Что FAST грядущий нам готовит?

06.03.2024 15:22

Рынок FAST (Free Ad-Supported Streaming Television, бесплатное потоковое телевидение с рекламой) стремительно развивается и привлекает все большее внимание как со стороны потребителей, так и рекламодателей. Первые упоминания этого термина появились еще в 2018 году применительно к Pluto TV – стриминговому сервису компании Paramount Global, а в преддверии 2023-го отраслевые аналитики назвали FASTв числе одного из главных трендов развития рынка на ближайший год. И они не ошиблись. FAST действительно превратился в одну из центральных тем всех профильных СМИ.

В этой статье мы подробнее рассмотрим это явление и его влияние на ТВ-индустрию, изучим факторы, способствующие росту и перспективы конкуренции с традиционным линейным ТВ и платными потоковыми сервисами (SVOD).

Введение в FAST

На сегодня самыми крупными FAST-платформами в мире являются Pluto TV, Tubi, Peacock и Roku Channel, которые предлагают бесплатный доступ к широкому спектру телеканалов и контента через интернет, конкурируя с традиционным линейным ТВ и традиционными SVOD-сервисами, такими как Netflix, Amazon Prime Video и Hulu. Кроме того, некоторые традиционные медиакомпании также создают собственные FAST-платформы для расширения своего присутствия на рынке потокового ТВ. 

Как же получилось, что FAST-платформы смогли приобрести такую популярность? Для этого есть несколько ключевых факторов.

Во-первых, такие каналы монетизируются через рекламу, которая показывается во время просмотра, что позволяет предоставлять их пользователям совершенно бесплатно, что делает FAST-платформы привлекательными для зрителей, которые ищут доступные способы потребления контента. Такая модель привлекает и рекламодателей, которые таким образом могут добраться до широкой аудитории. Рекламные компании на таких каналах могут охватить большее количество зрителей, а бренды - повысить эффективность продвижения своих продуктов и услуг.

Не маловажную роли играет и доступность FAST на различных устройствах, включая смартфоны, планшеты, смарт-телевизоры и телеприставки, игровые консоли и прочие гаджеты. Это дает пользователям гибкость и возможность просмотра контента в любое время и в любом месте.

Также FAST-платформы предлагают широкий выбор телеканалов и контента, включая фильмы, сериалы, новости, спорт и многое другое. Пользователи могут наслаждаться разнообразием в рамках одной платформы, вместо того чтобы подписываться на несколько платных сервисов.

FAST стимулирует развитие рынка в целом и сподвигает его игроков на внедрение инноваций. Становясь ключевыми игроками на медиарынке, они обостряют конкуренцию с традиционным линейным ТВ и SVOD-сервисами, что заставляет их не почивать на лаврах, а стараться привлекать пользователей за счет качественного контента, введения нового функционала и возможностей в своих приложениях и платформах.

Paramount провел исследование и выяснил, что более 80% пользователей легко находят контент в сервисах FAST, а 71% из них нравится, что не нужно думать о том, что смотреть. Почти 70% используют FAST-сервис в течение всего дня, а порядка 80% потребителей всегда находят, что посмотреть, независимо от настроения. 85% утверждают, что в FAST можно получить качественный контент бесплатно, а более 80% приятно удивлены количеством бесплатного контента. Примерно 80% нравится смотреть телепередачи в прямом эфире и по запросу в одном FAST-сервисе. Около 70% согласны с тем, что реклама на FAST органично вписывается в общие впечатления от просмотра.

Основные игроки

Как уже было сказано выше, на мировом рынке FAST существует несколько крупных платформ, которые предлагают широкий выбор каналов и контента и их количество все время растет.

Одной из них является Pluto TV, которая предлагает более 250 каналов в различных жанрах, включая новости, спорт, развлечения, документальные фильмы и др. Pluto TV входит в Paramount Global и активно развивается как в США, так и на международном рынке.

Tubi – одна из самых популярных FAST-платформ в США. В ее каталоге более 30 тыс. фильмов и телешоу от различных студий и телеканалов. В 2020 году Tubi была приобретена компанией Fox Corporation и находится в стадии активного развития. По состоянию на сентябрь 2023 года количество активных пользователей Tubi достигло 74 млн в месяц.

Peacock – это гибридная платформа, принадлежащая NBCUniversal. Она предлагает широкий выбор каналов и VOD-контента, включая оригинальные шоу, фильмы, спорт и новости. Сервис доступен как в бесплатной версии с рекламой, так и в классическом SVOD-варианте.

FAST-платформа Roku Channel разработана одноименной компанией. Она доступна на устройствах Roku, а также на других платформах – Amazon Fire TV, Apple TV, Chromecast с Google TV, Android TV и смарт-телевизорах Samsung. По итогам 2023 года платформа сообщила о 120 млн зрителей.

Это лишь несколько примеров самых крупных и известных FAST-платформ в мире. Рынок же продолжает динамично развиваться, и регулярно являет новых игроков.

Данную тенденцию не могли проигнорировать и производители смарт-телевизоров, некоторые из которых интегрировали приложения FAST на своих платформах. Среди них Samsung, LG, Sony, TCL и Hisense, которые поддерживают сразу несколько таких приложений.

Рынок и конкуренция

По мере своего развития FAST-платформы стали конкурировать как с традиционным линейным телевидением, так и онлайн-кинотеатрами.

Конкуренция с традиционным линейным телевидением была неизбежна, так как, предлагая бесплатный доступ к широкому спектру телеканалов и контента через интернет, FAST представляет альтернативу кабельному или спутниковому ТВ, которое требует подписки с ежемесячной абонентской платой.

Это же касается и онлайн-кинотеатров, включая таких мировых гигантов, как Netflix, Disney+, Amazon Prime Video и Hulu, которые также не страдают альтруизмом и требуют оплату за доступ к своему контенту. Одним из ответов потоковых платформ на этот вызов стало введение АVOD-модели – тарифов с рекламой, но и они не являются бесплатными, предлагая лишь некоторое снижение абонентской платы за доступ.

Данные исследовательской компании Omdia по итогам 2023 года, показывают, что FAST показывает уверенный рост во всем мире. Сейчас в США 46% пользователей еженедельно смотрят каналы FAST, в Бразилии – 36%, а в Великобритании – 21%. По прогнозам аналитиков, в 2024 году доходы на этом рынке достигнут $8 млрд. По прогнозам Digital TV Research, глобальные доходы от FAST в 2029 году достигнут $17 млрд.

При этом SVOD проигрывает конкуренцию. В США количество услуг, на которые в среднем подписано домохозяйство, в ноябре 2023 года упало ниже трех по сравнению с тремя с половиной в апреле 2023-го. Вклад США в общий объем рынка в 2029 году составит 38% по сравнению с 56% в текущем. При этом через пять лет США станут единственной страной, генерирующей более $1 млрд доходов от FAST, а именно $6,5 млрд. Великобритания и Канада будут близки к $1 млрд, причем на эти три страны придется почти половина мирового рынка.

"После более чем 50 лет устойчивого роста наблюдается сдвиг в том, как потребляются платные видеоуслуги. Традиционная модель платных сервисов сдает позиции. Частично это обусловлено растущей популярностью каналов FAST, которые становятся предпочтительным выбором в качестве дополнительного источника смотрения", – отмечает старший директор по исследованиям в области СМИ и развлечений Omdia Мария Руа Агуете.

К 2029 году на Pluto TV, Roku Channel и Samsung TV Plus будет приходиться почти половина мировых доходов FAST. Остальная часть рынка останется фрагментированной, с гораздо меньшей глобализацией, чем в секторе SVOD.

Согласно данным отчета Amagi, на мировом рынке FAST во II полугодии 2023-го был зафиксирован устойчивый рост показов рекламы по отношению ко II полугодию 2022-го – на 15% в III квартале и на 28% в IV квартале, количество просмотров FAST-каналов выросло на 45% и 25%, а время просмотра (HOV) – на 30% и 26% соответственно.

Старший вице-президент по продажам Amagi в регионе EMEA Шри Хари Тирунавуккарасу назвал главным трендом ближайших лет рост внедрения потоковыми сервисами рекламных моделей распространения контента. По его словам, динамика развития потоковых сервисов, использующих модели с поддержкой рекламы (AVOD, FAST) нарастает. Ее популярность увеличивается и среди зрителей. Традиционные вещатели и платформы платного ТВ, которые полагаются в основном на доходы от подписки, запустят собственные FAST-сервисы. При этом эксклюзивный контент в прямом эфире, например, спортивные трансляции, могут стать для них ключом к привлечению и удержанию подписчиков.

По прогнозу генерального директора FAST Channels TV Рассела Фоя, в 2024 году на FAST будет переходить все больше спортивных трансляций. Особенно это затронет нишевые виды спорта и низшие лиги, которые не так интересны крупным стриминговым платформам. Также он наблюдает зарождение тенденции, в рамках которой бренды и поставщики услуг запускают собственные FAST-каналы для прямого продвижения своего продукта на рынке.

Однако отметим, что FAST-платформы и традиционное линейное телевидение могут сосуществовать. Несмотря на привлекательность FAST, некоторые пользователи все равно предпочитают традиционное ТВ из-за его привычной модели и доступности локальных телеканалов. Также онлайн-кинотеатры продолжают оставаться популярными благодаря своим эксклюзивным контентным предложениям и отсутствию рекламы в премиальных тарифах. В конечном счете выбор зависит от предпочтений и потребностей каждого пользователя.

Российские перспективы

FAST представляет собой динамично развивающуюся сферу медиарынка, которая предлагает альтернативу платным подпискам и доступный контент для пользователей. Однако конкуренция между платформами будет усиливаться, и их успех будет зависеть от способности привлечь интересные контент и предложить удобные функции для пользователей. Конкуренция со стороны FAST может привести к улучшению качества контента, повышению функциональности, удобства использования и персонализации предложений в VOD-сервисах и на линейном ТВ.

В мировом масштабе FAST-платформы представляют собой новую движущую силу на глобальном рынке платного телевидения и потоковых сервисов, которая способна изменить предпочтения и поведение потребителей контента и рекламодателей, что приведет к тектоническим сдвигам в медиаиндустрии.

В России это явление пока совсем не распространено, и чтобы понять перспективы развития FAST в нашей стране, я воспользовался своим участием в форуме CSTB, где поднял этот вопрос сразу на двух круглых столах. В одном участвовали вещатели и производители контента, а в другом операторы. Мнения коллег разделились. Вещатели выступили против развития FAST, аргументируя это тем, что у российских зрителей и так уже есть доступ к качественному, разнообразному и бесплатному ТВ-контенту, в том числе на бесплатных каналах федеральных мультиплексов. Кроме того, здесь, как нигде в мире, развиты экосистемы сервисов. Например, у многих людей есть подписка на "Яндекс Плюс", которую они оформили ради скидок на такси. В то же время в нее входит и доступ к "Кинопоиску", где есть не только бесплатные федеральные, но и большой спектр платных тематических телеканалов. Многие пользователи воспринимают здесь доступ к линейному телевидению как бесплатный бонус, так как экосистемная подписка все равно уже оформлена и оплачена.

Операторы, наоборот, высказали мнение, что у FAST в России есть потенциал, но развитием этого сегмента должны заниматься не независимые платформы, как в США, а существующие игроки отечественного медиарынка. Как онлайн-платформы, так и вещатели на своих онлайн ресурсах могли бы запустить тематические FAST-каналы, но не с оригинальным контентом, а с фильмами и сериалами, прокат которых уже состоялся на платных площадках.

FAST может быть востребован пользователями России, так как в отличие от обычного линейного ТВ он предоставляет пользовательский опыт другого уровня – возможность отложенного просмотра, перемотки, а самое главное – кастомизацию, как контента, так и рекламы в соответствии с предпочтениями зрителя. При этом здесь нет ограничивающего фактора, из-за которого многие предпочитают смотреть линейные каналы, а не VoD: не нужно долго и мучительно выбирать в большом каталоге ОТТ-платформы, что посмотреть. Достаточно включить FAST-канал понравившейся тематики, и ОТТ-платформа сама сформирует для пользователя программу с профессионально составленной сеткой вещания.

Таким образом, у этого интересного сегмента отрасли потокового вещания в России есть как сторонники, так и скептики, есть аргументы как за, так и против. Осталось подождать два-три года, чтобы узнать, придет ли FAST на наш рынок, и как это будет.

Темы

Об авторе

Григорий Кузин
директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX