Второй день конференции начался с дискуссии "Расширение продуктового портфеля без CAPEX". В ней приняли участие Дмитрий Миляев, "Сбер Девайс", Владислав Щеглов "Капитан Лайв", Артем Михайлов, RDP, Ильдар Гайн, "Спутник", Вячеслав Шульга, IMOT. io.
На сессии обсудили позиционирование оператора на рынке, внедрение новых услуг, а также взаимодействие с сотрудниками. По словам Ильдара Гайна, операторам не хватает стратегии позиционирования. Компания должна стать экосистемой и для каждого продукта разработать свое название и стратегию продвижения. Вячеслав Шульга поддержал спикера. Он считает, что оператор - это один из немногих бизнесов, который может позволять себе развивать новые направления деятельности. Надо смотреть на новые услуги и не бояться, считает Вячеслав. В сложные времена они могут стать хорошей финансовой подушкой.
Дмитрий Миляев из компании "Сбер Девайс" рассказал, что компания в будущем планирует предлагать все более широкую линейку оборудования.
После того как Вячеслав Щеглов затронул тему корпоративного страхования, после чего обсуждение переключилось на тему мотивации сотрудников. Участники согласились, что дополнительные бонусы, как страхование, обеды, спортзал и так далее, помогают нанимать на работу более квалифицированный персонал. При этом, Дмитрий Миляев считает, что людей мотивируют не только деньги, но и интересные задачи. Ильдар Гайн и Вячеслав Шульга рассказали о схемах взаимодействия с персоналом, которые помогают правильно настраивать коллектив и повышать продажи. При этом, по словам Артема Михайлова, когда компания растет, то меняются и инструменты взаимодействия с сотрудниками. Владислав Щеглов отметил, что пока сам сотрудник не купит идею, он не сможет показать клиенту плюсы данного продукта. В конце сессии Ильдар Гайн посоветовал вести бизнес по следующей схеме: основатель компании должен работать с позиционированием, топы компании должны заниматься стратегией, а средний персонал - тактикой.
Главным выступлением следующей сессии – "ЦОД, связность, сервисы" – стал доклад Сергея Хуторцева из ФГУП "ГРЧЦ". Спикер рассказал, что за последние полтора года количество атак выросло в 2– 5 раз. Атаки он делит на два типа. Первый тип - DDoS-атаки. Их количество и объем выросли примерно в 8-10 раз. Второй тип атаки - это использование уязвимости информационных систем.
Для борьбы с DDoS-атаками ведомство создает национальную систему противодействия атакам. Основной принцип системы: любой владелец информационного ресурса и хостинга сможет взаимодействовать с ГРЧЦ и направлять по IP-адресам либо информационным центрам информацию о необходимости фильтрации, которая будет происходить в автоматическом режиме. У центра есть идея создать консорциум участников рынка информационной безопасности и владельцев информационных систем для того, чтобы обеспечить защиту большинства систем в России.
Также ГРЧЦ планирует внедрять систему, которая будет обеспечивать бесплатный тест всех IP-адресов в России с предоставлением рекомендаций по устранению уязвимостей. Информация об уязвимостях будет доводиться до всех операторов, к которым привязаны IP-адреса, до всех хостинг-провайдеров и до владельцев информационных систем. При этом предполагаются и меры воздействия на тех, кто не будет следовать рекомендациям: как штрафы, так и физическое отключение уязвимых систем.
Также спикер напомнил, что недавно был принят 406 Федеральный закон, согласно которому все хостинг-провайдеры обязаны будут регистрироваться в специальном реестре, за ними будет установлен определенный контроль в сфере информационной безопасности в том числе. И юрлица, которые обращаются к хостинг провайдеру, должны будут проходить идентификацию. Требования начинают действовать в декабре этого года.
Что касается непосредственно ЦОДов, то участники обсуждения (Алексей Тарасов, "Эффорт Телеком", Кирилл Малеванов, Selectel, Алексей Полозов, "ТелеТауэр", Алексей Рубаков, NETRACK пришли к следующим выводам:
- Отрасль растет год к году, некоторые компании показывают до 40% роста год к году
- Рынок развивается своеобразно - большие ЦОДы в больших городах и отсутствие развития в регионах.
- Ряд спикеров считает, что регионы не хотят вкладываться в услугу, а ряд - что в регионах просто нет спроса. К тому же есть проблема, что ЦОД менее чем на 100 стоек строить невыгодно.
- Раньше ЦОДы - это были голые стойки, сейчас все движется в сторону сервис-моделей, облаков
- Переход к облачному сервису дает EBITDA около 50%
- Готовые сервисы в облаке - самые перспективные услуги в будущем.
Третий, финальный, день конференции начался с обсуждения темы Антифрода. В сессии приняли участие Валентин Куринька, Основатель Школы операторов, Сергей Хуторцев, ГРЧЦ, Алексей Фролов, "Билайн" и Алексей Панкратов, Мослайн.
Алексей Фролов рассказал, что год к году растет количество денег, которое похищается у граждан. По его словам, при сегодняшнем подходе к Антифроду операторы, которые занимаются телефонной связью, не выживут, поскольку у оператора возникает множество проблем при подключении системы: невозможность обновления ПО, отсутствие квалифицированных специалистов. При этом пока штрафы не приходят, большинство операторов не торопится подключать систему борьбы с подменой номера, тогда как им придется полностью пересобрать В2В-услугу по телефонии.
Ряд участников дискуссии посчитали, что ответственность за списанные обманным путем у абонента деньги должны нести также банки - и это должно регулироваться на законодательном уровне. Также участники дискуссии отметили, что у оператора есть СОРМ, который может помочь найти мошенников и Антифрод ставить необязательно.
Валентин Куринька отметил, что операторы в большинстве своем не видят выгоды в установки системы, поэтому и не торопятся ее внедрять. Сергей Хуторцев возразил, что государство не мыслит категориями бизнеса. Оно видит глобальную проблему и предлагает пути ее решения.
Далее Екатерина Белокрыльцева, "МАН сеть", Максим Краюшин, RDP, Иван Демин, D-Link, Дмитрий Грудяенко, "Синертау", Александр Казенов, "Сбер Девайс" обсудили, что на данный момент необходимо региональному оператору для развития с точки зрения аппаратного обеспечения.
Последняя сессия касалась темы доставки медиаконтента. Она началась с презентации Яны Боярской из компании "Тайм Медиа Групп", которая рассказала о тематическом телевидении как точке роста операторов. По итогам первой половины 2023 года объем продаж телевизоров в России превысил показатели за аналогичный период прошлого года на 35%. По словам Яны, при всем современном многообразии источников видеоконтента на протяжении последних лет сохраняется положительный тренд в потреблении тематического телевидения. Доля российских тематических телеканалов стабильно растет на фоне роста качества и разнообразия предлагаемого контента, поэтому уход крупных игроков не вызвал драматического падения в цифрах. Исходя из этого, можно с уверенностью рассматривать тематическое телевидение как точку постепенного, но стабильного роста для операторов и возможность для повышения лояльности абонентов.
Далее состоялось обсуждение темы доставки медиаконтента, в котором приняли участие Алексей Рубаков, Netrack, Владислав Дубров, "24часаТВ", Ярослав Городецкий, CDN Video, Оксана Антипенко, MSK IX, Даниил Саверский, Total Video, Юлия Гончарова, "Медиалогистика".
Ярослав Городецкий рассказал, что с начала коронавируса наблюдается рост трафика. В 2022 относительно 2021 трафик удвоился. Очень хорошо растут ОТТ-кинотеатры. Основной фактор роста трафика в наземных сетях, по словам Владислава Дуброва, это последние события с проблемами на спутниках. Даже если ситуация нормализуется, люди уже поняли, что доставка по наземным сетям намного более надежна.
Юлия Гончарова отметила, что начиная с 12 июня они получают огромное количество запросов о наземной доставке. Обращаются даже те, кто раньше скептически относился к наземным сетям.
В качестве вызова, которые стоят на рынке доставки контента, Владислав Дубров отметил в первую очередь регуляторику. Ярослав Городецкий все же посчитал основным фактором рост трафика - увеличение качества контента. Участники также обсудили - CDN и IX - партнеры или конкуренты. Докладчики решили, что тут нужно отталкиваться от того, что нужно партнеру или клиенту, а оператор должен выбирать наиболее оптимальную для себя схему.
Кроме деловой программы мероприятие включало много неформальных активностей: игру в "Мафию", квиз, экскурсию по Угличу и, конечно, дискотеку и караоке.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии