MUSE-2023. День первый, часть вторая

25.09.2023 16:45

"Кабельщик" уже рассказал об обсуждаемых на телеком-конференции MUSE-2023 вопросах, касающихся недискриминационного доступа в МКД и кадров. В этой части затронуты темы наземной доставки, контента и "умной домофонии".

Секцию контента открыл круглый стол "Перспектива развития наземной доставки: действительно ли панацея для всех? Могут ли каналы напрямую формировать сигнал для оператора по ссылке?". В нем приняли участие Григорий Кузин, директор проекта Медиалогистика "MSK-IX", Александр Васильев, генеральный директор "ЛАНТА", Григорий Урьев, генеральный директор "Синтерра Медиа", Виталий Куликов, директор по логистике медиаконтента "РТП Медиа", Виталий Корнеев, руководитель контентного комитета Ассоциации "Ростелесеть", Андрей Труфанов, руководитель отдела телеком услуг ГК "Орион". Модерировала секцию Дарья Бояринова.

Виталий Корнеев рассказал, что его компания тратит на наземную доставку более 1 млн рублей в год, поэтому необходимо определиться, кто платит за доставку контента. По мнению Виталия, это должны делать телеканалы. На это Александр Васильев заметил, что за все в любом случае будет платить абонент. "Мы могли бы с операторами скинуться и сделать одну кроссировку. И оттуда раздавать", — предложил он. На что Григорий Кузин подметил, что кроссировка обойдется дороже, и сэкономить не получится. По его словам, есть ситуации, когда за доставку платит вещатель, но в этом случае оператор лишается техподдержки и не может повлиять на ситуацию, если сигнал пропадет. Андрей Труфанов заявил, что в реалиях РФ отказываться от спутника нельзя. "Я бы не говорил про использование одной технологии. Скорость реакции в спутниковой сети не хуже, чем в наземных каналах связи", — подчеркнул он. 

Продолжил секцию доклад Александра Воронцова, ведущего менеджера сектора поддержки клиентов сегмента ТВ Mediascope, — "Аудитория ТВ. Как изменилось потребление на каналах за последние два года".

Согласно представленным им данным, за месяц телевидение охватывает практически 100% населения России всех возрастов. На сегодняшний день большую часть времени смотрения забирают телеканалы первой тройки, однако доля тематического ТВ продолжает быть стабильно высокой. Воронцов также добавил, что количество зарубежных тайтлов, в частности, из Северной Америки, уменьшается, при этом увеличивается азиатский и турецкий контент. Кроме того, на текущий момент в топ-3 самых рейтинговых фильма вошли картины российского производства.

Александра Скрипочка, директор по маркетингу EPG Service, рассказала про программинг и представила анализ его изменений за период с 2021 по 2023 год. В этот период с рынка ушло порядка 60 каналов и пришло около 33. На неэфирных каналах поменялось соотношение стран производства контента, добавилось больше трансляций новых видов спорта, а также изменился возрастной рейтинг контента. Что касается эфирных каналов, то здесь динамика не такая большая. Топ-200 телеканалов по стране производства, видам спорта и возрастному рейтингу изменился незначительно.

Изменения на рынке дистрибуции контента в рамках круглого стола обсудили Татьяна Ковальчук, генеральный директор "Сигнал Медиа", Максим Полухин, генеральный директор "Первый ТВЧ", Алла Павлова, директор по развитию и маркетингу "Медиа-Телеком", Степан Ковалев, генеральный директор "Тайм Медиа Групп", Марина Гаспарян, директор по производству контента "Триколор", Вячеслав Сачков, "Ред Медиа", Екатерина Якушенко, директор по продажам THEMA RUS.

Одна из главных тем, которая сейчас волнует рынок — штрафы за демонстрацию ЛГБТ. Татьяна Ковальчук считает, что требования, которые сейчас предъявляются, хоть и справедливы, но очень жесткие. И вещатели, по ее словам, не успевают перестроиться, так как каналам, которые давно присутствуют на рынке, приходится пересматривать библиотеку, накопленную за много лет. Степан Ковалев согласился, что на отсмотр всего объема имеющегося контента должны уйти месяцы. 

Алла Павлова рассказала, что некоторые эпизоды сериалов пришлось убирать из эфира в связи с соблюдением законодательства. Марина Гаспарян отметила, что не хватает переходного периода и моратория на наказания. Максим Полухин добавил, что многие спорные моменты можно поправить на моменте перевода или озвучивания, но сложнее дело обстоит с контентом, который уже озвучен: какие-то сцены приходится вырезать. Для компании Thema эта тема наиболее актуальна, рассказала Екатерина Якушенко, так как компания дистрибутирует европейские каналы. Приходится вырезать эпизоды и выводить какие-то фильмы из эфира, а также менять маркировку. 

Также эксперты обсудили, на какой контент сейчас делается ставка. Максим Полухин отметил, что в некоторые случаях приходится работать с дистрибьюторами, у которых есть длинные контракты, а также открывать новые рынки, например, ЮАР и Южную Корею. Алла Павлова согласилась, что хорошего контента на рынке очень много. Американские дистрибьюторы продолжают работать с компанией, при этом вещатель также смотрит в сторону Балкан, Китая, Южной Кореи. 

В свою очередь Татьяна Ковальчук считает, что качественного контента объективно стало меньше, а на каналах много пересечений. Помимо этого, Ковальчук добавила, что на фоне контентного голода появилась проблема переоценки контента, который ранее стоил намного дешевле. 

Секцию контента закрыл круглый стол "Место оператора связи на растущем рынке ОТТ", где в роли спикеров выступили Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео", Гульнара Китанова, Start, Александр Чагин, генеральный директор TVIP media, Владислав Дубров, генеральный директор "24ТВ", Василий Фотин, руководитель отдела регионального развития Оkko, Михаил Силин, генеральный директор "Тоталвидео".

По данным Алексея Бырдина, в операторских сервисах линейное телесмотрение достаточно высокое — до 90%. В "Амедиатеке" же, по его мнению, просмотр федерального мультиплекса ничтожен, а в "Иви" смотрят линейные каналы 15-20%. "Нас силой втянули в конкуренцию с региональными операторами", — добавил эксперт. В свою очередь Гульнара Китанова отметила, что важен не процент смотрящих от базы, а тайм-спенд. 

Владислав Дубров сообщил, что на "24ТВ" вначале лидировало линейное смотрение, потом на платформе стали отучать пользователя от линейного контента, но оставлять их на тех же каналах (архив, перемотка). В итоге смотрение линейных каналов доходит до 30%, поделился Дубров. По словам Михаила Силина, у кабельных операторов есть огромные преимущества — время задержки (операторы могут сыграть на этом), время переключения каналов и качество (на сетях оператора оно гарантировано, а в ОТТ не всегда). Но если ничего не делать, все уйдет в ОТТ, прогнозировал Силин. Как считает Гульнара Китанова, этот процесс необратимый. При этом для локальных операторов это плохо, а для больших компаний — хорошо. Владислав Дубров добавил, что при запуске IPTV-сервиса перетока не происходит, а возникает, наоборот, рост аудитории.

Александр Чагин отметил, что любой оператор может вырасти до полноценного IPTV-сервиса. Василий Фотин с этим не согласился. По его мнению, небольшим операторам не стоит создавать собственные ОТТ, лучше работать с агентским договором. Его позицию поддержал и Алексей Бырдин. Кроме того, по его словам, средний контракт с абонентом у операторов выше, чем средняя продолжительность подписки, поэтому операторам надо делать ставку на длинную подписку на онлайн-кинотеатры. Если у оператора есть свой сервис, то пустить конкурента по агентской схеме — это смерть бизнеса по кабельному линейному ТВ, не согласился Михаил Силин.

Параллельно с этим прошла техническая секция + секция развития умных домофонов. 
Александр Дружинин, директор по развитию Synertau, в своем докладе "WiFi роутер: потратил и забыл или вложил и заработал?" рассказал, что роль роутера — это взаимодействие оператора и абонента, то есть клиент судит о качестве сервиса оператора по работе маршрутизатора. Чтобы удерживать абонентов, Дружинин предлагает оператором прошивать роутер под себя, чтобы оборудование не подключалось к сети другого оператора. Самое главное для оператора — техподдержка. К ней клиенты обращаются со всей своей болью, и она, в свою очередь, должна решать все проблемы. 

Ильдар Гайн, капитан "Спутник", рассказал, кто, где и зачем ставит IP-домофонию. По его словам, за этот рынок бьются сервисные компании, телеком-компании и холдинги (Дом. ру, Ростелеком). Последние и первые объединяются, реализуют совместные проекты, вытесняя малых операторов. Кроме того, абоненты переходят от операторов, которые не имеют дополнительные услуги (видеонаблюдение, домофония), к тем, у кого эти опции есть.

Самая понятная бизнес-модель — разработка собственного оборудования, подключение его к платформе и продажа через приложение. Сам же рынок, по прогнозам спикера, заполнится через 5-7 лет. На текущий момент выручка от сервисных услуг по обслуживанию домофонии у операторов составляет 30 млрд рублей в год, 15 млрд рублей операторы зарабатывают на видеонаблюдении. 

Директор центра продуктов и инноваций "Интерсвязи" Иван Некрасов, проводивший доклад на тему "Умные домофоны и приватность: баланс между безопасностью и интимностью", также считает, что экосистема оператора должна представлять из себя умный домофон, мобильное приложение и платформу управления умной домофонией. Он также добавил, что для конечного потребителя самым важным является безопасность. Сейчас 75,8% жителей считают, что "умные домофоны" повлияли на повышение уровня безопасности во дворах и подъездах.

Подробно о форуме читайте в телеграм-канале "Кабельщик на выезде".

Темы