"Яндекс" отказался удовлетворить 73% запросов по праву на забвение

29.03.2016 14:52
После вступления в силу так называемого "закона о забвении" компания "Яндекс" получила более 3600 обращений от 1348 человек. При этом большая часть запросов (51%) содержала требования удалить достоверную, но неактуальную информацию, а также недостоверную информацию (30%). В меньшей степени пользователей интересовало распространение информации с нарушением закона и информацию о погашенных судимостях.
 
Из общего числа обращений главный российский поисковик удовлетворил только 27%, оставшиеся 73% он отказался удовлетворять, либо удовлетворил частично (это 9% из указанных 73% отклоненных обращений).
 
"Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую "Яндекс" не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает её распространение чьи-то права или какие-либо законы. Мы предупреждали об этом ещё на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками не свойственные им функции судов или правоприменительных органов. Эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную и недостоверную информацию", - комментирую статистику представители поисковой системы.
 
 
К примеру, в компанию поступали обращения от врачей удалить негативные отзывы на их работу, якобы по причине их неактуальности. Но в таком случае при поиске отзывов о том или ином враче, человек будет видеть только положительные отзывы и не сможет сложить для себя полноценную картину о деятельности специалиста. В данном случае речь идет об  общественно значимой информации, ведь врачам люди доверяют свою жизнь и здоровье. И удалять ее было бы неправильно.
 
Учитывая эту практику, "Яндекс" предлагает внести в "закон о забвении" правки: надо исключить возможность требовать удаления из результатов поиска ссылок на недостоверную или незаконную информацию без решения компетентных органов; добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений об удалении неактуальной информации; предоставить поисковикам право самостоятельно определять форму обращений к ним.
 
В "Яндексе" отмечают, что пока это не полный перечень доработок, в которых, на их взгляд, нуждается данный закон. Остальные предложения компания намерена выносить на обсуждение по мере дальнейшего формирования практики. "Пока ни одного судебного разбирательства по этому закону не состоялось, и сложно предсказать, как с ним будут работать судьи. Как только у нас накопится достаточно информации, мы сможем предложить комплексные поправки к закону, учитывающие опыт его применения", - заявляют в "Яндексе".
 
Тут надо напомнить, что исковые заявления все же были. Впервые они поступили в отношении поисковиков "Яндекс", Rambler и Google в феврале этого года. Однако, Yandex на тот момент заявил, что никакие судебные иски ему не поступали.
 
Так называемый закон "о праве на забвение" был принят летом 2015 года. Документ внес изменения в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса РФ. Законом устанавливается, что оператор поисковой системы "по требованию физического лица (заявителя) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети интернет, позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства РФ, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для физического лица в силу последующих событий или его действий. Исключение составляет информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информация о совершении физическим лицом преступления, по которому не снята или не погашена судимость".