Стратегическая сессия по актуальной повестке медиаиндустрии
Деловая программа CSTB 2023 началась с пленарного заседания, в котором приняли участие генеральный продюсер "Первый канал. Всемирная сеть" Дмитрий Борисов, генеральный директор "Медиа Телеком" и директор по контентной политике ПАО "Ростелеком" Александр Косарим, генеральный директор "МТС Медиа" Алексей Иванов, генеральный директор ГК "Орион" Кирилл Махновский и исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова. Модератором выступила Ксения Болецкая. Подробный репортаж читайте в telegram-канале "Кабельщик на выезде".
Ксения Ачкасова:
- Среднестатистический зритель смотрит телевизор около 4 часов в день. Молодежь сейчас смотрит ТВ меньше, чем в предыдущие периоды.
- Растет нелинейный просмотр. Люди до 35 лет уделяют большую часть времени нелинейному просмотру, чем ТВ в 2022 году.
- Тем не менее, после ухода игроков стабильность телесмотрения сохранилась за счет того, что зрители перешли с ушедших каналов на оставшиеся.
- Социально-политические программы, новости, сериалы, кино, развлекательные жанры занимают более 80% времени просмотров.
- За последнее время увеличивается интерес к новостям в связи с политическими событиями.
- Суточный охват интернета — 95 млн пользователей. Это практически совпадает с месячным охватом. То есть те, у кого есть интернет заходят туда каждый день.
- Телезрители — чем старше, тем больше времени смотрят ТВ, интернет-пользователи — чем младше, тем больше проводят времени в интернете.
- Telegram: время растет и продолжает расти. Треть времени в Telegram приходится на медиа, то есть 2/3 времени люди общаются.
- Соцсети: VK вырос, TikTok и ОК практически не поменялись.
- Большая часть видеопотребления в интернете приходится на YouTube. Больше всего там ищут познавательный и развлекательный контент.
Ксения Ачкасова также анонсировала, что Mediascope будет составлять отчеты еще и по рынку онлайн-кинотеатров, основываясь на данных самих сервисов
Как изменилось смотрение за 2022 год
Александр Косарим: Смотрение увеличилось, поскольку была очень мощная новостная повестка. Для людей триггером подключения на онлайн-кинотеатр является наличие того или иного телеканала.
Кирилл Махновский: Мы считаем линейное телесмотрение. Уход мейджорских каналов никак не отразился на перераспределении между федеальными и неэфирными. То есть замещение прошло успешно. И произошла переоценка — уход дорогих телеканалов никак не отразился на времени смотрения.
Алексей Иванов: Драйвером смотрения стал ОТТ, мы в разы выросли в том времени, которое люди проводят с нами. Kion живет и в IPTV, и в ОТТ. И люди, которые вчера смотрели ТВ, начинают переходить на видео по запросу в IPTV. Но это не идет в ущерб телесмотрению.
Александр Косарим: Почему линейное ТВ еще является популярным: потому что выбор - это сложная работа. Зрителю не нужно ничего выбирать.
Об уходе иностранных каналов
Дмитрий Борисов: Популярность ушедших каналов была сильно преувеличена, по-моему мнению. Там были раскрученные бренды. Но если спросить зрителей, выяснялось, что они их даже не включали, просто слышали о них. Редко кто из зрителей доходит до конца списка каналов у оператора. Многие зрители, которые не были падки на бренды, ухода крупных каналов не заметили. Мы немного подросли, так что оставшимся каналам только лучше. Есть надежда, что доверие к ОТТ вырастет. Точки роста для них не только ориджиналсы, но и добавление новых каналов.
Алексей Иванов: Это старая история. Не всегда брендовый канал приносит много просмотров среди пользователей у операторов. Мейджерские каналы не дают того результата, который ожидаешь за эти деньги. Большое количество стало делать телеканалы собственного производства. Смотрение выкарабкивается и оно компенсируется. Это говорит о том, что внутренний продукт становится не так уж плох. Судя по метрикам, замещение успешно произошло, смотрение выкарабкивается и увеличивается. Плюс пользователь перенацелил свое время на другой контент. Это поменяло пользователя, который нашел новые для себя ниши. Но я надеюсь, что мейджоры вернутся — это качественный контент, который достоин зрителя.
Вопросы регулирования
Кирилл Махновский: Многие требования, которые нам предлагает регулятор, не всегда понятны и выполнимы. Хочется, что если тебя будут штрафовать, то хотя бы было понятно, за что.
Алексей Иванов: Вещи, которые к нам приходят от регулятора, не помогают усиливать счастье пользователя, а наоборот. Хочется диалога и понимания регулятора, чтобы изменения, которые вводятся для пользователя, ему действительно помогали. Регулятор должен понимать последствия регуляторных изменений и реализацию для пользователей. Мы готовы к диалогу с регулятором.
Александр Косарим: Любое хорошее начинание может в итоге негативно сказываться на пользователе. С законом об ЛГБТ мы прошли определенный путь от начальной (жесткой) инициативы к тому, что есть сейчас. В итоге мы не увидели существенное падение MPS. Про новую иницитиву про оповещение. Раздражающие напоминания могут заставить людей отписываться. Большие блуждающие массы без подписок никому не нужны. Неизвестно, куда они пойдут дальше. Мы против избыточного регулирования.
Дмитрий Борисов: Нас регулируют дольше и мы более привыкшие. Что касается закона про ЛГБТ — нужны точные критерии, нельзя просто так что-то запретить. На канале "Музыка Первого" с молодежным контентом каждую минуту можно наткнуться на регулирование. У нас ежедневный эфир, нам нужно понимать, как соблюдать законы, чтобы не было абсурда. Я не могу объяснить Клаве Коке, что нельзя петь, что ты пьяная домой едешь. А вдруг это пропаганда нездорового образа жизни? Поэтому нужны четкие критерии. А иначе мы рискуем потерять молодую аудиторию. И неизвестно, куда она пойдет.
Александр Косарим: Надо отдать должное регулятору — весь прошлый год прошел в формате диалога. Понятно, идеальной системы не будет. Хорошо, если законодательные инициативы будут обсуждаться с нами заранее.
Импортозамещение
Кирилл Махновский: Мы оказались первые в импортозамещении, когда нам пришлось переходить с Intelsat на Экспресс-80. Переход с одного спутника на другой — это страшный сон оператора DTH. Но пользователи восприняли все спокойно и даже черный экран. Подготовка к замене иностранного софта началась с 2014 года. Начинаем больше присматриваться к китайскому оборудованию. Думаю, скоро операторы будут его внедрять.
Ксения Ачкасова: Нам пришлось отказаться от импортного оборудования. Оборудование для метрик было российское.
Дмитрий Борисов: Год показал, что страна у нас большая, умных людей много. Было сложно, но в этой части было занимательно и увлекательно. Без такого стресса многие не сдвинулись бы с места. Когда все перестает работать, понимаешь, что рисовать и монтировать надо по-другому. Но мы приспособились.
Дмитрий Борисов также анонсировал первый отечественный канал для животных "Лапки Live". Контент канала — программы, на которые должны реагировать домашние животные.
Александр Косарим: У нас собственное решение, с проблемами столкнулись только с точки зрения "железа", как и все.
Зарубежный контент на российском рынке стриминговых платформ. Что выбирает зритель
На круглом столе участники обсудили особенности работы с турецким, индийским, израильским, корейским, китайским и японским контентом, а также о том, способен ли он заменить фильмы ушедших из России голливудских мэйджоров.
Екатерина Пшеницына, эксперт по международным продажам и рынкам: Болливуд стремится в целом к Голливуду. Контент, снятый в южных регионах Индии — более народный, там часто поднимаются такие темы как борьба с несправедливостью, рост из низов. Южный контент более креативный, более эмоциональный, отличается повышенной жестокостью. В последние годы он стал пользоваться большей популярностью. Самый яркий пример — "RRR: Рядом ревет революция". Из пяти самых кассовых индийских фильмов в мире три — это южный контент. Сейчас индийский контент закупается крупными студиями как Netflix, Amazon. На российских сервисах можно найти индийский контент. Если хочется добавить экзотики, можно взять южный контент, но это будет эксперимент. Болливуд более понятен нашему зрителю.
Лили Шерозия, директор телеканала ТВ3: ТВ3 — мистический канал, поэтому лучше всего у нас сложилось с корейским контентом. Но цифры начали падать и мы поставили этот проект на паузу. Пробуем работать с индийским контентом. Но он очень экзотический для нашего зрителя. Попробовали индийский вариант "Гордости и предубеждения", зашло не очень.
Нашему каналу сильно подходят китайские сериалы по жанру и по тематике, но мы не смогли купить ни одного. Когда сериал делается для платформы — он делается на экспорт. Сериалы для внутреннего рынка сильно отличаются. С этим нет проблем у Кореи, но есть у Китая и Японии.
Рынок индийских сериалов будет расти после прихода Netflix и Amazon, которые видят потенциал в этом контенте.
После привычки смотреть российский контент не факт, что вернется привычка смотреть Голливуд.
Иван Гринин, заместитель генерального директора по контенту "Иви": Я был уверен, что мир рухнет после ухода "Дисней". Но прошло уже 14 дней и ничего не случилось. Уход крупных мейджоров восполняется хорошим американским контентом.
У нас каждую неделю выходит премьера. Заменить нельзя только франшизы. Придется обходиться без Marvel и DC.
Вырос интерес к корейским дорамам. В России очень много фанатов дорам, но они еще не привыкли платить за контент. Мы видим интерес и активно вкладываемся в корейский контент.
"Иви" начал вкладываться в турецкие сериалы еще за пару лет до того, как это стало модным. Мы будем теперь выкладывать сериалы не когда они уже прошли в Турции, а с минимальной задержкой. Заключили договор с крупной турецкой кинокомпанией.
Мария Смирнова, директор по контенту Kion: Голливуд ушел, но ушедшие студии — это порядка 1000 тайтлов. Количество турецкого, индийского и китайского контента выросло, но немного. Он был на платформе всегда. Наш зритель созрел для длинных сериалов. Существует определенное предубеждение против азиатского контента, и это проблема.
Ольга Каширина, продюсер, востоковед: Китайского контента на рынке очень мало. Причин, почему не нашло своего зрителя несколько: культурные особенности; высокая стоимость; мало снимают для внешнего рынка. Но если смотреть и выбирать — подходящего контента много.
Светлана Пахомова, культуролог-гебраист, специалист по израильскому кино, преподаватель НИУ ВШЭ, МВШСЭН: С израильскими сериалами нет проблем с культурными особенностями. В 90-х государство обязало кабельных операторов вкладываться в кино и начался подъем на израильском кино и сериальном рынке. Израильское кино делает упор на актерскую игру. Израильские сериалы адаптируются в других странах, например "Родина", "Ваша честь", "Светофор". Есть и оригинальные израильские истории. Например, "Стокгольм", "Когда герои летают", "Долина Слез", "Урок".
Онлайн-платформы. Коллаборации, монетизация, контент
Генеральный директор ИАА Telecom Daily Денис Кусков подвел итоги работы отрасли ОТТ в 2022 году:
- С помощью ориджиналс ОТТ привлек больше внимания пользователей.
- 63,3 млрд рублей заработано онлайн-видеосервисами в 2022 году, на первом месте "Кинопоиск".
- Если брать рынок библиотек, то в начале 2022 года в среднем насчитывалась 31 тыс. единиц контента, за год это количество уменьшилось на 7%.
- Проникновение смарт-ТВ растет.
- Люди готовы платить за качественный контент. В следующем году будет больше ориджиналсов, больше разнообразного контента.
- Если не считать Netflix и Мегого, то рынок вырос намного больше, по сравнению с предыдущими годами.
О росте рынка, аудитории и аналитике
Макар Кожухов, Premier: Основные точки роста — персонализация и рекомендации продукта. Из-за огромного количества контента зритель тратит время на выбор, а не на просмотр. В контенте видеосервисы ушли дальше, чем в технологиях. В конечном счете мы заинтересованы в количестве зрителей и продолжительности жизни отт-платформ.
Алла Маслова, “Медиателеком”: Мы ожидаем рост со стороны ОТТ-платформ. Аудитория растет. Те, кто сейчас не могут платить, захотят платить в будущем. Персонализированный контент для определенной аудитории будет работать.
Александр Нечаев, ВГТРК: Для полного охвата нужны новые люди — аудитория старше 60 лет. С правильной адресацией контента мы можем охватить и их. Очень важно, чтобы то наследие, которое есть в России, было доступно всегда. Поэтому необходимо не только создавать новый контент, но и оцифровывать старый, который уже ранее был создан. Это также поможет охватить новый сегмент аудитории.
Игорь Мишин, Kion: Нет конкретной аналитики. Есть индустрия ОТТ-сервисов, есть эфирного ТВ. Это абсолютно разные истории с точки зрения бизнеса и экономики. Платформы, которые выросли из каналов и самостоятельные — это разные сервисы. Сейчас в качестве измерителей в ОТТ потянулись все аналитические сервисы и компании, которые всегда измеряли ТВ. А киноиндустрия приписывает нас (ОТТ) к себе. Поэтому происходят проблемы в метриках.
Раньше рейтинг был валютой. Сегодня количество платящих и смотрящих особо не имеет отношения к бизнесу, как и многие другие метрики. Надо рынку договорится предоставлять открыто данные, сформировать четкие метрики, по которым мы хотим, чтобы нас измеряли. Чтобы они были прозрачны и понятны всем. Надо вместе обсуждать этот вопрос.
О контенте и уходе мейджоров
Александр Нечаев, ВГТРК: У нас нет иностранного контента. Многие обращались к нам для приобретения нашего контента, мы ничего не отдали. Распыление контента — распыление аудитории. В основе "Смотрим" — контент ВГТРК. Мы наращиваем собственный и другой русскоязычный контент и планируем стать агрегатором этого контента. Будем предлагать гибкие модели монетизации. Уход зарубежных мейджеров, открыл возможности для отечественных компаний.
Игорь Мишин, Kion: При том количестве новинок, которые мы приобретаем, плюс ориджиналсы и коллаборации с каналами, мы превратились в то, что является простым кинотеатром, куда люди всех возрастов приходят смотреть новинки разных жанров. Доходы у всех растут, драейверами становятся и соэксклюзивы, которые мы покупаем у кинотеатров. А вообще, классно онлайн-кинотеатрам без ушедших мейджоров. Еще до их ухода был заметен рост интереса к турецкому, корейскому контенту.
Антон Володькин, Wink: Паники по смотрению нет. Голливуд нам помог: начал снимать фильмы не для нашего менталитета. Осталось только научится классно делать спецэффекты.
Иван Гринин, "Иви": У нас был момент паники. Думали, упадет поддержка с уходом крупных проектов. Люди переходили на тот контент, который остался. Мы ожидали, что уйдут десятки процентов зрителей, но цифры оказались меньше.
В рамках форума также прошло мероприятие для вещателей и операторов Content Promo. Представители российских телеканалов рассказали о том, как делать цепляющие проморолики и презентовали новинки — The Explorers, "Сапфир", "Кинеко" и Terra. Участниками стали Илья Цыганов (ТПО "Ред Медиа"), Анна Бахрушева (MBG), Наталья Сидоренкова ("Первый ТВЧ"), Дарина Заболоцкая ("Скай Медиа"), Артем Войтюк ("Уфанет"), Екатерина Якушенко (Thema Rus), Мария Дворядкина ("Мультиландия") и Мария Лобачева ("Медиа Телеком").
Подробный репортаж смотрите в телеграм-канале "Кабельщик на выезде".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии