14.03.2014 16:42
На рынке России существует немало OTT-проектов, большая часть из которых работает по рекламной модели. Но есть и такие, кто старается заработать на подписке. Как с этим справляется сервис "Стрим", "Кабельщик" узнал у Артема Засурского, генерального директора ООО "Стрим".
Кабельщик: На российском рынке сейчас существует немало OTT-проектов. Поэтому для начала расскажите, пожалуйста, в двух словах — что собой представляет сервис Stream, и какое отношение он имеет к "Стрим ТВ"?
Артем Засурский: Stream — это, в первую очередь, VoD сервис, доступный на разных платформах, начиная со SMART TV, web, iOS, Android и так далее. Помимо этого, мы являемся агрегатором контента для разных сервисов нашего партнера МТС.
Мы работаем по платной и подписной модели и ориентируемся на премиальный контент. Первоначально компания называлась "Омлет", после ребрендинга в 2012 году мы стали называться Stream.
К.: А в вашем проекте присутствует стриминговое вещание?
А.Засурский: Наше поле деятельности — предоставление видео контента по запросу. МТС занимается трансляций телеканалов самостоятельно. Это разные способы предоставления и потребления видеоконтента.
К.: Что является вашей фишкой, чем Stream отличается от других подобных сервисов?В рынок онлайн вещания вложено много денег, мы наблюдаем много игроков.
А.Засурский: Рынок молодой, а количество инвестиций еще ничего не означает. Можно вспомнить музыкальный рынок, в который в начале 2000-х годов было вложено почти столько же денег, сколько сейчас в видео сервисы, а в результате почти ни одного из музыкальных сервисов на сегодняшний день не осталось. Проблема в том, что они появились преждевременно. Похожая ситуация сложилась на рынке онлайн-видео-сервисов. Некоторые проекты стартуют, опередив свое время и до реальной борьбы на рынке просто не доходят.
Наш главный конкурент сегодня — это сервис Play, который развивается по платной модели. Если говорить о нашем подходе к бизнесу, то мы очень тщательно относимся к отбору контента. Мы не стремимся победить количеством фильмов, а стараемся показывать самое интересное и популярное кино. В основном, это свежие фильмы.
К.: Вы назвали Play. А как же ivi.ru, TVzavr и прочие?
А.Засурский: TVzavr и ivi работают по рекламной модели, изначально эти сервисы были бесплатными и только совсем недавно у них появился платный просмотр. Сомневаюсь, что они смогут долго просуществовать в таком режиме — платно-бесплатном. Должна быть определенная специализация, как с точки зрения пользователя, так и с точки зрения бизнес-модели.
К.: Вы считаете, что платная модель выиграет у рекламной?
А.Засурский: Я думаю, что они обе будут существовать. Это совершенно разные сегменты, разные потребности. Бесплатная модель — это когда садишься на диван и хочешь посмотреть хоть что-то, лишь бы картинка была...
К.: Ну почему? У ivi.ru в библиотеке есть хорошие премьерные фильмы.
А.Засурский: Да, они могут иногда какой-то русский премьерный контент заполучить себе на реализацию, но ни одна голливудская студия не отдаст премьерное кино на распространение по рекламной модели. И в ближайшие годы ничего не изменится. Это политика мейджеров, которые смотрят на свой продукт как на luxury-товар. Нельзя продавать сумки Louis Vuitton со скидкой в 50% — это подрывает бренд. Вот и мейджеры не могут позволить себе отдать премьерный фильм для показа по рекламной модели.
Иногда ценой сверх усилий со стороны онлайн-кинотеатров — главным образом, больших минимальных гарантий — отечественные правообладатели идут на такое. Но иностранные студии такого себе не позволяют, они придерживаются четкой градации. Допустим, если речь идет о блокбастере прошлого или текущего года, то реализация допускается только по платной транзакционной модели, если блокбастер старше трех лет, то его можно продавать по подписке. Если фильм категории "В" или провалившийся в прокате, то он смело отдается по рекламной модели. Примерно так все устроено. Очень редко хиты попадают в рекламную модель.
К.: Вы упомянули минимальные гарантии студиям-мейджерам. На мой взгляд, они завышены и оторваны от реальной жизни. Вам удается за счет подписки покрывать минимальные платежи?
А.Засурский: Мы близки к выходу на операционную окупаемость. Пару лет назад я смотрел на позицию правообладателей с бОльшим пессимизмом. Сегодня ситуация стала более благоприятная, но несмотря на все подвижки, я все равно считаю несправедливым то, что все мы работаем, в конечном итоге, на правообладателя. В качестве примера возьмем музыкальный сервис. В этом сегменте уровень авторских отчислений превышает 60%. Если посмотреть на всю цепочку дистрибуции, получается, что, если мы продаем какой-то альбом через, скажем, iTunes, то 30% забирает себе Apple, более 60% — правообладатель, а нам остается менее 10%, на которые надо содержать бизнес, платформу, оплачивать труд людей, размещать рекламу и т.д.
К.: Как это похоже на традиционный российский рынок платного ТВ.
А.Засурский: Да, но с классическим платным ТВ ситуация лучше, так как для мейджеров операторы — хороший источник дохода. А с нами мейджеры позволяют себе общаться по принципу "нам проще с вас вообще ничего не взять, чем ради жалких сотен тысяч долларов тратить на вас время". И так будет происходить до тех пор, пока мейджеры собирают в обычных кинотеатрах суммы, многократно превышающие сборы в онлайн среде.
К.: Не является ли эта ситуация одной из основных причин, по которой развивается пиратство?
А.Засурский: Да, это одна из многих причин. Одна из важнейших проблем связана с тем, что из-за системы "окон" фильмы попадают легально в VoD — неважно за какие деньги — лишь через 2-4 месяца после премьеры в кинотеатре, когда пик спроса на фильм уже прошел...
Как выглядит обычный пират? Идет человек по улице, видит billboard с афишей фильма. И далее он не покупает билет в кино на этот фильм, а идет домой искать и скачивать фильм в интернете. Очень быстро в поисковике он найдет то, что искал. И при желании посмотрит даже экранную копию, потому как качественную на DVD или в VoD ждать долго. А с "экранками" как не борются, все равно они через два-три дня после премьеры фильма в кинотеатре "всплывают" на торрентах.
К.: По моим наблюдениям, людей, готовых смотреть "экранки" становится все меньше.
А.Засурский: На самом деле, их очень много. Есть такой "феномен телеканала "Культура". Это когда у кого ни спросишь — все смотрят "Культуру", а при этом рейтинг у канала по факту очень низкий. Вот в случае с "экранками" этот феномен такой же. Вроде никто их не смотрит, а рынок экранных копий огромный и спрос на них тоже большой. Это подтверждают и наши цифры, и данные аналитиков.
К сожалению, у нас нет суперновых фильмов (кроме российских), как нет ни у кого из легальных сервисов. Пока я не вижу путей разрешения этой ситуации. На вопрос "Что должно произойти, чтобы у правообладателя хотя бы появилась мысль одновременно выпускать контент и в кинопрокате, и в видео-прокате?" у меня сегодня ответа нет.
Ситуация не тупиковая, но на ее преодоление, думаю, уйдет много лет. Хотя процесс может ускорить обновление парка телевизоров и широкое распространение Smart TV.
У нас основной прирост пользователей сейчас идет не за счет планшетов и смартфонов, а благодаря "умным" телевизорам. И у конкурентов та же ситуация.
К.: Возвращаясь к теме пиратства. Как вы считаете, борьба с онлайн-пиратством, которая происходит сейчас, имеет какие-то успехи?
А.Засурский: Однозначно могу сказать, что сейчас ситуация лучше, чем когда бы то ни было. Но, в целом, расклад остался прежним. Один из крупнейших источников пиратского видео — сеть "В контакте" — как была, так и есть. Да, она активно "чистит" закачанные пользователями видео, но я готов поспорить, что, если я сейчас зайду "В контакте", то за считанные минуты найду там любой контент, который меня интересует.
К.: Как вы считаете, какой следующий шаг стоит попробовать в борьбе с пиратством?
А.Засурский: Я бы применил немецкий способ — действовать через пользователей. Мне, конечно, как пользователю, тяжело об этом говорить, но с точки зрения результативности, это будет самым эффективным средством.
К.: Поясните.
А.Засурский: Я имею в виду систему предупреждений. При первом нарушении можно по электронной почте выслать сообщение примерно такого содержания : "Уважаемый пользователь, мы знаем, что вы скачали такой-то фильм такого-то числа с такого-то IP адреса. Это незаконно, и за это предусмотрено следующее наказание: ... ". При повторном нелегальном скачивании прислать уже официальное письмо на домашний адрес. Текст разместить тот же самый". Ну, а в третий раз прислать повестку на беседу со следователем, который разъяснит все грозящие нарушителю меры наказания.
В общем, нужно создать неудобства. А то сейчас как происходит? Человек видит, что за все отвечают площадки, а не пользователи, и относится к нелегальному скачиванию легкомысленно. Мол, пока мне за это ничего не будет, скачаю. А люди должны чувствовать свою ответственность за нелегальное скачивание. Я — за максимально мягкие, но действенные способы для того, чтобы до пользователей этот посыл был доведен.
К.: На Stream, несмотря на то, что это платный сервис, все же можно найти и бесплатный контент. Для чего он там?
А.Засурский: Это способ завлечь пользователей, возможность продемонстрировать, что у нас есть и как сервис работает.
К: А люди не остаются на одной лишь "приманке"? Это не снижает их платежный потенциал?
А.Засурский: Фильмы, которые мы предоставляем бесплатно, значительно отличаются от тех, что мы предоставляем за деньги. Новинки в бесплатный доступ мы не выкладываем.
К.: Сколько у вас стоит самый дорогой фильм?
А.Засурский: Порядка двухсот рублей.
К.: А какой минимум?
А.Засурский: 49 рублей. Надо сказать, что минимальные цены чаще всего устанавливают нам правообладатели. Они диктуют нам, не меньше какой цены можно продавать их фильм.
К.: Какое у вас совокупное число пользователей и сколько из них активных?
А.Засурский: Общее количество пользователей измеряется сотнями тысяч, процент активных назвать сложно, есть лояльные зрители, которые пользуются сервисом уже пару лет.
С расширением нашей продуктовой линейки и введением новых услуг к нам постоянно приходят новые покупатели. Недавно мы запустили услугу catch up и теперь пользователи могут смотреть популярный сериал "Кухня" на своих мобильных устройствах уже через час после выхода серии в эфир на канале СТС. Мы видим, насколько сильно востребована такая услуга и планируем развивать дальше это направление.
В среднем, один пользователь делает 1,5 покупки в месяц, при этом средняя стоимость покупки составляла 65 рублей. Это данные на декабрь прошлого года.
По итогам 2013 года наша выручка выросла в 10 раз. И основной прирост шел за счет пользователей Smart TV. В январе 2014 года 79% покупок и просмотров у нас приходилось на Smart TV, 18% — на мобильные устройства и 3% — на web.
К.: Ну и в заключение — буквально пара слов, оценка рынка.
А.Засурский: Рынок очень перспективный. И я убежден, что даже с такими трудными условиями работы с мейджерами, он встанет на ноги. Если с мейджерами не удастся выстроить нормальный алгоритм сотрудничества, начнем более плотно работать с российским кинематографом. Будем покупать у отечественных правообладателей контент на лучших условиях, активнее его продвигать, что приведет в итоге к тому, что аудитория будет больше смотреть российское кино, а российский кинематограф сможет больше зарабатывать.
К.: Спасибо!
Беседовала Яна Бельская
Темы
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии