услуг связи для целей телевизионного и (или) радиовещания, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.06г. N 785.
Часть IV Гражданского кодекса РФ
5. Отчисления в резерв универсального обслуживания
В Российской Федерации гарантируется оказание населению универсальных услуг связи — это оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
— услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
— услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием средств коллективного доступа;
— услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием точек доступа.
Универсальные услуги связи населению предоставляет оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации.
Все операторы связи обязаны осуществлять отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Ставка отчислений составляет 1,2% от доходов, полученных в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов.
Нормативные акты:
Федеральный закон "О связи", от 07.07.03г. N 126-ФЗ (с последующими изменениями).
7. Оформление отношений между операторами связи в случае присоединения сетей связи
В том случае, когда операторы сетей связи присоединяют свои сети в целях передачи/пропуска сигналов электросвязи, отношения между ними регулируются соответствующим договором присоединения сетей связи и их взаимодействия.
Нормативные акты:
Федеральный закон "О связи", от 07.07.03г. N 126-ФЗ (с последующими изменениями).
Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.05г. № 161.
Правила присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, утв. постановлением Правительства РФ от 13.12.06г. N 760.
8. Оформление отношений кабельных компаний с абонентами
Кабельные компании заключают с абонентами договоры на предоставление услуг. Весь комплекс услуг кабельной компании своим абонентам может быть определен одним общим договором. Либо, по усмотрению кабельной компании, это может быть несколько договоров, каждый из которых описывает условия предоставления отдельных видов услуг (кабельное телевидение, доступ в Интернет или телефония).
Абонентский договор может быть оформлен путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем совершения лицом, получившим предложение заключить договор, действий по выполнению определенных условий договора, в том числе выплаты абонентской платы.
В абонентском договоре помимо прочего должен быть указан перечень услуг связи для целей кабельного вещания:
— предоставление в течение действия договора абоненту доступа к сети связи,
— предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии,
— доставка сигнала (или трансляция) телеканаловдо пользовательского (оконечного) оборудования абонента.
Условия пакетирования телеканалов и предоставления услуг абонентам определяются оператором самостоятельно исходя из технических возможностей кабельной сети, рыночного окружения, предпочтений потребителей. При наличии технической возможности оператор может формировать несколько пакетов телеканалов. В противном случае трансляция всех имеющихся на сети телеканалов осуществляется в едином пакете.
Количество и наличие в сети конкретных телеканалов зависит от имеющихся у оператора договоров с вещателями.
Нормативные акты:
Правила оказания услуг связи для целей телевизионного и (или) радиовещания, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.06г. N 785.
Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 18.05.05г. N 310.
Правила оказания телематических услуг связи, утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.07г. N 575.
Правила оказания услуг связи по передаче данных, утв. постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32.
9. Антимонопольное законодательство
Надзор и контроль состояния товарного рынка, а также соблюдения антимонопольного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (http://www.fas.gov.ru/)
Нормативные акты:
Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.06г. N 135-ФЗ.
10. Авторские и смежные права
Организации, осуществляющие коллективное управление правами:
— Общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество" (РАО) http://rao.ru/. Осуществляет управление авторскими правами на коллективной основе и уполномочена государством на:
1) управление исключительными правами на музыкальные произведения иотрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или покабелю, втом числе путем ретрансляции;
2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных ваудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения запубличное исполнение или сообщение в эфир или покабелю такого аудиовизуального произведения.
— Общероссийская общественная организация "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (ВОИС) http://www.rosvois.ru/. Осуществляет сбор вознаграждения за использование музыкальных фонограмм.
Нормативные акты:
Часть IV Гражданского кодекса РФ.
От редакции:
Добавим, что в настоящий момент АКТР совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций России и Роскомнадзором России готовит материалы, которые будут описывать систему регулирования отрасли, а также включать как перечень первоочередных задач, которые будут должны решить операторы Крыма, так и подробную информацию о необходимых действиях, которые должны будут осуществить операторы кабельных сетей для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями российского законодательства. По мере подготовки материалы будут рассылаться операторам.
Кроме того, мы АКТР планирует провести в Крыму специальную конференцию с участием представителей отрасли многопрограммного телевидения России, на которой будет возможно обсудить все интересующие кабельных операторов вопросы, связанные с их работой.
Темы
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии