После введения санкций российские ИТ-компании столкнулись с серьезными проблемами, связанными с сотрудничеством с заказчиками из "недружественных" государств. Клиенты больше не могут приобретать российское ПО либо по прямому запрету, либо в связи с блокировкой операций с российскими банками, сообщает "Руссофт".
Спрос на российское ПО сохранился, и западные компании закупают его через офисы в нейтральных странах — в Армении, Турции, Казахстане, Черногории, Узбекистане, Грузии и ОАЭ. Однако прямая торговля на европейском или североамериканском рынке по-прежнему остается для российских производителей слишком сложной задачей. Согласно опросу, только 3% опрошенных компаний-разработчиков ПО намеревались выйти на европейский рынок в 2022 году, в прошлом году этот показатель насчитывал 7,8%. Для североамериканского рынка (США и Канада) это число упало более чем в три раза — до 1,8 вместо 6,8%. Надо отметить, что опрос проводился с февраля по конец мая, а значит, не все компании оценивали масштаб негативных последствий, намереваясь вернуться к прежнему сотрудничеству, следовательно, в будущем эти показатели могут упасть до 0.
Для увеличения, кликните на изображение.
Отказавшись от европейского и североамериканских рынков, российские софтверные компании начали проявлять интерес к рынкам Южной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америки и Ближнего Востока. Количество компаний, планирующих освоить рынок Южной и Восточной Азии, выросло почти в два раза — с 5,6% в 2021 году до 9,6% в 2022-м. Наиболее привлекательным для разработчиков является индийский рынок, интерес к нему вырос с 2,4% до 7,2.
Выросла популярность рынка Южной и Центральной Америки. Выйти на него планируют 7,8% вместо 4,9% в прошлом году. 8,4% (вместо 4,4% в 2021 году) намереваются освоить рынок Ближнего Востока. А вот популярность рынков стран бывшего СНГ падает, только рынок Узбекистана стал более привлекательным — его показатель вырос до 9,6% (в 2021 году он составлял 6,8%).
Выход на международные рынки сопровождается рядом сложностей. Так, в регионе ЮВА большую проблему создает языковой барьер, а в Южной Америке длинее цикл продаж. Однако это не мешает российским компаниям осваиваться на старых рынках и даже открывать новые. Глава комитета по экспорту "Руссофт" Сергей Ожегов выразил надежду на то, обсуждаемые меры господдержки позволят справиться с этими проблемами: "Я говорю, например, про институт цифровых атташе, платформенное продвижение продуктов. Это облегчит продвижение и тем компаниям, которые уже активны за рубежом, и новым компаниям, которые только присматриваются к такой возможности".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии