А.Барг: "Импортозамещение у нас своеобразное: западное меняют на китайское"

11.04.2017 14:40
Продолжаем публиковать серию интервью с представителями технологических компаний. И сегодняшний наш собеседник — Анатолий Барг, руководитель департамента перспективных технологий компании "Контур-М". Говорим об оборудовании, на которое снижается спрос, об отечественных особенностях имопортозамещения и о 4K.
 
Кабельщик: Как бы вы определили происходящее сегодня в телекоме?
Анатолий Барг: В нашей отрасли я не вижу никакого яркого, масштабного импортозамещения. Есть несколько российский предприятий, которые успешно работают в области кабельного цифрового телевидения — челябинский "Планар", питерская фирма "Профитт", отечественные производители оптического кабеля. Ну, конечно, шкафы, стойки, механика — это все может быть отечественным. Но 95% оборудования, по крайней мере, передового, поддерживающего передовые форматы компрессии и высокие стандарты — это оборудование исключительно импортное. Что касается софта, то тут есть определенные прорывы: есть российские компании, которые производят решения для ОТТ, для компрессии видео, для инкодинга, транскодинга... Такие, например, как компания Elecard в Томске и отпочковавшиеся от нее компании. Но профессиональное вещательное оборудование, спутниковые приемники, модуляторы, большая часть MPEG-кодеров — все это на 95% пока что импортное, и до тотального покрытия отечественными решениями еще очень далеко.
 
Импортозамещение у нас своеобразное: западная продукция меняется на китайскую — есть такой тренд. На мой взгляд, это неудачное решение. Если дело касается по-настоящему высоких технологий, и прежде всего компрессии видео, то оператор, покупающий дешевое китайское оборудование, в дальнейшем может затратить больше средств на его эксплуатацию, ремонт, замену, обновление и т. д. Крупным бродкастерам все равно надо использовать проверенное оборудование западных компаний — ничего с этим не сделаешь.
 
К.: А какие-то технологии и оборудование уходят с рынка, по вашим наблюдениям? 
А.Барг: Несомненно, уменьшаются потребности рынка в оборудовании для усиления сигналов, идущих через коаксиальный кабель. Объем продаж и спрос на те же магистральные усилители сейчас несоизмеримо меньше, чем 10 лет назад. "Оптика в дом" — это уже совершенно нормальное явление. В крупных городах сплошь и рядом абонент получает коробочку, в которую заходит оптический кабель, а из нее выходят телефон, телевидение (по IP или OTT технологии) и доступ в интернет. Ну, а в небольших и средних городах классика по-прежнему остается.
 
К.: Какие форматы или группы оборудования сейчас растут?
А.Барг: Новые форматы компрессии видео вызывают несомненный интерес. Формат HEVC (High Efficiency Video Coding), или иначе H.265, появился в связи с запросом рынка на уменьшение полосы, которую занимают каналы Ultra High Definition. При обычной частоте кадров 4K видео занимает полосу в 4 раза больше, чем обычное HD видео, а поскольку есть тенденция использовать более высокую частоту кадров, вплоть до 120 Гц, и со временем переходить на 10-битное квантование, канал UHD потребует в 8, 10 или даже в 12 раз более широкой полосы. Понятно, что для 6К и 8К потребуется ещё большая полоса. Соответственно, "обычная" компрессия MPEG-4 для UHD категорически не подходит. Но это уже и не новость — уже несколько лет HEVC-компрессия достаточно широко внедряется. Другое дело, что в России сегодня очень ограниченное количество контента и каналов в UHD-формате. Но за этим форматом будущее, 4К-оборудование быстро дешевеет: бытовая любительская фото- или видеокамера с поддержкой 4К сегодня стоит уже совершенно скромные деньги, а обычный, часто даже совсем недорогой смартфон уже поддерживает видеозапись в формате 4К. Конечно, с низкой кадровой частотой, как правило, с небезупречной компрессией — с кучей артефактов, но это неважно: тенденция прослеживается. А если есть возможность недорогим бытовым устройством записывать видео 4К, то профессиональное вещательное оборудование для создания 4К-контента будет стремительно дешеветь.
 
К.: А спрос на него есть, по вашим наблюдениям?
А.Барг: По-моему есть. Как бы неважно ни шли дела в экономике, всегда остается какой-то относительно успешный социальный слой в больших городах, который, несмотря ни на что, потребляет и будет в дальнейшем потреблять продвинутые видеосервисы. К тому же сейчас чуть ли не каждый телевизор, начиная с некоторого размера диагонали, поддерживает формат 4К. 
 
Анатолий Барг, "Контур-М"
 
К.: Я думаю, что если подавать ему на вход SD-сигнал, то особых преимуществ такой телевизор не даст.
А.Барг: В принципе, да. Но владелец 4К-телевизора часто использует его, чтобы посмотреть на нем свой собственный 4K контент, снятый, скажем, в отпуске где-нибудь в Таиланде, и он ясно видит насколько такая картинка намного более эффектная и впечатляющая, чем просто HD. Знакомство на примере "домашнего контента" с очевидными преимуществами UHD видео создает запрос на платный коммерческий UHD контент. 
 
Тут надо отметить ещё один тренд — к высокому разрешению UHD добавляются ещё и дополнительные расширенные спецификации видео, которые дополнительно обеспечивают зрителю необычно мощное эмоциональное вовлечение в просматриваемый материал. Таких расширений три — это технологии HFR, WCG и HDR. 
 
High Frame Rate — значительно более высокая частота кадров — до 120 Гц, обеспечивает реализм динамичных сцен, дает дополнительный зрительный комфорт и снижает усталость глаз.
 
Wide Color Gamut — сильно расширенный цветовой диапазон, позволяющий отображать необычайно яркие и насыщенные цвета, ранее недоступные в ТВ вещании (внедряются так назвываемые рекомендации ITU-R BT.2020, удваивающие цветовой охват картинки).
 
High Dynamic Range — самая модная на сегодня технология — способ обработки видео, который позволяет вытянуть необычайно глубокие тени и яркие света и сделать их просто осязаемыми. HDR картинка на продвинутом телевизоре выглядит действительно необычайно эффектной, и в совокупности с остальными упомянутыми инновациями и многоканальным звуком, задача снести крышу зрителю при просмотре соответствующего контента решается более чем успешно. 
 
И здесь опять возрастают требования к полосе канала — для качественной реализации HDR и WCG используется не 8-битное, а 10-ти или даже 12-ти битное квантование видео, соответственно полоса канала ещё более увеличивается. Поэтому, на самом деле, основа всего прогресса в современной вещательной ТВ/видео индустрии — это всё более и более эффективная компрессия видео.
 
К.: Как себя чувствует ваш бизнес в эти кризисные годы?
А.Барг: Сейчас мы опустились на некоторое плато, но ниже, кажется, не опускаемся. Как бы то ни было, рынок адаптировался к ситуации. Часть компаний ушли, но те, которые останутся, выживут, и рынок будет продолжаться. Телевидение — настолько неотъемлемая часть потребления, что никуда оно не денется. Кабельное ТВ останется, будут развиваться новые формы доставки контента, связанные с ультраскоростными сетями. Сейчас уже не составляет большой проблемы доставлять HD-видео через IP-сеть, скоро станет возможной и доставка UHD-сигнала. Видео через интернет, без сомнения, будет конкурировать с обычным линейным телевещанием — этот тренд прежде всего виден по передовым странам, таким как США, Япония, Южная Корея, Великобритания. Но он придет и к нам — никуда мы не денемся. 
 
Вот такие мои впечатления. Конечно, знали мы времена и получше. Сейчас количество денег, которые тратятся на инвестиции, на какие-то опытные проекты, несоизмеримо меньше того, что было до 2014 года. Есть надежда, что начавшийся год даст какой-то подъем, потому что немного укрепляется курс рубля, валюта становится чуть более доступной. Может быть, что-то изменится к лучшему в международной политике и с РФ снимут часть санкций.
 
К.: Спасибо!
 
 
Беседовал Юрий Курочкин