Главное мероприятие Ассоциации кабельного телевидения России, отложенное ранее из-за пандемии коронавируса, все-таки состоится: после смягчения эпидемиологической обстановки в Москве и Подмосковье, организаторы назвали новые даты проведения: 5-8 сентября.
Темы те же – наиболее актуальные вопросы развития медиа в 2021 году:
- Основные результаты и тренды развития медиаотрасли в России;
- Цифровая трансформация и регулирование рынка платного ТВ;
- Тематическое телевидение в эпоху ОТТ-сервисов;
- Стратегии малых и крупных операторов в условиях глобализации и новой технологической реальности.
Кабельщик, как обычно, пристально следит за происходящим на конференции и ведет репортаж.
Отраслевая конференция кабельной и медиаиндустрии "Новые вызовы и новые возможности бизнеса"
Конференция стартовала - народ собирается
Итак, долгожданная (без преувеличения) конференция стартовала. Кворум точно есть: народ явно истосковался по личным встречам, июньской CSTB ему не хватило - в "мирные времена" отрасль традиционно собиралась не реже раза в 2 месяца, а то и чаще - почти ежемесячно был какой-нибудь повод выйти из офиса в люди. А тут еще и такой любимый формат - комфортный загородный отель, свежий воздух и концентрация телекабельных топов. Самое время поговорить о проблемах и их решениях.
Если кто подзабыл (ну, и чтобы не искать) - программа первого дня
6 сентября:
11:00 – панельная дискуссия "Основные результаты и тренды развития медиаотрасли в России. Концепция развития телерадиовещания в РФ"
14.00 – круглый стол "Цифровая трансформация и регулирование рынка платного телевидения".
16.00 – сессия "Новые правила игры: стратегии телевизионных каналов. Выживут ли линейные телеканалы в новых реалиях рынка?"
Первый доклад (видимо, для затравки) Ксении Ачкасовой из Mediascope: рейтинги и тренды - это всегда интересно.
Панельная дискуссия
Слухи о смерти телевидения в очередной раз оказались сильно преувеличенными. Несмотря на многократно анонсируемый конец, можно резюмировать, что пациент не только жив, но и довольно активен.
Ведущий Михаил Силин
Панельная дискуссия «Основные результаты и тренды развития медиаотрасли в России. Концепция развития телерадиовещания в РФ»
- Выполнение ФЦП развития телерадиовещания – завершение или старт цифровой революции в российском телевещании?
- Обсуждение Концепции развития телерадиовещания в РФ на 2020-2025 годы, разработанной по заданию Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания...
Панельная дискуссия
...
- Телевещание в интернете – что это такое, и его место в общем телевизионном пространстве завтрашнего дня.
- Перспективы телевещания на сетях 5G в России.
- Самоизоляция как лучший способ проверить истинные предпочтения потребителей: аналитика и картина рынка телекома и медиа.
Народу много
Алексей Земский, генеральный директор, АО "Телекомпания НТВ"
1 октября исполняется 90 лет тввещаниюв стране. В этой связи хочу напомнить, что телевидение – это передача движущихся картинок. И этим все сказано.
85% зрителей сегодня получают это твот кабельных и спутниковых операторов и только 15 из эфирного вещания. Все дальнейшее развитие твсвязано с кабельным и спутниковым тв. Все,что вещатели собираются делать, нужно делать вместе с операторами спутникового и кабельного тв.
Телезритель сегодня досматривает то, что не успел посмотреть в прямом эфире. Как только сервис сможет предложить досмотры, это и будет победа.
Земский озвучивает общие цифры по рынку всего платного телевидения:
80% доходов от рынка сейчас уходит к зарубежнымправообладателям, и только 20% остается внутри страны (объем рынка около 104 млрд руб сейчас).
Земский уверен, что на рынке онлайн-кинотеатров с их originals такая же картина.
Вопрос к залу – кто смотрит телевизор – одна рука
Кто смотрит телевидение – три руки
Итого четыре
Вопросы и ответы (а скорее - уходы от ответов :))
Вопрос Алексею Земскому от Михаила Силина про третий мультиплекс.
Два вопроса есть, на которые нужно получить ответ, прежде чем принимать решение по этому вопросу:
Как изменятся видеоизмерения? – к Медиаскопу
И как изменится доходность каналов в цифре? – к НРА
На основе их ответов и нужно будет принимать решение о целесообразности существования третьего мультиплекса...
Андрей Класс, заместитель генерального директора по цифровому развитию, ВГТРК
Вопрос о сервисе "Смотрим"
Более 30 млн ежемесячных контактов с аудиторией сейчас у нас, мы выкладываем туда все, что попадает в эфир. Платформа развивается сейчас, наша текущая задача – это обеспечить некий базовый уровень сервиса, который привыкли получать зрители. Все остальное -потом.
"Мы выкладываем туда сериалы перед эфиром, так же, как это делает Первый канал".
Константин Владимиров, коммерческий директор, "Медиа-Телеком"
Тезисно.
С одной стороны рынок платного ТВ расти больше не будет, с другой 200 каналов меньше чем за 200 рублей это здорово с точки зрения потребителя.
Рекламный рынок растет по отношению к 20 и к 19 году – и на тематических каналах и на эфирных, это значит, что продукт востребован.
Рынок ОТТ растет очень активно, считаю, что он скоро превысит рынок платного телевидения, абонентские базы там больше, арпу выше. Поэтому мы обращаем наше внимание в основном на этот рынок.
Компания Медиателеком оптимистично смотрит в будущее с точки зрения сотрудничества с ОТТ.
Николай Орлов, замгенерального директора по контентной политике Триколор
Практически от всех платформ с originals мы получили предложение по показу их originals на нашей платформе, или предложение по встраиванию их платформы в нашу, но 2-3 миллиона людей, которые это посмотрят, это очень мало. Мы пока в этом участвовать не будем.
Кирилл Махновский, генеральный директор, ГК "Орион"
60 млрд рублей на производство originals потратили в этом году онлайн-кинотеатры (это не считая докупного контента, расходов на маркетинг, инфрастуктуру), а заработали они 29 млрд. Для того, чтобы этот рынок начал себя окупать, ему нужно вырасти в 6-7 раз.
Александр Широких, генеральный директор, Ассоциация НАТ
Телевидение конечно никуда не исчезнет, только перераспределятся среды.
В РБК была слита необсужденная концепция, она еще будет обсуждаться, так что хорошо, что мы об этом не стали говорить подробно сегодня.
Ксения Ачкасова, исполнительный директор, Mediascope
97 процентов населения по-прежнему смотрит телевизор каждый день, и более трех часов (3 часа 43 минуты) в день смотрят именно ТВ контент. Кино, сериалы, развлечения – основное, что смотрят.
Объем просмотров тематических каналов растет, это одна из немногих категорий ТВ каналов, время просмотра которой растет, особенно среди молодежи. В том числе и в онлайне. Лидеры в тематике – киноканалы, познавательные и детские каналы.
Также растут просмотры нелинейного ТВ.
Но Медиаскоп продолжает измерять только просмотры в телевизоре (включая нелинейный), без смартов и десктопа.
Несколько показательных кадров из доклада Ксении Ачкасовой
В зале Александр Широких и еще много наших друзей
Александр Широких тоже начал репортажить в своем фейсбуке :)
"Понеслась. Пленарка Конференции АКТР. Участвую вместе с Алексеем Земским, Andrey Klass, Ксенией Ачкасовой, Николаем Орловым, Михаилом Горячевым, Кириллом Махновским, Сергеем Сторожевым, Михаилом Ковальчуком"
Как-то сразу после доклада Ксении Ачкасовой включилась дискуссия про Витрину
Алексей Земский. Вот вы задаете вопрос по Витрине. Но давайте я вам задам вопрос, а вы попробуйте на него ответить. Вот вещает телеканал в интернете посредством Витрины. Вещателем является МТС. Вот есть приложение Витрины, которое стоит на смартфоне, оператор МТС. Любой смартфон позволяет сделать паузу. Физически – это вещание?
Михаил Силин: Это вопрос?
Алексей Земский: Да!
Михаил Силин: Если вы думаете, что я провокатор, так нет…
Дальше выводят на экран Екатерину Ларину (Минцифра) прямиком из машины
Екатерина Ларина говорит, не могу молчать… Говорит, что нужно понимать, что вещание – одномоментная трансляция в разных средах. Мы понимаем, что интернет в принципе дает небольшую задержку. И тут важно, как считают приборы технологическую задержку – кетч-апом или VOD. Тут вопрос только в том, какой поставить ограничитель на такую технологическую задержку. И разница между этими двумя типами вещания завязана на права для VOD, это совсем другая история.
Чуть позднее Екатерина Геннадьевна снова выходит на связь - уже из офиса - и развивает свою мысль (надеемся, что организаторы все записывают).
В зале Олег Кудряшов - кабельный оператор "Ореол" из Гатчины
"Кабельщиков не много. Каналов больше. Верхняя Пышма, Коломна, Дубна, Уфа – Искандар Бахтияров. Паша Моделин тоже тут.
Пока идет первая сессия. Круглый стол. Сейчас солирует Миша Ковальчук. По делу: про нелинейное телевидение и про проблемы платного ТВ. Утверждает, что 80 процентов идёт иностранным производителям контента.
Очень интересный доклад сделал Медиаскоп – Ксения Ачкасова. Оказывается, в категории 60+ люди смотрят ТВ в среднем 6 часов в день!"
Михаил Ковальчук, генеральный директор, "Сигнал Медиа"
У нас нет нового потребителя, который придет на смену старому. Молодежь вообще не знает, кто такие операторы платного телевидения.
По развитию pay tv Россия занимает четвертое место в мире, а по объему денег на этом рынке – одно из последних (Нигерия, Пакистан, Тайвань).
Нолливуд (Нигерия) производит сейчас кино больше, чем Голливуд.
Если мы сформируем на протяжении следующих 10 лет ценность контента, то молодые люди будут за него платить, если нет, мы останемся на уровне Нигерии и Пакистана. Сейчас институт телевидения дискредитирован, молодежь его не смотрит.
Прислали анонимную реплику из зала :)
"Главная новость конференции: Миша Ковальчук постригся и стал совсем красавчик :)"
(Редакция тут ни при чем, если что!)
Тот же спикер из зала...
... восхищается речью Михаила Горячева (мы тут не всю ее привели, к сожалению) - он перечислил все наиболее "полезные" для отрасли законы и откомментировал их "полезность" в присущей ему едкой и красивой манере.
(Переживаем за Михаила)
Михаил Горячев, директор по развитию линейного вещания МТС
Говорит о законодательных противоречиях в регулировании платного телевидения и деятельности интернет-провайдеров. Существуют проблемы с ростом бизнеса ОТТ из-за новых законодательных инициатив. Как будем развиваться на протяжении следующих трех-пяти лет после последних инициатив – непонятно. Ларина возражает, что концепцияеще обсуждаются.
Ставит под некоторое сомнение перспективы закона об "умном интрнете" в смысле его пользы для операторского бизнеса.
У микрофона Сергей Сторожев, генеральный директор "Витрина ТВ"
Разворачивается дискуссия, что считать вещанием и что VOD.
Михаил Силин: Считается ли catch-up вещанием? И как считать просмотр на смартфоне через паузу? Вопрос распадается на две части: технологии и права.
Андрей Класс: Этот вопрос снимется сам собой, когда будет единая система медиаизмернений.
Ларина по связи: Закон о Витрине является шагом по обеспечению доступности общедоступных телеканалов.
Сергей Сторожев: Регулирование отрасли направлено на то, чтобы обеспечить всех потребителей нашей огромной страны, во всех регионах, качественным вещанием. Давайте все вместе работать в этом направлении.
Технически кечап может быть реализован, и как VOD и как time-shift в live-вещании. С точки зрения прав на вещание, любой timeshift более одной-двух минут является кечапом и требует другого вида прав на контент.
Снова Михаил Горячев
Оператор может предоставлять абоненту облачное пространство, и он может хранить там фильмы, аудиотеку, домашние фотографии. И каким-то чудом он может дать указание своей айпишной приставке, чтобы она записывала туда то, что он смотрит.
И неважно, имеет ли она отношение к МТС – скажем, не имеет, и приставка просто совместима и работает с сетью оператора МТС. И вдруг каким-то чудом она начинает писать Россию-1 24 часа – и оператор к этому не имеет вообще никакого отношения. Это личное желание абонента. И давайте тогда пойдем по всем квартирам и изымем все – тогда никто ничему не будет мешать.
Нам нужно определиться – это пишет оператор, либо это чисто клиентское решение, у которого дома стоит суперприставка с SSD-диском и просто пишет эфир. Либо это какая-то хитрость, когда оператор предоставляет абоненту облачное пространство, и в это облачное пространство пишутся все 250 телеканалов, и абонент просто пользуется им.
Не убедил...
Алексей Земский: Если создал это облачное пространство, к которому еще делает гид или какую-то поисковую систему по контенту, значит оператор точно в доле.
В зале довольно много народу
Затронули интересную тему дискредитации телевизора
Тема вдруг перешла в интересное русло - дискредитация телевизора, люди стесняются говорить, что его смотрят. Но смотрят все равно, и данные аналитиков, особенно технологических измерений это подтверждают. Интересно, чувствуют ли ответственность за это явление представители федеральных телеканалов, находящиеся в зале?
Пленарка закончилась - все пошли на обед. А мы посмотрим фотографии :)
Александр Лебедев, компания РТП Медиа - впечатления
"Приятно видеть профессионалов отрасли в одно время в одном месте с позитивным настроем, несмотря на внешнюю турбулентную среду. Хорошо, что говорят не о смерти линейного ТВ, а о его ещё долгой жизни, и именно это является драйвером привода клиентов и работы с абонбазой. Радостно, что одни (НТВ) считают, что надо воспринимать операторов не как трубу, а как основу бизнеса, и делать с ними колоборации и диджитал проекты. Но плохо то, что другие (Сигнал), наоборот, считают, что операторы – ерунда, и не важно, кто и как доставляет сигнал, и якобы это мировая практика, а важен набор сервисов, где клиент может получить нужный контент. С точки зрения организации, не продумано отопление залов и работа с публикой: на сессиях нет возможности задать вопросы. Да и не все спикеры успевают высказаться".
Александр Широких, Национальная ассоциация телерадиовещателей - впечатление
"Хорошая конференция, аншлаг. Пленарка представляла все сегменты рынка: власть, федеральные вещатели, кабельные каналы, операторы, OTT-сервисы, ассоциации, медиаизмеритель.
Интересно подискутировали, обменялись цифрами и мнениями".
На фото - с гендиректором телеканала "Краснодар" Максимом Жмутским
Еще один комментатор - почему-то поскромничал, просил не называть
Ярче всех, конечно, зажег Михаил Горячев – как всегда, впрочем – о том, как в текущих условиях развивать рынок онлайн-сервисов.
Яркий диалог получился:
Михаил Горячев: Кто-нибудь знает, кто автор Концепции по развитию телерадиовещанию?
Александр Широких: Рабочая группа при Правительственной комиссии по развитию телерадиовещателей во главе с Ольгой Паскиной.
Горячев: А Ольга Паскина у нас откуда? Из НМГ. А кто акционер Витрины? Ну вы поняли…
Стоимость рекламного времени в интернете стали соразмеримы с тем, что на ТВ. Поэтому нужна нормативно-правовая база, чтобы это отрегулировать. Начинается попытка урегулировать эти денежные потоки. IPTV была серая зона, ОТТ тоже. И тут люди поняли, что там есть деньги – и появился закон о Витрине.
Вторая часть марлезонского балета
Сессия "Новые правила игры: стратегии телевизионных каналов. Выживут ли линейные телеканалы в новых реалиях рынка?"
В программе обещаны выступления
• Алекся Земского (Телекомпания НТВ)
• Михаила Ковальчука (Сигнал Медиа)
• Константина Владимирова (Медиа-Телеком)
• Григория Лаврова (Медиа Альянс)
• Максима Полухина (телекомпания "Первый ТВЧ")
• Себастьяна Моритца (ба, знакомые все лица! Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения)
• Марины Лёвочкиной (ЛайфСтрим, известный также как Смотрёшка)
• Григория Кузина (Медиалогистика)
• Александры Скрипочк (EPG Service)
Вторая часть марлезонского балета
Сессия "Новые правила игры: стратегии телевизионных каналов. Выживут ли линейные телеканалы в новых реалиях рынка?"
Спонсор сессии: платформа "Медиалогистика"
Мир интернета полностью изменил привычки потребления видеоуслуг. Традиционное линейное телевидение перестало соответствовать этим привычкам. Парадигма телесмотрения быстро меняется. Линейное телевидение перестает быть только линейным. Собственные приложения, отложенный просмотр, дополнительные видеоматериалы на порталах телеканалов – позволит ли это телеканалам сохранить аудиторию? Может ли абонент разобраться в бесконечном разнообразии предложений? Или все вернется к агрегации сервисов операторами последней мили?
Модератор – Михаил Силин.
Открыл сессию Михаил Ковальчук, генеральный директор "Сигнал Медиа"
Вопрос потребитель и контент – это вопрос правильно спрограммированного сервиса. Рекомендательные системы – вот что определяет выбор зрителя на современном рынке. Сервис должен быть спрограммирован так, чтобы это было удобно потребителю. На Netflixуже есть кнопка "что-то посмотреть", потому что зритель сейчас возвращается к линейному контенту. Как потребитель выбирает и выбирает ли он вообще? Мы должны избавить зрителя от дискомфортной для него истории с выбором контента. Аудитория будет там, где будет правильно спрограммирован сервис. Пока в этом направлении больше опыта у телеканалов, чем у онлайн-сервисов.
Еще немного Миши Ковальчука (у него сегодня бенефис)
В этом смысле набор каналов у операторов спрограммирован не всегда верно – женские каналы вперемешку с мужскими и тд. В онлайн кинотеатрах та же проблема.
Вопрос востребованности аудиторией того или другого контента будет определяться только качеством сервиса. Ну и маркетинг здесь тоже важен, конечно.
Далее Михаил обращает внимание на вопрос о грамотно сбалансированном пакете прав на вещание во всех средах в рамках одного холдинга. Это важно на текущем этапе развития индустрии.
Константин Владимиров, коммерческий директор "Медиа-Телеком"
"Мы приобрели три канала Sony, будем их развивать и дополнять контентом moretv.
Netflix сделал канал дайрект (название проверить), который уже вещает во Франции, именно из-за потребности аудитории в линейном смотрении.
Moretvсейчас снимает сериал "The Тёлки", он появится на наших онлайн-сервисах. А потом он появится на наших каналах, в том числе и на каналах Red".
Григорий Лавров, генеральный директор Медиа Альянс
Григорий рассказал о собственном исследовании холдинга о том, что происходит с аудиторией. И с ней, в общем-то, все хорошо.
Основной вывод – дихотомия ТВ/ОТТ – это не конкуренция, а эволюция.
Максим Полухин, генеральный директор телекомпании "Первый ТВЧ"
Катастрофического старения аудитории не происходит, наоборот, тематическое телевидение показывает прирост молодой аудитории. Телесмотрение было, есть и будет.
Каналов много, а сильных каналов мало. Аудитория все равно смотрит то, что она хочет увидеть.
Марина Лёвочкина, исполнительный директор "ЛайфСтрим"
"По нашим собственным данным, ТВ у нас смотрят даже больше четырех часов в день, в том числе на мобильном приложении около полутора часов в день. Смотрение livetv при этом все еще достаточно высокое.
Аудитория хочет смотреть на разных устройствах, и мы даем этот сервис пользователям. Все равно смотрят топовый контент на всех устройствах – СТС медиа, ТНТ и тд.
Очень растет сегмент отложенного просмотра".
Григорий Кузин, директор проекта "Медиалогистика"
Судя по статистике нашей платформы, новые линейные каналы продолжают появляться. На нашей платформе добавилось около 15 каналов за последнее время.
Себастьян Моритц, профессор, эксперт в области цифровой медиа индустрии
Линейное телевидение, такое, как спортивные трансляции, реалити шоу, другие большие стримы, будет популярным всегда.
P.S. Мистер очевидность :)
Алла Лазовская, генеральный директор Universal Communications
Ситуация, когда люди не хотят тратить время на выбор, продлится еще какое-то время.
Количество каналов на рынке уменьшилось, несколько лет назад их было 500, сейчас осталось меньше 400.
Здесь говорили, что много доходов от отечественной медиаиндустрии оседает за рубежом, но посмотрите, сколько денег из бюджета сейчас тратится на развитие собственного контента, чтобы исправить эту ситуацию. Это очень впечатляет.
Александра Скрипочка, директор по маркетингу EPG Service
Контент действительно король, и пользователь его ищет. И на каналах, и в VOD. Поэтому рекомендательные системы крайне важны.
Финал первого дня конференции - немного постскриптумов
Михаил Ковальчук в финале говорит об общем качестве широкополосного интернета в мире. От него во многом зависит качество и количество контента, который получит зритель
Михаил Силин: К сожалению, тему 5G не обсуждаем ввиду отсутствия здесь сегодня экспертов по ней.
Искандар Бахтияров - впечатления
"Я на АКТРе. Скучно, но полезно. АКТР – это место, где встречаются операторы, вещатели и государство. Государство – это скучно. Но оно есть, и хочет от нас, операторов, очень много. Гораздо больше, чем мы можем. В своей повседневной деятельности мы о государстве забываем. А государство о нас, своих барашках, никогда не забывает. Поэтому нам нужно встречаться с ним. Чтобы вспомнить, что скоро стрижка.
А Михаил Силин ведет борьбу за операторов против закона о Витрине. Целый день, настойчиво, методично. Честь и хвала ему!"
Григорий Кузин: Как приехал, почувствовал: как же я соскучился по живым конфа
"Я участвовал в сессии под пессимистичным названием "Выживут ли линейные телеканалы". Все получилось более оптимистично, чем ожидалось. Новых телеканалов все еще открывается больше, чем закрывается. А если включить в понятие «линейный телеканал» собственные стриминговые каналы ОТТ-сервисов, то все выглядит еще позитивнее.
Из любопытного: для меня было открытием то, что, оказывается, НТВ уже организовал ОТТ-вещание своего телеканала так, чтобы в каждом регионе зрители в интернет видели, также как в эфире, именно свою местную версию НТВ. Я думал, что это все появится гораздо позже.
И это еще был первый день не посвященный ОТТ, тема ОТТ будет завтра..."
Григорий Кузин
"Вывод очевиден: ТВ бесповоротно трансформируется из "классического" в "неоклассическое" ОТТ ТВ.
Само мероприятие на высоте, отличная локация, между сессиями кислородные ванны в окружающем лесу".
Вечер первого дня, судя по всему, закончился очень весело и хорошо...
По крайней мере, судя по фотографиям, которые люди выкладывали в соцсети. Угощал в первый вечер Viasat, а он это умеет, как никто :)
Гала-ужин от Viasat
В конце первого дня конференции АКТР состоялся праздничный галла-ужин, организованный партнером конференции компанией Viasat. За время пандемии кабельные операторы и представители телеканалов так устали от удаленного общения по зуму и телефону, что вечеринка стала очень живым мероприятием, где участники смогли не просто отдохнуть после рабочих сессий и круглых столов, но и наговориться, что называется, глаза в глаза.
Большое спасибо Олегу Фатуну из РТП Медиа за фоторепортаж!
Гала-ужин от Viasat
При входе в зал гостей встречал сотрудники компании Viasatи предлагали проверить свою удачу на аттракционе "Выбери свой канал". Самые точные, сумевшие поразить дротиками большее количество брендированных воздушных шаров, получали подарки от каналов семейства. В этом году вечеринка не имела конкретной тематики, организаторы решили дать участникам побольше "воздуха" для общения между собой. Были всевозможные шутейные конкурсы. Особенно запомнилась милота, где угадывали лица известных актеров кино, закрытые мордочками котиков (кто же не любит котиков!)
Гала-ужин от Viasat
Во второй половине вечера на сцене появилась кавер группа и все пустились в пляс. А закончилось все, конечно, в караоке, где представители кабельного сообщества смогли показать возможности своих голосовых связок. Не всегда это было похоже на шоу "Голос", но некоторые выступления точно вызывали умиление. Главное, что все ушли в прекрасном настроении и с надеждой, что удаленному общению пришел конец (все предвкушают ноябрьский Мультисервис).
Лариса Петухова из Тайм Медиа
"Во-первых, все были рады встрече. Эта пандемия и онлайн формат всем надоели. Все с удовольствием общались друг с другом. Дежурная фраза немногочисленных операторов "мы с вами обязательно свяжемся" не раздражала, а вселяла надежду.
Деловая программа крутилась вокруг вопроса: "Выживут ли линейные каналы и ТВ в целом в том виде, в котором они сегодня существуют. "Конечно, да!", был ответ рынка, а как по-другому, если нам здесь всем вместе так хорошо! "
Лариса Петухова из Тайм Медиа - о конференции
Что понравилось:
Хороший состав спикеров, особенно в 1 день.
Много говорили о проблеме "досмотра" (catch-up) контента. Вопрос интересный и, с юридической точки зрения, не очень понятный.
Экосистемы.
В кулуарах обсуждали:
Есть запрос на контент для молодой аудитории (в первую очередь в нелинейном смотрении, но и в pay tv тоже);
Операторы плохо занимаются маркетингом продукта, всё перекладывают на каналы.
Что не очень понравилось:
Мало кабельных операторов;
Некое "дежавю", когда речь заходила о регулировании доходов иностранных каналов и вечной теме, что цена с абонента у нас мизерная, а вот на Западе..."
Максим Полухин из "Первого ТВЧ" недоволен тем, как мы передали его слова :)
Поэтому прислал более подробно про свою мысль, которую высказал в докладе - и это очень интересный посыл, есть о чем поговорить:
"Сегодня на панельной дискуссии обсуждался вопрос, выживут ли телеканалы в ситуации стремительно меняющихся привычек телесмотрения с учетом популярности VOD и ОТТ сервисов. Я считаю, что в данном контексте ставить вопрос о выживании вообще несколько некорректно. Линейное телесмотрение было, есть и будет, и будет жить вечно по той простой причине, что этот способ потребления контента наиболее удобен для большинства. Тот факт, что есть определенные тренды, мы их отслеживаем – меняются привычки телесомтрения и растет популярность альтернативных способов потребления контента, это нормально и это эволюционный процесс...
Максим Полухин: совсем недавно этих новы способов потребления не было вовсе
Еще некоторое время назад этих способов потребления контента не было вовсе. Это естественная эволюция. Мы не конкурируем с ОТТ-способами потребления контента. Телеканалам при правильном подходе к маркетингу, в принципе, все равно, каким образом они доносят свой контент до потребителей. Но опять же, подчеркиваю, линейное телесмотрение никуда не денется.
Те цифры, которые озвучивали на панельной дискуссии представитель Медиаскопа, они только подтверждают сказанное. Есть тренды по снижению телесмотрения в целом, при этом тематика потихонечку продолжает расти. При этом доля тематического телесмотрения для молодой аудитории значительно выше. В этом контексте, когда многие говорят, что линейное телесмотрение уходит в прошлое и аудитория классического ТВ стареет – но социология говорит об обратном.
Максим Полухин: привычки телесмотрения с возрастом меняются
И не будем забывать, что привычки телесмотрения с возрастом меняются, как и любые другие привычки. Это нормальный процесс.
И те привычки потребления контента, которые у нас были в 12-14 летнем возрасте, отличаются от привычек, которые у нас были, когда нам было 25 лет. А когда мы обзаводимся семьей, работой и прочим, все чаще будут возникать ситуации, когда мы будем менять модель потребления контента. Как раз линейное телесмотрение решает задачу сложности выбора для зрителя, особенно в той ситуации, когда он сам не знает, чего он хочет – он просто устал, хочет переключиться, отдохнуть с телеком и так далее. И в этом контексте никакие современные способы потребления контента, скажем так, автоматического потребления контента – они не справляются с этой задачей настолько хорошо, насколько с ней справляется грамотное программирование тематических телеканалов.
Максим Полухин: телеканалы упрощают задачу выбора контента для аудитории
Когда канал грамотно программируется, выстраивается сетка под определенные аудиторные показатели – мы же упрощаем задачу выбора для аудитории.
Это тоже своего рода сервис, особая атмосфера, специфический набор контента для специфической аудитории.
По сути, тематическое телевидение просто облегчает потребителю задачу поиска и выбора того контента, который ему подходит. Огромное количество тайтлов, часов самой разной тематики – в этом многообразии контента даже искушенному потребителю достаточно сложно сориентироваться. Успешность того или иного телеканала определяется тем, насколько четко и грамотно он спозиционирован на ту целевую группу, на которую он рассчитан, насколько четко подобран контент, насколько правильно спрограммирована последовательность появления контента в эфире на тайм-слотах – от этого и зависит успешность телеканала.
Максим Полухин: мы конкурируем не с VOD, а между собой - за внимание зрителя
...Когда мы говорим о выживании или не выживании телеканала, то речь идет только об этом. Конкуренция усиливается, она продолжает нарастать, количество телеканалов не уменьшается, а только растет, и мы скорее конкурируем между собой за внимание зрителя. Но говорить, что мы конкурируем с VOD или ОТТ за внимание телезрителя – простите, но нет.
Мы представлены и там, и здесь, и тут, во всех средах. А массовый зритель, подавляющее большинство, как потребляли линейный контент, так и будут это делать дальше.
Пока все эти изменения не носят критического характера, когда бы это имело какие-то серьезные последствия и могло бы перекроить модели телепотребления для всех аудиторных групп – об этом пока речи не идет".
Итак, день второй: Часть 1. Сессия "Тематическое телевидение в эпоху ОТТ
Как меняются предпочтения потребителей в условиях доступности контента ОТТ-платформ? Есть ли будущее у тематического телевидения в условиях огромного выбора разнообразного контента на ОТТ-площадках. Остаются ли популярными фильмовые каналы? Подтверждается ли заинтересованность в кулинарных каналах, музыкальных? Сохраняется ли пространство для уникального контента? Каналы как источник доходов или как ресурс продвижения собственных ОТТ-сервисов?
Ну, так это сформулировано в программке.
На деле мы ждем много интересной статистики, потому что день начинается с Дмитрия Колесова из Json & Partners, а выступает он всегда бомбически, без преувеличения.
(да-да, Дима один из любимых наших авторов :))
Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting
Единственная растущая история на рынке pay tv – это операторский ОТТ, реализуемый игроками большой четверки (Ростелеком, МТС, Билайн и Мегафон)
Итог – бесплатное предложение услуг абонентам, но скорее всего, это эффект 2020 года, вряд ли эта ситуация будет продолжаться.
Новые абоненты не прирастают уже 3 года.
Яндекс Сбер МТС Тинькоф – экосистемы, о которых говорил Дмитрий.
У экосистем есть набор сервисов, которые призваны удержать пользователей внутри, в этом их смысл. Сегодня пользователи внутри экосистем выбирают – 1. музыку 2. видео 3. такси.
Еще немного статистики от Дмитрия Колесова
Рынок онлайн-кинотеатров за год (видимо, 2020):
- 19,9 млн подписчиков (+135% к 2019 году)
- Выручка 39,4 млрд (+54%)
- Платные модели монетизации превысили рекламную
- ARPU НЕВЫЧИСЛИМ
- 20% - проникновение в стране (по домохозяйствам)
Экосистемы
- 16,2 млн подписчиков (в 4 раза к 2019 году
- Выручка 12,3 млрд (+86%)
- ARPU - 150-200 рублей
- 11% проникновение в стране (в людях)
Еще цифры от Дмитрия Колесова - о видео в целом
Итоги развития рынка видео в 2020 году
Пользователи/абоненты/подписчики:
- У платного ТВ новых не появилось
- У онлайн-кинотеатров рост на 135% (у входящих в экосистемы - выше)
- В экосистемах - в 4 раза
Выручка:
- В платном ТВ увеличилась на уровне инфляции
- У онлайн-кинотеатров в 1,5 раза
- В экосистемах - в 2 раза ниже темпов роста базы подписчиков.
Екатерина Якушенко, директор по продажам, Thema TV
Говорит о концертной платформе Qello concerts, которая сейчас предлагает 120 концертов, но собираются нарастить до 600 (приложение для ОТТ платформы – подписка за 299 рублей в месяц, 7 дней бесплатно) одновременно этот контент доступен на линейном канале в Wink.
Дальше представляет канал Love Nature 4K.
Екатерина Переверзева, генеральный директор, Media Broadcasting Group
Происходит совершенно понятная эволюция: сейчас, когда технологии стали позволять, мы пришли в ОТТ эру. Будущее за ОТТ, вопрос в том, будет ли существовать тематическое телевидение, не перейдет ли оно целиком в ОТТ сферу.
Телесмотрение канала History в России растет на протяжении последних двух лет. Канал Еда остается на ровном уровне. Никакого массового оттока зрителей с каналов мы не наблюдаем. Наверное, это будет происходить, мы думаем об этом, поэтому одновременно с каналами мы предлагаем операторам отдельные программы и для ОТТ.
Отмечает рост рекламы на тематических каналах в 2021 году, это хороший признак
Итог: тематическое тв живет и какое-то время точно еще будет чувствовать себя нормально.
Константин Владимиров, коммерческий директор, "Медиа-Телеком"
Говорит о UGC платформах, о cord-nevers, людях младшего поколения, которые никогда не будут подключать тв. YouTube, наверное, исключительно в России предлагает такое количество профессионального контента. Наш контент там тоже есть, и мы рассматриваем это как промо в первую очередь.
Broadcasting VOD – это история, когда большими компаниями производится контент сразу для нелинейных площадок, они стремятся захватить тем самым эти аудитории cord cutters и cord nevers.
"Кинопоиск, Oкко, Wink – все эти платформы вещают ТВ, в том числе и тематическое. У нас с ними есть партнерство. Для нас как для вещателя понятно, что если у тебя есть права на VOD, то ты идешь с ними в светлое будущее.
Я не считаю, что ОТТ вещание убьет линейное вещание, мы просто обращаем внимание на этот рынок, поскольку он бурно растет".
После 1 сессии вышел на сцену Алексей Амелькин: говорит, сейчас будет провокация
Задал вопрос "линейное тв vs отт". Алексей предложил рассмотреть несколько в философском смысле. Будут ли зрители, абоненты уходить внутрь своего "инфопузыря", смотря уже не свои 8 темат.каналов, а концентрируясь на более узких темах в рамках ОТТ, а ОТТ через рекомендации будет "помогать" ему в этом, или всё таки зритель будет открыт к более широкому кругу информации. Как пример, это происходит в инфопространстве через поисковики, формирующими ленту под пользователя.
Михаил Силин на это ответил, что это вопрос качества программирования телеканалов, что несомненно верно, а Катя Переверзева, что "будем ориентироваться на зрителя."
Часть 2. Сессия "Развитие ОТТ рынка в России: каждый сам за себя, или все вместе
"Будут ли ОТТ-провайдеры самостоятельно продвигать свои услуги, или кабельные операторы выступят в роли агрегаторов ОТТ-сервисов наряду с агрегацией ТВ каналов? Является ли интеграция с операторскими платформами стратегией ОТТ-порталов? В основе стратегии качество сервиса или эксклюзивный контент? Планы ОТТ-компаний в отношении интеграции с Витриной ТВ. Является ли сетевая нейтральность целью ОТТ-игроков, или это угроза их бизнесу из-за отсутствия у операторов последней мили к развитию ресурса сети?"
(снова из программки)
Ярослав Городецкий CDN видео
Мы призваны делать интернет быстрее для конечных пользователей. Появляются новые виды контента, и они будут искать новые выходы на конечного пользователя – снимать сливки самостоятельно, а не интегрироваться с оператором.
Ирина Грандель, директор департамента платных сервисов ivi
Вопрос Михаила Силина: С одной стороны ваш сервис интегрирован в ОТТ ресурсы, с другой стороны, он есть и у операторов. Насколько вам вообще нужна интеграция с операторами последней мили?
Ирина Грандель: Мы отдельный сервис и планируем им оставаться. У нас 2,5 млн платящих подписчиков в месяц, мы отчитываемся по месячным данным по оплате, в отличие от Яндекса (они считают пользователя Яндекс плюс за последние полгода как отдельного подписчика).
Еще Ирина Грандель
Сейчас в рынок ОТТ пошли все, мы одна из первых и успешных компаний на нем. Эта ситуация повторяет ту ситуацию, которая когда-то была на операторском рынке – были демпинговые войны. Эти войны обесценивают рынок, потому что демпинг убивает предложение, а цены на контент очень высокие. Мы верим, что такая ситуация скоро закончится. Количество наших пользователей говорит о том, что наш сервис востребован. И мы не собираемся снижать цену до нуля, так как это убьет бизнес.
Нам нужно партнерство с операторами, так как это поддерживает наш бизнес. Причем мы заинтересованы в долговременных отношениях с ними.
Олег Логинов, технический директор Витрина ТВ
"Мы предлагаем операторам плеер и библиотеки для интеграции в приложения. Интеграция нашего решения занимает порядка двух недель. Мы сотрудничаем с десятком компаний уже".
В общем, еще один доклад в стиле "мы хорошие" :)
Правда, Витрине вчера досталось по первое число – она заслужила это право :)
Виктор Бритько, директор по развитию IPTVPortal
Неважно, ложкой вы едите контент или вилкой.
Правила игры на рынке диктует контент, и он будет диктовать правила развития. Наша деятельность способствует тому, чтобы операторы могли на своих ресурсах агрегировать контент ОТТ сервисов. Но как вы можете рассуждать, если это решает правообладатель? У ivi куча контента, но, если правообладатель решит перекрыть ему кран, ivi умрет.
Тут его прервал модератор.
Виктор: Надо понимать, что операторы не инвестируют свои деньги в демпинг – никто на это не тратится. Один из источников – недоотчетность. Операторы недоотчитываются – и эти "сэкономленные" деньги и тратятся на демпинг.
Тут Михаил Силин снова его прервал – якобы не по теме.
Жалко, по делу ж :(
Николай Орлов, заместитель гендиректора по контентной политике Триколора
На слайде динамика телесмотрения в онлайн-проекте Триколора по основным группам каналов. В июле 2019 года были отключены эфирные каналы НМГ (1 и 2 мультиплексы). А в августе 2019 – Россия 1, Россия К, Россия 24 (по требованию правообладателя). При этом телесмотрение каналов 1 и 2 мультиплексов изменилось не ступенчато, а плавно. И телесмотрение перераспределилось не на оставшиеся каналы мультиплексов, а на киносериальные. Существенную роль в этом сыграли спецпроекты Триколора для ОТТ.
Из доклада Николая Орлова - второй слайд
На втором графике видна динамика телесмотрения по тем же группам каналов на спутнике, где никаких отключений не происходило. Падение доли каналов мультиплексов с 2018 по 2021 год составляет 2-3 % всего. Таким образом, мы видим, что после отключения многих федеральных каналов онлайн-аудитория Триколора адаптировалась к их отсутствию.
(Кликните на картинку, чтобы увеличить ее)
Пару слов про вечер второго дня, подаренный Медиа Телекомом
Завершилась конференция торжественным барбекю-фуршетом от компании "Медиа-Телеком" для друзей и партнеров, где гости смогли продолжить общение, поделиться впечатлениями от прошедшей конференции. Присутствующие могли продегустировать welcome-drink от телеканалов .red, .black и .sci-fi из рук очаровательных моделей и получить подарки от канала National Geographic в честь празднования его 20-летия в России.
Дмитрий Парамонов, Юниверсал Коммуникейшнз - о конференции
"Наконец-то! Мероприятие, продолжительностью в несколько дней, это то, чего нам так не хватало. У такого формата несомненно есть весомые плюсы. Действительно, возможность спокойно успеть поговорить с большинством участников не только в рамках сессий, но и лично, абсолютно незаменима. В этом году на АКТР обстановка приятная, атмосфера в меру деловая. Все сессии радуют очень высокой заполняемостью.
Отдельно хочется отметить сессию "Новые правила игры: стратегии телевизионных каналов. Выживут ли линейные телеканалы в новых реалиях рынка?", по итогам которой можно отметить, что несмотря на стремительное развитие ОТТ-сервисов, линейное тв с нами ещё надолго ))".
Ольга Ларионова, Смотрёшка - некоторые выводы
"Интересно, что у правообладателей единое мнение о том, что линейное телевидение ещё будет продолжать жить. Но на всякий случай, они готовят почву к новым трендам и в комплексе с линейным вещанием предлагают абонентам видео по запросу, а также используют сторонние площадки, такие как Ютьюб, для привлечения внимания к линейному контенту".
Константин Владимиров, "Медиа-Телеком"
"В этом году "Медиа-Телеком" выступал партнёром конференции АКТР. Мы рады были поддержать коллег. Замечательно, что конференция состоялась и была проведена на традиционно высоком уровне, за что отдельное спасибо Михаилу Силину и Яне Боярской".
Кирилл Махновский, гендиректор Ориона о своих наблюдениях на конференции АКТР
"Главный эффект конференции – возвращение забытых ощущений живого общения. От него впечатления двоякие. Я вижу отсутствие в отрасли как драйва, так и драйвера. По абонбазам количественный рост минимален. Качественный возможен только при синергии усилий всех игроков, что практически невозможно. Большинство участников обеспокоены непредсказуемостью законодательных инициатив, при которой сложно осуществлять долгосрочное планирование.
Из положительного: федеральные каналы осознали, что жизнь есть и за пределами мультиплексов. Появляется заинтересованность в развитии совместных проектов с кабельными и спутниковыми операторами, ОТТ-сервисами, онлайн-кинотеатрами. Хочется верить, что состоявшееся публичное открытие нового делового сезона вдохнёт жизнь в профессиональное сообщество и позволит консолидировать усилия для стратегического броска, который так необходим российскому рынку платного ТВ".
Анастасия Скропкина, UniverCom – впечатление
"Конечно, приятно, что формат оффлайн-конференций возвращается. Все-таки никакой зум не заменит живое общение. Такой формат позволяет пообщаться и формально, и неформально.
Темы конференции были актуальны, но не новы, полезной была сессия "линейное ТВ vs нелинейное". Остальные сессии были, может, немного тягучими, но тоже полезными. Но в целом, рынок, конечно, переживает не самые простые времена, сил нам всем.
Ещё один плюс конференции: доехал топ-менеджмент крупных компаний. Минус, что не было таких ключевых людей нашей отрасли, как Яна Бельская, Олег Грищенко, все очень жалели, что не было Виталия Корнеева, который всегда добавлял искры в дискуссии. Ещё один минус, особенно для нас, представителей телеканалов, что мало кто приехал из кабельных операторов".
Мероприятие окончено, все разъехались
Итак, конференция АКТР после большого перерыва и нескольких переносов все-таки состоялась. Очевидно (фотографии свидетельствуют), что было здорово увидеться людям и полезно поговорить. Практически все, кто комментировал мероприятие формально (для репортажа) или неформально (в личной беседе), отмечали усилия, которые приложили организаторы, но и сетовали на крайне малое количество участников-операторов. То ли побоялись, то ли отвыкли, то ли решили не тратиться перед другим большим мероприятием - "Мультисервисом", - которое пройдет в ноябре.
И, хотя программа была очень насыщенной, ссовершенно точно понятно, что вопросы обсуждены не все. И уж точно не все баталии отыграны и не все споры доведены до логического конца. А значит... пора снова встречаться :)
До встречи!
Яна Боярская, исполнительный директор АКТР
"Мы хотим сказать огромное человеческое спасибо всем участникам Конференции кабельной и медиа индустрии 2021! Так исторически сложилось, что наша отрасль умудрилась собрать лучших людей. Большая редкость, когда можно получать удовольствие и от работы, и от отдыха с одними и теми же людьми. Мы благодарим наших суперпартнеров, без которых мероприятие не случилось бы! Вы подарили нам три чудесных дня. Мы говорим отдельное спасибо: Сигнал Медиа – Михаил Ковальчук, Татьяна Ковальчук, Михаил Чернов, Павел Борисенков; Медиа-Телеком – Александр Косарим, Константин Владимиров, Алла Павлова, Мария Лобачева, Анна Ерина, Наталья Мефодьева; Viasat – Алексей Кроль, Артём Лысов, Аида Габдрафикова, Игорь Базилевский.
Благодарим Смотрёшку и Жаркына Турсынова, Медиалогистику и Григория Кузина. Конечно, поддержка инфопартнеров нам не менее ценна: Кабельщик, Comnews, Мир – спасибо вам!"
Михаил Силин, вице-президент АКТР и модератор конференции
"Было много сомнений ввозможности провести конференцию в столь непростое время. Кто-то по-прежнему избегает массовых мероприятий, кто-то перегружен работой после длительного периода ограничений. Результаты превзошли все ожидания. Два дня напряженной работы, два дня переполненных залов, два дня обсуждения важнейших проблем и возможностей отрасли в интерпретации ведущих экспертов рынка.
В результате развития рынка стерты границы между платным телевидением, эфирным телевидением, аудио-визуальными сервисами, и состав участников панельных дискуссий отражал этот факт. Своим мнением о направлениях развития бизнеса и условиях успеха поделились руководители и ведущие эксперты и основных эфирных каналов, и наиболее популярных тематических каналов, и ведущих ОТТ сервисов, а также представители регулятора...
Михаил Силин (продолжение)
...После конференции многие спрашивали меня, не устал ли я от двух дней работы на сцене, от необходимости поддержания постоянного интереса к происходящему со стороны всех участников в зале.
Мой ответ очень прост: я не устал, я получил удовольствие от общения с лучшими экспертами, тонко понимающими суть бизнеса медийных услуг и готовыми поделиться своим знанием. Мне было просто, потому что все, что они говорили – это были не отрепетированные банальные истины, а глубокие, разнообразные, часто неожиданные мнения, которые, я надеюсь, создали почву для дальнейшего осмысленияу всех, находившихся в зале.
Многое, о чем говорилось на сцене, было новым и интересным и для меня...
Михаил Силин
Думаю, эта конференция станет важным этапом восстановления связей между участниками рынкав пост-пандемийный период, вдохнет новую порцию энтузиазма и эмоций в работу компаний, представители которых приняли участие в работе нашей конференции.
Очень благодарен всем участникам конференции, слушателям в зале, участникам дискуссий, спонсорам, а также моим коллегам, которым удалось в кратчайшие сроки организовать и безупречно провести конференцию".