Цифровой налог для иностранных IТ-компаний будет приносить в российский бюджет $53-103 млн (3,8-7,6 млрд рублей) в год, сообщает Forbes со ссылкой на исследование агентства PwC от августа 2021 года, проведенное по заказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Возможные сборы в России рассчитаны, исходя из оценки поступлений в бюджет от аналогичного налога во Франции, где международные IТ-компании должны платить 3% от выручки, полученной в стране, если их общий оборот составляет не менее €750 млн (65 млрд рублей), из которых не менее €25 млн (2,1 млрд рублей) получено на ее территории. Таким образом во Франции за год удалось собрать $415 млн (30,4 млрд рублей).
Для расчетов на российском рынке использовались корректирующие коэффициенты. Аналитики учли, что количество интернет-пользователей в России почти вдвое больше, чем во Франции. Также была учтена специфика российского рынка: ВВП на душу населения во Франции в 4,6 раза выше, чем в России, средний чек пользователя платных функций Facebook - в 5,6 раз выше, а цена за тысячу показов рекламного баннера в YouTube - почти в три раза.
Кроме того, PwC также сравнил эффективную налоговую ставку (среднее значение за 2018-2020 годы) для отечественных и зарубежных IТ-компаний. Этот показатель отражает реальную налоговую нагрузку компаний в разных странах. По данным PwC, для "Яндекса" эффективная налоговая ставка составляет 30% (общая и за пределами США). Для Alphabet (материнской компании Google) — 14% общая и 10% за пределами США, у Facebook — 16% общая и 8% за пределами США, у Apple — 16% общая и 14% за пределами США.
Как отмечает Forbes, эффективная налоговая ставка отечественных IТ-компаний часто выше, чем у зарубежных участников рынка, в частности, из-за невозможности в разных компаниях одной группы уменьшить общую прибыль за счет убытков некоторых бизнесов и платить с нее налог. Также представители PwC отмечают, в РФ невозможно отнести к расходам выданные сотрудникам опционы, которые являются распространенным инструментом мотивации во многих IТ-компаниях.
По мнению главы практики налогового планирования МЭФ PKF Геннадия Тимоничева, более низкая эффективная налоговая ставка у иностранных цифровых компаний по сравнению с российскими может свидетельствовать о том, что зарубежные налоговые органы спокойнее относятся к использованию выгодных налоговых юрисдикций и льгот. Он считает, что ожидаемая сумма поступлений не сможет покрыть разницу в эффективных ставках, а заявленное Минцифрой перераспределение налогов в пользу российских компаний окажет негативное влияние на деловой климат.
Ранее сообщалось, что Правительство РФ определило размер налога для цифровых компаний. Международные IТ-компании и маркетплейсы будут платить 3% от дохода, полученного от жителей РФ. Тогда же представитель зампреда правительства Дмитрий Чернышенко заявил, что возможно как введение налога в одностороннем порядке, так и присоединение Росии к глобальной системе налогообложения, разрабатываемой Организацией экономического сотрудничества и развития.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии