Прокуратура наказывает руководство образовательных учреждений за отсутствие или нарушения работы программы контентной фильтрации доступа в интернет, сообщает информационно-аналитический центр "Сова". Уточняется, что речь идет о программе контентной фильтрации, входящей в пакет лицензионного программного обеспечения, которым все российские образовательные учреждения были снабжены в 2008 году.
По данным центра, с начала 2019 года в разных регионах России выявлено пять случаев нарушений, связанных с отсутствием программы контентной фильтрации. Из них один - в январе, три - в феврале и еще один в марте.
В январе 2019 года Прокуратура города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выявила, что в Лицее №2 не установлена система контентной фильтрации на учебных компьютерах. В адрес директора лицея было внесено представление об устранении нарушений закона. Также прокуратура возбудила дело по части 2 статьи 6.17 КоАП (неприменение мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию). Дело было рассмотрено мировым судьей, и школа оштрафована.
В феврале 2019 года снова в Ханты-Мансийском автономном округе, на этот раз в Сургутском районе, прокуратурой было выявлено, что в Лянторском нефтяном техникуме не была установлена система контентной фильтрации на компьютерах в кабинете информатики. Также было возбуждено дело об административном правонарушении, в итоге техникум оштрафован.
Еще один случай был выявлен прокуратурой Республики Марий Эл в Октябрьской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Там также не была установлена система контентной фильтрации. Прокуратура внесла директору школы представление, которое было удовлетворено судом, а инженер-программист был привлечён к дисциплинарной ответственности.
Третий февральский случай имел место в Рязанской области, прокуратура выявила, что в зале Михайловской детской библиотеки (МУК "Центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина") на одном из компьютеров отсутствует система контентной фильтрации. Прокуратура внесла в адрес главы администрации района представление об устранении нарушений.
В марте в Забайкальском крае, в Железнодорожном районе Читы, прокуратура выявила, что в нескольких филиалах МБУК "Централизованная библиотечная система" контент фильтра либо не было вовсе, либо он был неверно настроен. По итогам проверки руководителю учреждения вынесено представление, а два виновных должностных лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Надо отметить, что информационно-аналитический центр "Сова" собирает статистику подобных случаев с 2010 года. Для сравнения, в 2018 году их было выявлено 11, в 2017-м - также 11, в 2016-м - только 5 за весь год.
Тем временем Роскомнадзор распространил "Памятку для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организующих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством общедоступных Wi-Fi сетей. Полностью с текстом документа можно ознакомиться здесь.
В памятке три блока: требования ко всем публичным Wi-Fi сетям, требования к сетям, доступным для лиц моложе 18 лет, и отдельно - требования к сетям, организованным в образовательных учреждениях.
Требования идентификации пользователей по документу или номеру мобильного телефона, а также требование ограничения доступа к сайтам, внесенным в Единый реестр запрещенных сайтов, являются обязательными для всех, поэтому, в частности, блокировка обычно осуществляется провайдером.
Если сеть Wi-Fi доступна для лиц моложе 18 лет, также требуется ограничить доступ к информации, которая может причинить вред их здоровью или развитию. В "Памятке" подчеркивается, что сайты, содержащие такую информацию, могут не входить в Единый реестр запрещенных сайтов, поэтому не блокируются провайдерами, в таких случаях следует применять системы фильтрации контента (СФК), предлагаемые сторонними организациями.
"Неприменение таких мер влечет административную ответственность для организатора публичного доступа (в контексте памятки в т.ч. для лица организовавшего публичную Wi-Fi точку) по ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ и наложение штрафа на ИП в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей", - говорится в "Памятке".
При этом под мерами понимается организация не только фильтрации контента, но и контроля за этим процессом, а также рассмотрение жалоб и претензий по вопросу доступа несовершеннолетних к запрещенной информации в течение десяти рабочих дней, и устранение нарушений, также в течение десяти рабочих дней.
Если сеть находится на территории образовательного учреждения, но не доступна детям, необходимо выполнять все вышеперечисленные требования, а кроме того, принять дополнительные меры к ограничению доступа к информации, не соответствующей образовательным целям.
Если сеть находится на территории образовательного учреждения и доступна детям, необходимо выполнять все вышеперечисленные требования, включая требования для сетей, находящихся на территории образовательного учреждения, но недоступных детям, а также рекомендуется осуществлять дополнительные административно-организационные меры. Например, проведение образовательных и консультационных мероприятий с родителями. Также рекомендовано проводить мониторинг выполнения необходимых организационно-административных мероприятий по этому вопросу и оказывать организационную и методическую поддержку работникам учреждения, в том числе путем направления на повышение квалификации по данному вопросу.
Напомним, в конце февраля сообщалось, что штрафы за распространение вредной для детей информации могут удвоить. Соответствующий законопроект внесла на рассмотрение Госдумы сенатор Людмила Бокова.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии