С 18 по 21 мая в Сочи проходит ежегодная конференция КРОС для операторов связи, интеграторов, представителей промышленности и бизнеса, специалистов сферы телекоммуникаций. В этом году - 15-й юбилейный КРОС, который должен был состояться еще в 2020 году.
КРОС 2022
Пара слов про нулевой день
Сегодня стартовала официальная часть КРОСа, но прежде чем рассказывать о ней, конечно, хочется написать пару слов о нулевом дне. Лично для меня это первый КРОС - на этой конференции я еще не бывала. Так что большая часть происходящего в новинку - люди, место, многие темы, выставочная часть.
По словам организаторов, в этом году на КРОС зарегистрировалось порядка 900 человек. Масштаб ощущался с момента заезда - действительно уйма народа. Из знакомых лиц - ребята из "24 часа ТВ" (они здесь представляют обновленную платформу - распрошу об этом ребят подробнее чуть позже), Медиалогистики, РТП Медиа, Sevencom, Русской Компании. И, конечно, телеканалы. Некоторые говорят, что каналы в этом году впервые пустили на выставку, кто-то говорит, что они так или иначе приезжали на тусовку. Тем не менее, многие здесь в этом году впервые.
Атмосферное
Общие настроения
Основные темы для разговоров сейчас - это, конечно, санкции, исполнение закона Яровой, импортозамещение и прочее. В кулуарах смешанные настроения. Как и в любой кризис, кто-то ищет выходы, кто-то думает - как хотя бы сохранить и не потерять, что имеется, кто-то застыл и выжидает. Объединяет всех одно мнение - ситуация непредсказуемая и как все поменяется даже в ближайшие полгода, непонятно.
Вновь идут разговоры о возможных слияних и поглощениях.
Те, кто впервые приехал на конференцию (а таких много) - пока осторожно присматриваются. Кто-то ищет решения в смежной отрасли, которые можно применить в бизнесе кабельных операторов, кто-то приехал чисто ради тусовки и оценить - как коллеги проводят мероприятие чисто с организационной точки зрения.
Про организацию
Для тех, кто здесь уже не впервые, возможно, это будет не так интересно. А мне было интересно оценить организационную сторону КРОС. Надо сказать, что все работает очень круто. Для коммуникации есть и чаты в телеграме, где публикуют основную информацию, и приложение с подробной картой. Так что если не знаешь - как пройти в конференционный зал или на ужин, все можно посмотреть в приложении. Там и информация по спикерам, и по докладам, и по шоуруму, где выставляются компании с оборудованием, продуктами и разными решениями, и фото оперативно выкладывают. Что-то подобное есть и у других отраслевых форумов, но это, пожалуй, наиболее функциональное.
Лица
Ну и куда же без лиц) Григорий Кузин и Анастасия Скуднова из "Медиалогистики". Григорий завтра будет участвовать в круглом столе "Поиск новых форм сотрудничества и компромиссов между операторами связи и компаниями медиаиндустрии в новой реальности"
Я в компании прекрасных Ильи Фоминых (Sevencom) и Сергея Мальцев (Русская компания)
1 день
Итак, конференция стартовала с выступления Дмитрия Галушко о правилах выживания в "Эпоху перемен". Начал он с того, что для многих представителей бизнеса речь сейчас идет не о развитии, а о сохранении того, что накоплено за эти годы. "В целом у нас отрасль идет по пути помощи законодательства", - отметил Дмитрий, акцентируя внимание на том, что в связи с текущей обстановкой была отодвинута реализация каких-то норм или была принята стратегия закрывать на что-то глаза, до тех пор пока сами телекомщики не обратят на какие-то вещи свое внимание.
"Если вы не показываете реальную картину, то ее и не видно", - делится лайфхаками Галушко.
Тимур Чудутов выступает с докладом по маркетинг
Обещает, что в рамках доклада будет заниматься инфоцыганством - ибо в предмете разбирается не сильно, но он наглый и больше некому
По мнению Тимура, основных вопросов маркетинга в телекоме три - что это, зачем оно мне и оно не взорвется? А вот дополнительные - "Почем? У нас дешевле", "Вы кто? Мы от администрации", "Почему у вас, а не у конкурентов? Потому что мы хорошие".
До Тимура успели поиграть в игру бизнес-дедукция
Организаторы собрали порядка 100 реальных кейсов с операторов и сделали на их основе игру. Продумали вопросы и предложили зрителям подумать - каким образом провайдер разобрался с той или иной проблемой в бизнесе. Ну вот вопрос для примера
Не все вопросы дались участникам легко. Были и такие, на которые правильными оказались все 4 ответа.
Возвращаемся к Тимуру и его докладу по маркетингу
Доклад Тимура посвящен в основном продаже ИТ-допуслуг для корпоративныз клиентов. Прежде чем рассказывать об этом, он задал вопрос в зал - кто из присутствующих делал отраслевую раскладку по корпоративным клиентам, то есть определял - что за отрасль, в которой работает его клиент. Например, это ритейл или это horeca. На вопрос положительно ответили только 3 человека из зала - из компании Интерсвязь, собственно, сам Тимур, говоря о RiNet и еще один провайдер.
"Если вы не понимаете отраслей своего клиента, то по-серьезому продавать в b2b не получится", - считает Тимур.
По словам Тимура, в целом, это делать сложно, учитывая статистику потребления допуслуг. Например, из условных 7 тысяч корпоративных клиентов такой системой как Битрикс пользуется процентов 2,5%
Раскладка по типам b2b-клиентов и их пользованием допуслугами
Немного фото из шоу-рума
Стартовал второй день конференции
Итак, сегодня второй день КРОС. Конференционная часть, по традиции, разделилась на несколько залов. В малом зале Григорий Кузин из Медиалогистики рассказывал про рынок телеканалов - как изменилось смотрение. Что аудитория начала больше смотреть новостных каналов. И что лишь 16% аудитории перестали смотреть ТВ.
Следом было выступление Антона Горбунова из Яндекса
Антон рассказал собравшимся об умных устройствах компании и поделился некоторыми цифрами. Например, о том, что на конец 2021 года Яндексом было продано 2 млн умных колонок и более 1 млн Смарт ТВ.
По словам Антона, уже 20% всех поисковых запросов я Яндексе осуществляются голосом.
Вообще, в планах компании - продвигать свои умные устройства в том числе и через операторов связи. Это как новая возможность коллаборации с телеком-рынком.