АКТР: рынок в цифрах и регулирование

20.02.2014 15:15
На прошедшей выставке CSTB’2014 президент АКТР Юрий Припачкин поделился данными по объему рынка неэфирного ТВ России и итогами деятельности ассоциации за последние два года. Предлагаем ознакомиться с основными тезисами доклада Припачкина. Отметим, что данные по рынку платного телевидения, которыми он апеллировал, скомпилированы из разных источников — как из собственных сведений АКТР, так и из данных аналитиков, к примеру, агентства iKS-Consulting (напомним, что "Кабельщик" недавно публиковал обзор Елены Крылой из iKS-Consulting на тему эволюции пользовательских устройств и отражении этого на телеком-рынке и привычках теле- и видеосмотрения). 
 
Итак, что мы имеем? Что за прошедший год рынок неэфирного телевидения в России вырос на 13% и составил 52 млрд рублей. За указанный период увеличилось и количество абонентов — на 9%, превысив порог в 33,6 млн домохозяйств. Таким образом, проникновение платного ТВ по стране на конец 2013 года составляло 60%. Нельзя не отметить, что более половины абонентской базы составляют подписчики цифрового ТВ.
 
Если говорить о структуре платного ТВ, то по подсчетам того же iKS, в России сейчас большая часть абонентов закреплена за кабельным телевидением — 52% (при этом роста сектора за прошлый год не произошло) или 17,3 млн ото всех домохозяйств, за спутниковым — 38% (+19%) или 12,9 млн, а за IPTV — 10% (25%) или 3,4 млн домохозяйств. Что касается доходов, то здесь структура такая же, но цифры несколько иные — 58% доходов от платного ТВ приходится на кабель, 28% — на спутник и 14% на IPTV.
 
 
Также аналитики посчитали средний показатель ARPU по всем сегментам — это 145 рублей для кабельного ТВ, 102 рубля для спутникового и 197 рублей для IP-телевидения.
 
Отходя от общих цифр, перейдем к общим тенденциям. По наблюдениям АКТР, все крупнейшие операторы кабельного и IP-телевидения внедряют новейшие платформы цифрового телевидения, позволяющие предоставлять услуги: а) на любые имеющиеся у абонента устройства, б) в формате телевидения высокой четкости, в) с обеспечением доступности сервисов платформ ОТТ и г) с предоставлением сервиса персонального телевидения.
"Текущий этап развития рынка можно охарактеризовать как начало перехода от эры линейного вещательного телевидения к эре глобального персонифицированного интерактивного видеосервиса", — отметил Юрий Припачкин в своем докладе.
 
Помимо состояния рынка президент Ассоциации кабельного телевидения России поделился основными направлениями работы организации в 2012-2013 годах и планами на 2014-й год.
 
Говоря о делах минувших, Припачкин выделил противодействие планам зашифровать эфирный сигнал каналов первого и второго мультиплексов. Ассоциация вела активную работу с Минкомсвязи и прочими органами, чтобы не допустить кодирования сигнала ЦЭТВ, что, в результате, ей успешно удалось сделать.
 
Также в 2012-13-ом годах ассоциация вела много дел по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль платного телевидения и защите интересов операторов в связи с планами ликвидации в городах построенных воздушно-кабельных линий связи, взаимодействию с обществами по коллективному управлению правами авторов, а также всевозможными ТСЖ и УК.
 
Ну а сейчас основным направлением деятельности АКТР является разработка условий по распространению каналов второго мультиплекса в сетях кабельного ТВ, для чего ассоциация занялась подготовкой и защитой предложений по изменению Правил оказания услуг связи в целях телерадиовешания, а также вопросом исключения из закона "О связи" требования о бесплатном распространении телеканалов, и проведением разъяснительных работ с ФАС на предмет условий деятельности операторов кабельного и спутникового ТВ.
 
Помимо этого АКТР участвует в законотворческой работе по регулированию деятельности, связанной с интернет-пространством и обеспечению операторам обязательных каналов беспрепятственного доступа в жилые здания.