В России больше доходов приносит телереклама, в основном размещаемая на эфирных каналах, чем абоненты, которые не настроены платить за телевидение и пока не видят большой разницы между аналоговым и цифровым вещанием — считают участники круглого стола, прошедшего во вторник в РИА Новости. Представители нескольких компаний отрасли, участвовавшие в круглом столе «Грань между зрителем и абонентом: современное состояние отрасли телерадиовещания», так и не пришли к единому мнению о том, какова разница между зрителем и абонентом, зато с разных сторон описали текущее положение дел в России с развитием платного телевидения. Участники мероприятия также постарались заглянуть в ближайшее будущее, которое не выглядит абсолютно безоблачным: развитию отрасли мешают «предрассудки» российских телезрителей и нечеткая правовая база.
Убийца времени сломает барьеры
Заместитель генерального директора «Комстар-регионы» Дмитрий Багдасарян считает, что одной из причин относительно низкой популярности услуг платного телевидения в России являются «ментальные барьеры» людей. «Они привыкли к тому, что телевидение бесплатно, а также и при этом многие боятся того, что такое „бесплатное“ телевидение — это убийца времени», — сказал Багдасарян. Специалист из «Комстар-регионов», впрочем, уверен, что совместными усилиями компании отрасли разрушат все барьеры и привьют россиянам понимание телевидения как платной услуги, которая является очень качественным и полезным продуктом и может выступать как образовательный ресурс и как способ полезного проведения досуга. А потенциал у отрасли огромен — сейчас проникновение платного ТВ в России — 30% при среднем ARPU всего в 5 долларов. По мнению аналитика " IKS-консалтинг " Константина Анкилова, в России цифровое платное телевидение смотрят
Телевидение для рекламодателей
По данным «Комстара», реклама приносит ТВ каналам (главным образом эфирным, т.к. называемому 1 и 2 мультиплексам) вчетверо больше доходов, чем непосредственно зарабатывают операторы платного телевидения на абонентской плате, тогда как в Европе и США абонентская плата — главный источник прибыли для телевизионной отрасли. «Выбор у абонентов будет тогда, когда у нас появится возможность продавать канал, а не рекламу», — сказал генеральный директор межрегионального оператора " ЭР-Телеком " Андрей Семериков. Разнообразие каналов в России действительно невелико — только за год в Европе появилось примерно столько же новых телеканалов, сколько всего представлено сейчас в нашей стране (240 против 260). Всего же в европейских странах работают, по словам Дмитрия Багдасаряна, 8600 разнообразных телеканалов. Столь существенная разница объясняется объективной причиной — в России переход к цифровому телевидению предполагается завершить только к 2015 году, а аналоговое вещание очень неэффективно в использовании дефицитного радиочастотного ресурса, что и разнообразию телепередач не способствует. Сейчас телеканал для окупаемости должен рассчитывать на огромную аудиторию, в то время как нишевое/тематическоеТВ не для всех получит шанс только после массового перехода на цифровое вещание, считает Багдасарян.
Вымирание в пользу Интернета
Тем временем, все специалисты понимают, что промедление в развитии отрасли смерти подобно, так как эфирному, спутниковому и кабельному телевидению на пятки наступает интернет со своими почти безграничными возможностями. Золотоносная реклама тоже утекает в Сеть, а молодые люди нередко вовсе отказываются от телевизора в пользу компьютера. По мнению директора по телевизионным исследованиям компании TNS Ксении Ачкасовой, телевидение должно становиться нелинейным и интерактивным, так как зритель смотрит именно контент, выбирая при этом, когда и где смотреть. «В Великобритании уже примерно 20% просмотров телепередач приходится не на традиционный домашний телевизор, а на отложенный просмотр, просмотр в гостях или с помощью мобильных устройств», — говорит Ачкасова.
Буква закона
Глава юридической дирекции оператора спутникового вещания " НТВ Плюс " Ольга Воробьева видит одну из проблем развития отрасли в том, что у нее в России нет четкой правовой основы. В частности, не разделены понятия «производитель контента», «вещатель», «оператор связи» и отношения между этими субъектами. «Отрасль развивается быстрее законодательства», — констатирует Воробьева. Глава юрдирекции также сетует, что не получается донести до регулятора единую позицию всех игроков рынка о том, каким должно быть законодательство, регулирующее телевидение — такой позиции просто нет. Семериков удивляется тому, что в правительстве время от времени серьезно обсуждают вопрос о том, чтобы телевидение стало вообще бесплатным. «У нас в стране надо быть все время готовым к переходу от предпринимательства к госслужбе», — шутит он.
На пути от зрителя к абоненту
О самом же главном, то есть о том, что именно ищут далекие от общегосударственных дел пользователи в телевидении, узнать, оказывается, сложно даже специалистам. Ни у кого из них нет никаких сомнений в том, что людям сейчас, как и десятилетия назад, нужны фильмы, развлечения и новости, но секрет того, как зрителя сделать абонентом, не поддается разгадке. Собравшиеся за круглым столом дружно развеяли ошибочное мнение о том, что козырной картой в любом пакте телеканалов является эротика, но на раскрытие «рецепта успеха» это откровение явно не тянуло. Ачкасова и вовсе уверена в том, что детальная задача пользовательского выбора в общем случае не решаема: опросы могут говорить об одних критериях выбора, а реальная статистика подписки на те или иные ТВ-пакеты будет противоречить этим данным. Впрочем, одна методика учета предпочтений зрителей на круглом столе все же была оглашена. По мнению Семерикова, предельно честен человек тогда, когда он расстается со своими деньгами.
РИА Новости, Александр Бумагин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии