В конце марта Министерство транспорта утвердило "дорожную карту" покрытия транспортной инфраструктуры сетями связи LPWAN, сообщает РБК со ссылкой на текст распоряжения замминистра транспорта Алексея Семенова. LPWAN - специальная сеть мобильной связи для межмашинного взаимодействия (M2M) и интернета вещей (IoT), с ее помощью можно собирать данные с датчиков, счетчиков, сенсоров и передавать для обработки.
По данным РБК, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее поручал вице-премьерам Юрию Борисову и Максиму Акимову совместно с "Ростехом" и РЖД проработать вопрос создания в России единой цифровой транспортно-логистической системы на базе подконтрольного государству АО "ГЛОНАСС".
По материалам "дорожной карты", строительство сети начнется в 2019 году на участке железной дороги Карталы - Красное. В период 2020-2022 годов планируется охватить сетью связи железнодорожный перегон Владивосток - Находка, участок транспортного коридора "Север - Юг", внутренние водные пути и строящуюся скоростную автодорогу Москва - Санкт-Петербург (М-11). С 2021 года начнется строительство сетей на трассах "Беларусь" (М-1), "Крым" (М-2), "Россия" (М-10), "Скандинавия" (А-181), а также на других объектах.
Необходимый объем и источники финансирования в документе не указаны, так же как и то, кто будет осуществлять строительство и станет оператором проекта. Однако РБК со ссылкой на источники уточняет, что Минтранс предлагает сделать исполнителем проекта ГЛОНАСС-ТМ (совместное предприятие структур Игоря Ротенберга, ГК "Ростех" и АО "ГЛОНАСС"). Сообщается, что данный вопрос обсуждался на нескольких заседаниях рабочей группы "Информационная инфраструктура" в рамках программы "Цифровая экономика".
По мнению Минтранса, строительство новой сети связи позволит обеспечить покрытие связью всей транспортной инфраструктуры и обеспечить качество связи, необходимое для эффективной работы M2M и IoT, а также позволит осуществлять непрерывный контроль грузов, мониторинг технического состояния инфраструктуры и транспортных средств, определять местоположения транспортных средств, передавать критическую информацию и так далее, по данным РБК, все это в концепции развития сетей LPWAN на транспортной инфраструктуре, подготовленной подведомственным Минтрансу ФГУП "ЗащитаИнфоТранс".
По вопросу кто станет оператором сетей LPWAN, представитель Минтранса заявил следующее: "Возможным решением для достижения этой цели является взаимодополняющее использование сетей LPWAN коммерческих операторов и федеральной сети передачи данных класса LPWAN транспортного комплекса страны".
Представитель компании ГЛОНАСС-ТМ сообщил, что у предприятия нет сведений о "дорожной карте", а также о возможных условиях и сроках определения исполнителя работ по строительству сети. При этом представитель отметил, что ГЛОНАСС-ТМ получило частоты для решения государственной задачи по созданию федеральной сети интернета вещей, применимой в том числе для контроля на транспорте. "Проект построения федеральной сети интернета вещей не предусматривает государственное финансирование, а предполагает исключительно частные инвестиции", - рассказал он.
РБК подчеркивает, что, по материалам программы "Цифровая экономика", в 2018–2021 годах на строительство сетей интернета вещей в России планируется направить 1,49 млрд рублей, в том числе 590 млн рублей из бюджета, однако не уточняется, сколько из них предусмотрено на строительство сетей LPWAN на приоритетных транспортных объектах.
Представитель АНО "Цифровая экономика" сообщил, что рассмотрение "дорожной карты" запланировано на май 2019 года, при этом пока нет сведений об актуальном статусе согласования документа внутри Минтранса.
Операторы связи раскритиковали планы по строительству отдельной сети для связи для межмашинного взаимодействия (M2M) и интернета вещей (IoT). Пресс-секретарь компании "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева заявила, что это не имеет смысла ни с точки зрения техники, ни с точки зрения экономики. "Надо максимально использовать существующую инфраструктуру операторов связи. Тем более что общая концепция IoT подразумевает его внедрение не только на транспорте, но и в других отраслях. Поэтому синергетический эффект будет не только для транспорта", - сказала она.
Представитель "МегаФона" отметил, что все описанные функции предполагаемой новой сети можно реализовать совместно с операторами связи, используя профессиональные решения и учитывая будущее развитие 5G, а также добавил следующее: "Мы за конкурентный и прозрачный рынок и понятные технологии, но мы обеспокоены возможными принудительными мерами назначения. LPWAN в целом не предназначены для реализации решений, связанных с мобильностью, подобные решения на транспорте очень спорны, скорее они применимы на стационарных объектах".
Андрей Колесников, глава Ассоциации интернета вещей, высказал мнение, что ГЛОНАСС-ТМ может привлечь партнеров к исполнению проекта, а также что подобная сеть на транспорте не может развиваться с использованием только одной технологии: "Где это будет экономически целесообразно, будут привлекать операторов связи 3G и 4G", - подытожил Колесников.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии