25 и 26 мая Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) совместно с «Первым каналом. Всемирная сеть» (ПКВС) проводит в Крыму четвертую общероссийскую отраслевую Конференцию кабельной и медиа индустрии. В этом году заглавной темой мероприятия заявлена следующая - «От платного телевидения к ОТТ: экономика кабельных сетей в переходный период».
Конференция кабельной и медиаиндустрии АКТР 2017
Конференция АКТР. День 0
Ну что, мы прилетели в Крым. Прямо скажем, в Москве было теплее)) Ялта встретила пасмурной погодой и периодически накатывающим дождем. Но может оно и к лучшему. Я на этой конференции впервые, а "бывалые" рассказывают, что хорошая погода многих манила на улицу, к морю, ну или на крайний случай к бассейну, отчего страдала посещаемость официальной части.
Оценивать заполненность зала будем завтра, а пока народ продолжает прибывать, отдыхать от перелета и двухчасового переезда от аэропорта до отеля. Ну и ожидает приветственный коктейль, который стартует в 20:00.
Конференция АКТР. День 0. Немного о программе
В самолете летела с Александром Силиным. Он на конференции АКТР в очередной раз будет модерировать одну из секций - "Реклама и продвижение программ телеканалов". Обещает всего пару докладов и горячую дискуссию. Очень на это рассчитываем =)
Вообще, в этом году на мероприятии будут обсуждать регулирование OTT-отрасли, взаимодействие новых и традиционных каналов видеопотребления, говорить об общемировых трендах и измерениях популярности тематических каналов в России.
Конференция АКТР. День 0. В этом году мероприятие вновь поддерживает ПКВС
Приветственный коктейль совместили с презентацией обновленного Телекафе
Как "Кабельщику" рассказал генеральный продюсер телеканала "Телекафе" Антон Аренс, последний год команда проекта думала над его новой концепцией. Если раньше канал был посвящен чисто кулинарии, причем предлагал рецепты в основном для гурманов, с использованием довольно дорогих продуктов, то сейчас канал стал более демократичным в плане рецептов и серьезно усилил развлекательную часть. Поводом к увеличению объема развлекательного контента стал показ сериала "Кухня", который хорошо зашел у зрителей, после чего было принято решение двигаться и дальше в данном направлении.
Сетку "Телекафе" прилично изменили
До 50% контента, который крутился по "Телекафе" раньше, заменили контентом Первого канала. Плюс, редакция запустила четыре собственных новых проекта. Это "Ночной дожор", академия кулинарных факапов "Блинком"...
Два других проекта Антон не успел назвать, потому что к нам подошел генеральный директор "ВОД ТВ" Алексей Петров и разговор плавно перешел на воспоминания. Алексей поделился, что они с Антоном знакомы уже 23 года. "Я его знаю с января 1994 года. Он был администратором программы "Намедни", а я пришел туда делать сюжет", - рассказал Петров.
Аудитория канала сохранится - это женщины 24-35, но вообще ее хотят расширить
Аренс рассказал, что уже давно и страстно увлекается темой еды. И в разное время вел кулинарные блоги, был ресторанным критиком, а сейчас периодически проводит кулинарные мастер-классы. Всегда приятно, когда твое увлечение перерастает в работу.
"С высоты своего опыта могу сказать, что человек приходит в ресторан не всегда за едой, но и за атмосферой. И мы хотим эту атмосферу передать нашему зрителю, чтобы приходя на канал он видел и получал не только прикладную информацию, но и что-то для души", — говорит Антон.
Что касается расширения аудитории, то этого планируют добиваться за счет интерактивных историй. Речь не обязательно идет об онлайн-проектах. У генпродюсера "Телекафе" есть, например, идея установить где-то в Москве условные холодильники с едой для продвижения проекта "Ночной дожор". Чтобы люди могли приезжать хоть в три часа ночи в такие места и доедать то, что в этих холодильниках осталось.
Ну и несколько снимков с нулевого дня
Доброе утро! Через пару часов стартует конференция
А пока завтракаю. Все-таки есть преимущества в проживании в другом отеле - полупустой ресторан и никакой очереди за едой))
Большая часть гостей поселилась, разумеется, в Mriya. Но на всех мест там не хватило. Говорят, что в "Мрие" номерной фонд - порядка 305 номеров, 205 из которых забронировали под гостей конференции, остальное заняли другие постояльцы. Тех, кто регистрировался позже, человек 30, в том числе и меня, поселили в отеле в 20 км от Мрии.
Двадцатиминутные поездки до отеля превращаются в увлекательные мини-экскурсии))
Вчера, например, нам водитель рассказал, что в Ялте в свое время понастроили много высоток, большую часть из которых строили не по надлежащим строительным нормам. Здесь же сейсмоопасная зона, поэтому предпочитают не строить дома выше 9 этажей. В результате, большинство высоток остаются незаселенными, а квартиры в малоэтажных строениях стоят дороже и ценятся больше (особенно те, что были построены в советское время), чем новострой.
Двадцатиминутные поездки до отеля превращаются в увлекательные мини-экскурсии))
Вчера, например, нам водитель рассказал, что в Ялте в свое время понастроили много высоток, большую часть из которых строили не по надлежащим строительным нормам. Здесь же сейсмоопасная зона, поэтому, по-хорошему, строить дома выше 9 этажей не рекомендуется. В результате, большинство высоток остаются незаселенными, а квартиры в малоэтажных строениях стоят дороже и ценятся больше (особенно те, что были построены в советское время), чем новострой.
Поехали. Панельная сессия. Выступает Алексей Волин
Волин начал с разговора о том, что до конца года строительство инфраструктуры для разворачивания двух мультиплексов закончится. При этом замминистра напомнил, что 1 января 2019 года заканчивается срок, когда телеканалы второго мултиплекса могли позволить себе вещать только в городах 50 тысяч +. С 1 января этим каналам необходимо уже начать вещать и в малых населенных пунктах, иначе будет ставиться вопрос об исключении определенных каналов из II мультиплекса.
Много разговоров ведется о региональном мультиплексе. Сегодня мы видим, что со стороны многих регионов подход к региональному мультиплексу меняется. Третий региональный мультиплекс надо делать только в крупных городах, не идя в деревни. Мы пока такой подход не поддерживаем, поскольку мультиплексы создавались с целью устранить цифровое нравентсво, а такой подход только усилит его. То есть у кого-то будет 20 каналов, а у кого-то — 30. Ну и плюс нагрузка на кабельный бизнес — позитивно на ARPU это никак не скажется.
Дальше разговор перешел на тему получения сигналов эфирных каналов
Перешли к ставшей уже традиционной для всех конференций теме OTT
Еще один вопрос - работа с молодежью
Волин затронул тему монополизации рынка, на которую жалуются в отрасли
Алексей Волин - "У нас львиную долю рынка контролируют 5-6 игроков. 5-6 игроков — это не монополия. Хорошо ли это? С точки зрения Минкомсвязи — это замечательно, поскольку иначе мы не сможем иметь возможность конкурировать и серьезно играть на мировой арене".
"Искуственое дробление мы категорически не приветствуем, и более того, думаем, что консолидация рынка носит положительный характер".
Об эффекте от современных технологий
На сцену вышел Дмитрий Колесов из J'son&Partners с докладом про зарубежные рынки
Уровень проникновения платного ТВ в Германии — 94% или 36,6 млн домохозяйств.
По словам Колесова, в сумме PayTV-абонент в Германии тратит до 30 евро в месяц
Эта сумма складывается из уже обозначенного налога на общественное ТВ (17,5 евро) и около 12,9 евро в месяц, которые ТВ-абоненты Германии самостоятельно тратят на услугу платного ТВ.
Несмотря на то, что 30 евро кажутся для нашего рынка невероятной цифрой (напомню, в РФ средний уровень ARPU - 2,1 евро), для Германии это не такой уж и большой показатель.
Добавим, что если брать чистый ARPU (то есть 12,9 евро), то это лишь 0,5% дохода от общего дохода домохозяйства в месяц.
Понятно, что немецкие операторы зарабатывают не только на b2c, но и на b2b
Перешли к рынку Испании
Объем рынка Испании составляет 3,73 млрд евро
Ну и, наконец, b2b-направление в деятельности испанских операторов
Здесь интересно, что местные игроки стараются точечно сотрудничать по определенным сферам. Например, они активно развивают предложения для самозанятых профессионалов — переводчиков, юристов, дизайнеров, менеджеров по недвижимости и т. д.
Румыния. Интересно, что здесь #3 по доле аудитории является турецкий канал
В России не самая худшая ситуация с must-carry каналами...
В Румынии таких каналов — 31. Но в отличие от России, операторы Румынии имеют вполне реальную возможность вещать далеко не все эти обязательные каналы. В местном законодательстве говорится о том, что количество обязательных каналов в сети кабельного оператора не должно занимать более 25% от общей емкости сети оператора.
Там есть набор каналов, который обязателен для всех регионов, но, опять же, это не три, и даже не два дестяка каналов. Это три государственных канала, два-три региональных, а далее из списка коммерческих выбираются каналы с наибольшей долей аудитории за предыдущий период (т.е. за год).
63% абонентов платного ТВ в Румынии подключены к кабельному ТВ
Второй по популярности сегмент — спутниковое ТВ, и совсем небольшую долю занимает IPTV.
Проникновение платного ТВ в Румынии находится на уровне 93%. Средний ARPU — 5,6 евро, 0,7% — доля затрат на платное ТВ от общего ежемесячного дохода домохозяйства.
Наконец добрались до российского рынка
Следующий докладчик - Виктор Пинчук из РТРС
Вербальное разделение Крыма и Севастополя с другими субъектами РФ...
... не прошло незамеченным.
Алексей Константинович Волин сразу обратил на это внимание. "Ты сейчас сказал политически неправильную вещь — Крым и Россия", - обратился он к Пинчуку.
Пинчук поблагодарил за корректировку =)))
Помимо проникновения цифрового эфирного ТВ Пинчук поделился и другими цифрами
В 2018 г. планируется существенное сокращение вещания каналов в аналоговом эфире
Вообще, прямо сейчас со сцены презентует доклад Ирина Левова из Института...
Ефимов - мы видим тренд размывания границ между традиционными участниками рынка
Далее Ефимов перешел к контенту
Ну и завершил свое выступление Ефимов темой вещания в Китае
"Мы в этом году очевидно выйдем на китайский рынок, и будем первым каналом, который будет там вещать с китайскими субтитрами. Также у нас там будет возможность размещения рекламы на канале", - поделился Алексей.
А я напомню, что на рынок Китая ПКВС планирует вывести канал "Катюша". Подробнее можно почитать тут.
Еще одно выступление по контенту - от Михаила Ковальчука
Также Михаил Ковальчук рассказал об опыте "Цифрового Телевидения" за рубежом
Михаил рассказал, как компания выходила на мировые рынки. В частности, пыталась попасть на MIPcom. ЦТ предлагал организаторам выставки выступать за деньги с докладом, но там такая схема не действует. Оказывается, надо, чтобы тебя пригласили, ибо желающих выступить на конференции и рассказать о себе очень много.
Но ЦТ дождалась своего момента. "Нам выдали слот и мы участвовали в скрининге в рамках MIP Cancun, а также участвовали в MIP TV 2017", - делится Михаил.
Слово дали главе ГК "Орион" Кириллу Махновскому. Тема его доклада - UHD
С краткой речью выступил представитель от Республики Крым Максим Яковлев
Представитель от Роскомнадзора Максим Виноградов внес ясность по поводу OTT
Речь идет о законодательных нормах, которые вступают в силу с 1 июля 2017 года и будут казаться регулирования аудиовизуальных сервисов.
Для начала Виноградов напомнил, что регулирование OTT-сферы потребовало внесения изменений в законы "Об информации, информатизаци..." и "О защите детей от информации...", в КоАП и в Кодекс административного судопроизводства РФ.
Также он рассказал, что к новых нормам сейчас готовятся подзаконные акты.
Регулятор внес ясность по поводу реестра аудиовизуальных сервисов. Виноградов особо отметил, что сервису самому не надо заводить себя в реестр. Это задача Роскомнадзора. После того как регулятор вносит чье-то название в реестр, н отправляет уведомление сервису на предмет подтверждения данных. И только в случае поступления уведомления от РКН аудиовизуальному сервису необходимо будет уточнить информацию для реестра.
Марина Дозорцева из "Ростелекома" поделилась соображениями о регулировании OTT
Также Дозорцева напомнила особенности по трансляции must-carry-каналов
"Не заключать договор на распространение must-carry каналов могут только кабельные и спутниковые операторы, на OTT-среду это не распространяется", - напомнила Марина. Это прописано в законодательстве. Поэтому случаи, когда OTT-игроки или операторы, у которых есть собственные OTT-проекты, отдельно не договариваются по онлайн-трансляции обязательных общедоступных каналов с самими каналами, являются, по сути, пиратством.
После обеда перешли к юридическим вопросам. На сцене Елена Гультяева из "Акадо"
Еще проблемы в законодательстве
Елена Гультяева резюмирует свой доклад
Она говорит о том, что законы должны учитывать стремительное развитие технологий и отставание законодательства от данного развития, и в дальнейшем "какими-то общими мазками определять те рельсы, по которым отрасль движется". Также Елена считает, что госвлияние на бизнес должно быть снижено.
Искандар Бахтияров спросил - почему не продвигать изменения в законы отраслью?
Михаил Силин из АКТР заявил, что это правильная мысль, и что подобные истории пытались продвигать. Но делали они это неправильно.
"Наша ошибка в том, что хотя мы готовили серьезные письма в Минсвязи, Роскомнадзор, Госдуму и т.д., но подпись всегда была одна, от какого-то конкретного лица", - говорит Силин. И ответ на такие письма был логичным - это не нравится только вам, а всем остальным нравится, отрасль устраивает.
"Предлагаю собирать под будущими предложениями много-много подписей", - призвал Михаил. При этом он уточнил, что это должна быть подпись не одной ассоциации, а от большого количества представителей рынка, чтобы чувствовался масштаб.
Микрофон передали Валентине Удаловой из Первого канала
Все мы знаем, что спортивные каналы сейчас сосредоточены у одного дистрибутора
Проще говоря, в холдинге "Газпром-Медиа". Так вот, вышел представитель крымского оператора (к сожалению, не расслышала название компании) и сказал, что стоимость прав на спортивные каналы для крымских операторов В ТРИ РАЗА выше, чем для операторов на материковой части России.
После чего он обратился к ФАС и спросил - нормально ли это? Представитель ФАС сказал, что нет, это не нормально. В общем, в ФАС уже ждут запрос от крымских провайдеров по поводу нарушения антимонопольного законодательства =)
Пока тут происходит пересменка спикеров, выложу презентацию Дмитрия Колесова
Говрят, даже в Сочи на конференции КРОС 2017 уже услышали про его доклад и попросили Яну Бельскую пособить им с презентацией Дмитрия. Так что, по просьбам трудящихся... =)
Кстати, если кто не знает, "Кабельщик" ведет и репортаж с конференции КРОС. О том, что там происходит, можно почитать тут.
Начался круглый стол по теме саморегулирования отрасли
Ведущий круглого стола Михаил Силин поднял вопрос прозрачности платежей каналов
Тему прозрачных цен обсуждают уже минут 15. Почти все спикеры против
Аргументы - это убьет бизнес, это вредно для коммерции, при условии продажи телеканального бизнеса. Да и вообще, цены одинаковыми для всех быть все равно не должны, поэтому не надо их и раскрывать.
У меня фото-пауза =)
Сменили курс дискуссии. Говорим о пиратстве и недоотчетности операторов
Разные ассоциации, разные эмоции =))
И еще пара фоточек
Тут народ интересовался - сколько участников собрала конференция АКТР
Организаторы сказали мне, что больше 300 человек. Панельная сессия собрала бОльшую часть народа, потом плавно разбрелись - кто в номера, кто по личным встречам и переговорам, кто в бассейн, кто - спать =)) В общем, у каждого свои цели и задачи на мероприятие.
Стартовал второй день конференции. Открывает его Ольга Хлопкова из Mediascope
Тема доклада - измерение промо платных телеканалов. Доклад был минуты на три и его суть была представлена на паре слайдов. Надеюсь, к концу дня мне удастся их получить. На сводной таблице был представлен список из 300 тематических телеканалов и какие каналы связи они используют для своего промо. Как выяснилось, наиболее активно используют прессу и радио, причем предпочитают делать это в виде кросс-промо. На ТВ рекламируются единицы каналов, в основном представители крупных холдингов.
Следом вышел представитель от Яндекса - Ирина Скрипникова
Сейчас каждый рабочий день выходит новый российский фильм или новая эпизод сеиала.
Ирина акцентировала внимание на том, что в какой-то момент в России наметился рост производства мультипликационной продукции, и, судя по всему, тренд продолжится.
Следующий слайд - запросы по контенту в Яндексе. Больше всего, судя по картинке, ищут "Машу и медведя", суть меньше - "Барбоскины", "Щенячий патруль", "Смешарики" и прочие мультики.
"Наша товарная индустрия понимает, что продажа товаров, сопряженная с кобрендингом контента, показывает очень хорошие продажи", - озвучивает Ирина очередной тренд.
На слайдах у Ирины есть раскладка по брендированию игрушек и прочих товаров
Отедльно для девочек, для мальчиков и для малышей. Это надо показывать, тут много стрелочек, пересечений. Так что чуть позже проиллюстрирую эту запись. Но вообще, судя по картинке, на девочек расчитано больше товаров.
И еще несколько поведенческих особенностей, которые отмечает Яндекс
Женщина, проживающая самостоятельно, у которой нет мужа и детей, имеет профиль более смещенный профиль, в сторону индивидуального потребления. Профиль поведения семейной женщины значительно отличается. Эти особенности компания старается использовать при продвижении товаров.
Следующий слайд - потребление контента в зависимости от устройства и времени суток. Графики показывают, что в прайм-тайм на планшетах и телефонах случается всплеск потребления контента, в то время как на ПК в это время снижается потребление.
Еще один слайд показывает, что жители России стале чаще путешествовать
В этой связи Яндекс делает вывод, что контент, рассказывающий о путешествиях, скорее всего сейчас будет более востребован пользователями.
Добрались до конкуренции между ТВ и интернетом
С докладами закончили, перешли к круглому столу
Начали с комментария по докладу Ольги из Mediascope.
Артем Лысов - "Если мы берем за основу 400 платных и условно бесплатных каналов. Не больше 6% каналов, которые сами семя постоянно рекламируют".
По поводу эффективности каналов рекламы, и почему так мало рекламы на эфирном ТВ. "Я думаю, все каналы, которые хотят рекламироваться, с удовольствием это бы делали на эфирных каналах. Но эфирные каналы даже в своих контрактах прописывают, что они не хотят рекламу крупных тематических каналов ставить и не ставят. Поэтому основной инструмент для рекламы собственного канала - это пресса, out-door".
Был комментарий, что тематическим каналам, входящих в один холдинг с эфирными...
... проще размещать рекламу на эфирных каналов. Так делают ПКВС и Первый канал и каналы Цифрового телевидения и ВГТРК. Ответить на это попросили Михаила Ковальчука.
Михаил Ковальчук - "С одной стороны, мы внутри себя все время шутим - родителей не выбирают. С другой стороны, бывают разные истории. Например, некоторые новые бренды, которые сейчас появляются, мы рекламируем в рамках блока погоды на "Россия 24". Но надо понимать, что мы это делали за деньги. Да, у нас есть коммерческие преференции, тем не менее, это живые деньги. Плюс, какие-то вещи делаются по бартеру".
Круглый стол модерирует Александр Силин. Его следующий вопрос - про выбор канала
Александр Силин - При выборе каналов в свой пакет - вы смотрите, как канал себя промотирует, работает со зрителем?
Марина Загородная, МТС - "Естественно, рейтинги телесмотрения каналов для многих являются ключевым фактором. Но надо понимать, что показатели востребованности телеканалов у различных операторов могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому мы ориентируемся не столько на данные Mediascope, а данные собственной платформ".
Следующая тема - кто должен вкладываться в продвижение телеканала.
Оператор или телеканал? Вопрос адресовали Алексею Петрову, гендиректору "ВОД ТВ".
Алексей напомнил, что вчера говорили про недоотчестность операторов. "В кулуарах прозвучала цифра, что некоторые недоотчитываются о 60% базы. Если это так и столько денег остается на том конце, то, наверное, эти деньги и должны вкладывать в маркетинг".
Василий Ткаченко, МТС - "Мое мнение - как оператор, так и телеканал должен вкладывать в маркетинг и в продвижение".
Кстати, Василий сказал, что на его взгляд, надо еще учитывать - кто лучше может сделать маркетинговую акцию. По его мнению, в регионах, например, операторы очень плохо знают контент транслируемых ими телеканалов. И если они сами будут промотировать каналы, вряд ли это будет хорошо.
Ремарка по поводу продвижения от Михаила Ковальчука
Михаил Ковальчук - "В первую очередь о донесении до зрителей ценности своего бренда должен беспокоиться тот, кто создает этот бренд".
По поводу продвижения каналов высказался Виталий Корнеев, "Видикон"
Виталий Корнеев - "У нас есть собственный телеканал. Он называется "Город" и ориентирован на местный контент. И в рамках данного канала очень хорошо продвигать другие бренды, потому что люди смотрят какие-то новости о своем городе, сплетни и параллельно могут хорошо воспринимать рекламу".
Продолжают обсуждать - оператор или канал должен заниматься продвижением
Ренат Галеев, "Амедиа ТВ", высказал мысль, что самый эффективный канал продвижения сейчас идет через конкретные тайтлы. То есть если телеканал знает, например, что у его аудитории хорошо заходит "Игра престолов", она может передать оператору необходимый инструментарий для продвжения данного контента.
Артем Лысов - "Операторы имеют возможность достучаться до абонента, а канал лучше знает сильные стороны своего контента. Поэтому здесь необходима синергия усилий, но через оператора".
Задали вопрос - почему малые операторы почти не используют системы рекомендации
Виталий Корнеев ответил, что для этого необходимо иметь приставки с обратным каналом связи, а малые операторы не могут себе это финансово позволить.
Ирина Скрипникова из Яндекса предложила, что региональным каналам можно использовать знания о своих абонентах, помноженные на интернет-данные о предпочтениях определенных аудиторий.
Ирина Скрипникова - "Не надо предлагать пользователю контент только по его предпочтениям, надо учитывать интересы схожей аудитории. Надо бить аудиторию на похожие кластеры и показывать - что пользователи, похожие на тебя, тоже посмотрели. Чем большим объемом данных вы обладаете, тем лучший выбор вы сможете предложить".
На вопрос Александра Силина - заинтересован ли оператор МТС в увеличении доли..
Ренат Галеев напомнил про акцию Viasat, когда канал просто так дал $ оператору))
М.Ковальчук - В моей голове цель одна — чтобы у зрителей не было потрясений
Марина Загородная из МТС решила заступиться за коллегу, по поводу того, что...
... оператор не заинтересован в наращивании доли телеканала.
Марина Загородная — "Доля показывает только одно — насколько фактически зритель смотрит то, за что платит деньги. Но при этом контент — это одна из составляющих продукта, а абонент покупает сбаласированный сервис — приставку, услугу, телеканалы, контент".
Слово взял Алексей Бырдин, глава Ассоциации "Интернет-видео"
Бырдин высказал мнение, что почему-то в России не используется практика продвижения каналов в рамках определенных пакетов. Поскольку любое сотрудничество должно приносить выгоду и той, и другой стороне, эта история могла бы быть эффективной. Например, для оператора выгода заключалась бы в подключении доппакетов, а канал получал необходимое промо.
Следующий слайд - спрос на жанры платных каналов по регионам
Если брать в целом, то кино и сериалы находятся на первом месте, детские - на втором, познавательные - на третьем. Но в Москве и Питере рейтинг немного отличается.
Вторая сессия - популярность тематических каналов
Прозвучал вопрос - как определить насколько популярен тематический канал?
Рядом со мной сидит глава ассоциации "Макател" Алексей Амелькин. Он возмущен вопросом - "Как можно измерить популярность того, что ниже плинтуса?!". Речь о том, что основное смотрение идет все равно на каналы первого и второго мультиплексов, а тематические платные каналы собирают небольшие доли просмотра.
Рейтинг рейтингу рознь - с таким докладом выступает Мария Каменская, глава АЦСМ
Бывают типовые задачи, как то рекламные продажи, под это, например, заточены измерения Mediascope. Но есть еще и индивидуальные запросы, которые могут потребовать другой инструментарий и источник информации.
Рейтинг - понятие разностороннее, и в зависимости от обстоятельств его надо по-разному оценивать.
ТВ-рейтинг складывается из среднесуточного охвата, помноженного на среднее время просмотра за сутки и поделенное на среднее время вещания за сутки. И на него влияют специфика аудитории, дистрибуция и специфика контента.
Когда абонент покупает услугу платного ТВ, он покупает возможности...
... для каждого члена семьи. Поэтому у нас хорошо работают истории, что чем больше каналов, тем лучше, это же возможность. Понятно, что 200 или 300 каналов зритель никогда не будет смотреть, но то, что у него есть такая возможность, абонентом ценится.
Поэтому необходимо расширять весь спектр задействованных сторон. Например, востребованность контента и удовлетворенность возможностями - это те два сегомента, которые никак не охвачены текущими измерениями, - говорит Мария. Mediascope измеряет только объемы фаткического смотрения.
Предложение - учитывать весь объект, а не какую-то одну из его проекций.
От рейтингов перешли к аналитике по рынку
Их представляет Дарья Феоктистова. Данные стандартные - чаще всего в домохозяйстве по 2-3 телевизора. Семейные люди чаще смотрят ТВ, чем одинокие. Люди не всегда понимают, что платят за ТВ-услугу, поскольку у них это включено в квитанцию об оплате коммунальных услуг.
По раскладке услуг - кабельное ТВ занимает лидирующие позиции, спутниковое - второе место, IPTV - третье.
Переходим к операторским данным. На сцене Василий Ткаченко из МТС
Источники измерений МТС - это данные Mediascope (5400 домохозяйств и порядка 230 телеканалов), плюс данные по 430 тысячам домохозяйств МГТС (там 233 телеканала) и по 370 тысячам абонентов МТС ТВ (129 каналов).
При измерениях оператор отсекает абонентов, которые смотрят менее 2 минут и тех, кто смотрит более 6 часов - считают, что абонент просто не выключил приставку. Ну и разумеется, учитывают накопленный месячный охват аудитории (в %), долю по суммарному времени просмотра телеканала и среднесуточное время просмотра на 1 уникального абонента.
Василий уточнил - какие данные учитываются в аналитике, а какие - нет
МТС фрагментирует свои данные по холдингам, по телеканалам и по тематическим каналам vs обязательным общедоступным.
Так вот, по данным Mediascope, просмотры тематических каналов против эфирных составляют 35% против 65%, у МГТС эти показатели распределились в пропорции 27% на 73%б, а в МТС ТВ - 43% на 57%.
Обещали показать данные по холдингам, в итоге не стали. Василий сказал, что здесь это будет излишним и перешел на тему будущих возможностей МТС. В частности, тех, которые дает оператору новая гибридная платформа. Дальше пошла реклама этого самого гибридного ТВ...
Вопрос к Ориону - как оператор оперирует данными о каналах
По словам Светланы Борисовой, "Орион" использует свои накопленные знания по популярности каналов для работы с b2b-аудиторией, а именно, с установщиками. Спутниковый оператор организует семинары, в рамках которых рассказывает о том, на какие каналы стоит делать упор, чтобы продать зрителю услугу платного ТВ. Светлана отмечает, что есть географическое различие по популярности каналов, и это необходимо учитывать.
На вопрос о том, как проецируются данные на абонентов, Светлана ответила, что на сегодняшний день у "Ориона" нет приемников с обратным каналом, поэтому пока данных, которые могли бы использовать для работы с аудиторией, у них нет. Такие приемники находятся в разработке, но в любом случае, когда "Орион" начнет получать подобные данные, для оператора они будут носить только ознакомительный характер.
Опытом Первого канала делится Елена Афанасьева
Ну, собственно, все знают, что последние годы для Первого канала основным источником получения данных являются телефонные опросы. В отдельных случаях рейтинги ощутимо разнились. Буквально пару месяцев назад вещатель, наконец, помирился с Mediascope, и теперь будет официально использовать два источника - свои опросы и данные официального измерителя, и находить "истину где-то посередине", в сравнении.
Некоторые компании в измерении популярности ТВ-каналов предпочитают учитывать...
...обратный канал связи. О примере использования обратного канала рассказывает Андрей Бояринов из компании MediaHills. После долгого вступительного слова о методике и о самой компании, наконец перешли к статистике.
Андрей показал, что есть заметная разница по потреблению тематического ТВ в зависимости от региона, города. Дальше пошли слайды со статистикой по каналам. Прямо скажем, что цифры вызывают много вопросов, потому что как минимум тут не учтены данные спутниковых операторов. Например, неожиданно "Матч! Боец" вырвался в Нальчике и Севастополе в лидеры по телесмотрению в категории спортивных каналов.
За измерения MediaHills вступился Антон Стуликов, глава "ОблТВ"
На самом деле - это давняя проблема. Региональные телеканалы всегда жаловались на данные Mediascope/TNS, поскольку они не давали нормальной картины по смотрению этих каналов. И условно 150 пиплметров, которые установлены в Свердловской области, для регионального вещателя ничего не дают. В свою очередь данные Андрея показывают более информативную раскладку по телесмотрению канала.
Представитель Mediascope на это ответил, что здесь вопрос в задаче. Основная задача национального измерителя, во-первых - это национальные телеизмерения, во-вторых, данные, которые потом можно использовать как валюту для получения рекламы. Задачи помочь ршить внутренние проблемы региональных каналов у них не стоит.
Чем руководствоваться при создании концепции вещания нового телеканала?
Своим опытом в этом направлении делится Анна Шнайдер, главный редактор телеканала "О!". Сейчас в распоряжении канала "О!" два главных инструмента - независимые аналитические агентства и собственная интернет-панель. Плюс, вещатель проводит регулярные исследования на фокус-группах и прибегает к советам психологов.
Началась четвертая секция, обсуждают будущее телевидения
Первым выступает Александр Черняев из Huawei. Он доносит мысль о том, что пора отходить от истории с предложением всем абонентам одного и того же контента, а пробовать давать услуги точечно, по потребностям пользователя.
Нужно предлагать бандлы, чтобы у абонента не быол психологического момента, связанного с тем, что "вот, я вам уже плачу за услугу, почему я должен платить еще за что-то?".
Кстати, интересно, общалась с Алексеем Амелькиным из "Макатела" и он рассказывал, что с введением второго мультиплекса у них в регионе, спрос на платное ТВ заметно упал. Алексей видит выход из ситуации тоже в бандле. Возможно, он попробует предлагать услугу платного ТВ в пакете с ШПД, чтобы хоть так получать деньги за ТВ.
На сцене Дарья Феоктистова из iKS
Даша представила аналитику по просмотру на разных экранах. По ее словам, слова о том, что молодежная аудитория меньше потребляет линейное ТВ, конечно, справедливы, но то, что молодежь не досмотрела на большом экране, она компенсирует за счет просмотра на других экранах. И в первую очередь на ноутбуках.
По поводу контента - в процентном соотношении пользователь в большей степени готов платить за премьеры. 70% респондентов готовы платить за только что вышедший в прокат фильм. После того, как прошел месяц с момента выхода фильма, только 46% пользователей отдадут деньги за просмотр фильма. Остальные предпочтут смотреть такой контент уже бесплатно.
Следом выступление Адили Ибрагимовой из Megogo
Адиля рассказывала про использование новых технологий в OTT-сервисах. Megogo, пожалуй, один из лидеров, который адаптирует для своего сервиса новые технологии. У компании есть и VR-приложение, и 4K-контент и HDR-контент. По словам Адили, это отличный драйвер, чтобы привлечь пользователя к вашему сервису.
Александр Широких рассказывает о трендах NAB 2017
Вообще, Александр по этому поводу готовил специально для "Кабельщика" замечательный материал. Ознакомиться с ним можно здесь. Но если вкратце, то 10 основных трендов этой выставки, которые могут быть важны для кабельщиков, выглядят так:
- облачные технологии и виртулизация
- VR/360 градусов
- 4K/Ultra HD
- HDR
- Channel-in-box
- стриминг в соцсети
- SaaS
- консолидация рынка
- Dolby Atmos
- HEVC/H.265
- COTS (Commercial of the shelf)
- SDI-over-IP
И еще один тренд, о котором не упоминалось в статье Александра
Это то, что спортивные лиги и клубы идут в производство собственных телеканалов. Например, в США. В перспективе это может привести к тому, что из текущей цепочки могут выпасть какие-то игроки. В качестве примера Широких привел нашу КХЛ, которая, по сути, замкнула на себе права по трансляции хоккейных матчей своей лиги, создав канал КХЛ ТВ.
Карен Казарян из РАЭК рассказывает о будущем
Как же будут потреблять контент в будущем? По мнению Карена, продолжат развиваться новые форматы сжатия контента, улучшаться беспроводные технологии, появятся VR/AR и нейроинтерфейсы.
Не исключено, что в будущем пользователи будут получать интернет через спутники Илона Маска, дирижабли Google или дроны Facebook. Хотя текущие игроки, операторы связи, наверное, никуда не денутся, просто будут менять свои роли и объединяться с компаниями из смежных областей, с теми же медиахолдингами.
Михаил Медриш прогнозирует свое будущее - он считает, что такая единица как...
...телеканал со временем исчезнет за ненадобностью. Поскольку пользователь сейчас идет смотреть не конкретный канал, а конкретный контент. А контент можно потреблять на большом количестве платформ.
Так что будущее broadcastsing'а для Михаила видится под большим вопросом, поскольку технологии и новые способы потребления контента развиваются стремительно. На это поступила реплика из зала.
Ирина Левова из Института исследования интернета вспомнила про указ президента, в котором упоминается о том, что необходимо сохранять определенные традиционные вещи, например, печатные газеты и аналоговое телевидение.
И завершающая сессия. Об услугах ОТТ в сетях операторов.
Модерирует Дмитрий Колесов. И вначале его же презентация об операторском VOD.
Дмитрий приводит примеры по реализации VOD-проектов операторами за рубежом. Напомнил о Verizon, который активно продвигает свои услуги, в том числе и в формате OTT, и сегодня их сервис FiOS предлагает не только каналы, но и 50 тысяч тайтлов. Об AT&T, который поглотил спутникового оператора Direc TV и теперь реализовал сразу три OTT-проекта.
Переходим к рынку РФ. Колесов напомнил о бурном росте сегмента OTT в целом, который за прошлый год вырос на 32%, а с 2017 по 2020 год должен расти со среднегодовым темпом роста в 16%.
Так какова же ситуация с операторским VOD на российском рынке?
Если еще в 2015 году операторы занимали 3 место по доле на рынке VOD, то сейчас они вышли на второе место. Особо Дмитрий выделяет VOD-бизнес "Ростелекома". "Уже видно, что "Ростелеком" очень хорошо зарабатывает на подписке, а ее основу составляет подписка на детский контент", - говорит Колесов.
В 2016 году 1,37 млрд операторы заработали на VOD (рост на 38% по сравнению с 2015 годом). И в J'son прогнозируют опережающий рост именно операторского бизнеса на фоне остальных игроков рынка VOD. И к 2020 году эта цифра может составить 2,69 млрд рублей.
Также аналитики прогнозируют рост подписки в операторском VOD по сравнению с транзакционными моделями.
Следом доклад Романа Хлопова из компании "Цифра"
Доклад посвящен сервису DMS и тому, как его могут использовать кабельные операторы. Понятно, что доклад, по большому счету, рекламирует услугу компании "Цифра", тем не менее, решение действительно интересное и может дать дополнительные вопросы кабельщикам. Это Hbb-услуга.
Рассказывают про то, что за счет этой услуги можно с помощью определенных шаблонов реализовывать не полноценный VOD, а так называемый NVOD. Для обратной связи можно использовать, например, QR-код.
У Виталия Корнеева из "Видикона" возник логичный вопрос - насколько такая история легитимна. Роман не смог внятно ответить на этот вопрос, но судя по всему, правообладатели бы такую историю не одобрили, что, собственно, своими кивками и подтвердили присутствовавшие в зале вещатели.
Слово дали Ирине Грандель из ivi. Рассказывает про сотрудничество с операторами
Почему оператору выгодно запускать VOD у себя на сетях? Ирина решила аппелировать к цифрах. ARPU платящей аудитории в ivi - $8,3, что более чем в три раза выше, чем ARPU по рынк платного ТВ ($2,4). Так что смысл есть...
Ирина Грандель - "То, что операторам платного ТВ нужен VOD, наверное, вопросов уже не вызвает. Другой вопрос - как его реализовать. Самостоятельно или в партнерстве. Разумеется, по нашему мнению надо идти в партнерство. Это может сократить как денежные, так и временные затраты на создание дополнительного value для вашей аудитории. При этом вам не надо вкладываться в разработку платформы и в покупку контента, в рекомендательный сервис".
По мнению Ирины, без рекомендательных сервисов контент уже тяжело продавать. Он не должен просто лежать на полке, его надо продвигать.
Ирина призвала к комплексному подходу в работе операторов с онлайн-кинотеатрами
Ирина Грандель - "Мы призываем не рассматривать нас просто как агрегатора контнета, хотя многие операторы так и делают. Мы можем дать не только контент, но и наши навыки и знания по работе с пользователем".
Адиля Ибрагимова из Megogo продолжает тему знаний о пользователях
Какие "хотелки" сейчас есть у современного пользователя? Он хочет хороший ассортимент кино и ТВ, и в хорошем качестве. Пользователь становится более мобильным, не хочет ждать контент и желает потреблять его в любом месте и в любое время. Плюс, он хочет индивидуальный подход.
Собственно, в OTT это собрано в возможности синхронизировать экраны, отключать рекламу, смотреть в удобное время и т.п.
Дмитрий Сычугов делится опытом "Амедиатеки"
Для операторов сервис делает спецусловия по цене. Если самостоятельная подписка на сервис стоит порядка 599 рублей, то абоненты операторов могут воспользоваться базовой подпиской за 350 рублей в месяц. Остальное выступление было в стиле рекламы сервиса и обновленных каналов "Амедиа", так что, простите, эту часть опущу.
О, наконец интересные цифры!
"Амедиатека" поделилась revenue share при работе с операторами. Если оператор участвует в маркетинговых акциях, промо контента и прочих делах, то разделение дохода может доходить до 50/50, в иных случаях "Амедиатека" забирает себе до 70% дохода.
Колесов задал вопрос про оплату онлайн-кинотеатрами своего трафика операторам
Некоторые не возражали против такого опыта, другие высказывались негативно. Но интересную мысль высказал Карен Казарян. Он предположил, что в какой-то момент ситуация может изменится. И если сейчас Netflix'у приходится платить некоторым оператором за предоставление качественного доступа к своему сервису, то из-за растущего спроса на контент собственного производства сервиса и в целом его популярности, в какой-то момент развесовка сил может повернуть в сторону Netflix'а, и история с платежами за стабильный доступ уйдет в небытие.
Официальная часть завершена, но осталось еще несколько докладов, о которых я...
...не успела написать. Обязательно чуть позже о них расскажу. Это презентации Олега Грищенко и Ирины Левовой.
А пока народ готовится к завершающему гала-ужину. ПКВС обещает что-то грандиозное. Проверим))
Не было еще времени сегодня выложить фотографии, исправляюсь =)
И еще небольшая партия. Вообще, на следующей неделе будет еще и фоторепортаж...
Так что если вы еще не увидели себя на фото в репортаже с докладов, возможно, вы найдете себя в фоторепортаже =)
А меж тем, у нас тут грандиозный праздник
Ребята из ПКВС пригласили артистов. Уже выступили "Корни", сейчас выступает группа "Мохито". А пока - фото организаторов этого вечера.
Валентина Удалова, директор Дирекции сетей распространения программ Первый канал (справа)
Дмитрий Борисов, генпродюсер ПКВС
Юлия Волкова и Алексей Ефимов, генеральный директор ПКВС
Ну практически исторический момент =)
Пока народ слушает музыку и отрывается, ребята из Дубны подписывают контракт на распространение телеканала "Поехали!".
И еще несколько фото с мероприятия
Андрей Сальников и Никита Саватьков, ПКВС
Антон Аренс, генеральный продюсер телеканала "Телекафе"
Канал "Поехали!" сегодня вечером проводил небольшой конкурс, разыгрывал призы
В частности, огромную бутылку шампанского. Пределы родины приз не покинул =)) Остался в Крыму у оператора "Азов ТВ".
Праздник в полном разгаре. На сцене выступает певица Maksim
На сцену вышла Юлия Волкова. Народ моментально отреагировал
Отреагировали, разумеется, по-современному. Все побежали к сцене с телефонами =))
А я, как и обещала, пока расскажу про доклады, о которых не успела написать
Для начала о докладе директора по стратегическим проектам Института развития интернета Ирины Левовой. Она рассказала про концепцию так называемого "Цифрового Кодекса" — новой парадигмы регулирования сферы ИКТ и будущей цифровой экономики.
Ирина начала с изменений, происходящих на рынке связи за последнее время. Ну и прекрасный слайд из доклада, который, как мне кажется, иллюстрирует главное изменение не только в отрасли, но и в целом в социуме.
Какие еще базовые изменения произошли на рынке?
Ситуация осложняется тем, что в действующие нормативно-правовые акты...
И еще фотки
Финалочка. Презентации первого дня. Сессия #1. Новые технологии и развитие рынка
В качестве финального аккорда репортажа по конференции АКТР выкладываю презентации. Так что, кто интересовался - прошу. Презентации выкладываю в соответствии с программой.
День 1. Панельная сессия
Дмитрий Колесов, J'son & Partners. "Развитие рынка услуг кабельного телевидения в странах с неблагоприятной рыночной и регулятивной обстановкой. На примере стран Западной Европы".
Алексей Ефимов, ПКВС. "Экономические аспекты технологических трендов медиарынка".
Кирилл Махновский, "Орион". "UHD в России: настоящее и будущее".
Презентации первого дня. Сессия #2. Регулирование медиарынка
Ирина Левова, Институт исследования интернета. "Цифровой кодекс. Нужно сейчас? Можно подождать? Уже поздно?"
Елена Гультяева, "Акадо". "Правовые тенденции телекоммуникационного рынка".
Марина Дозорцева, "Ростелеком". "Некоторые авторско-правовые аспекты использования контента при организации услуг OTT".
Максим Виноградов, Роскомнадзор. "Вступление в действие федерального закона об OTT-сервисах".
Презентации первого дня. Сессия #3. Проблемы антимонопольного регулирования
Евгений Леонов, Пепеляев Групп. "Законность использования воздушно-кабельных линий связи в городах РФ".
Олег Грищенко, ассоциация "Ростелесеть". "Проблема пакетной продажи телеканалов".
Елена Гультяева, "Акадо". "Конкурентная среда и ограничение доступа в жилые дома".
Презентации первого дня. Сессия #4. Повышение эффективности медиарынка
Виталий Корнеев, "Видикон"/ассоциация "Ростелесеть". "Программа совместной работы операторов связи и вещателей по очищению рынка от пиратства".
Презентации второго дня. Сессия #1. Реклама и продвижение программ телеканалов
Ольга Хлопкова, Mediascope. "Промо платных каналов: количественные показатели".
Ирина Скрипникова, "Яндекс". "Продвижение контента: достучаться до целевой аудитории".
Презентации второго дня. Сессия #2. Как измерить рейтинги каналов платного ТВ?
Ольга Хлопкова, Mediascope. "Аудитория ТВ в России и особенности измерения телесмотрения".
Дарья Феоктистова, iKS-Consalting. "Российский рынок кабельного телевидения в цифрах".
Василий Ткаченко, МТС. "Опыт МТС в собственных телевизионных измерениях".
Андрей Бояринов, MediaHills. "Построение альтернативной измерительной панели на базе сбора данных по обратному каналу".
Мария Каменская, АЦСМ. "Рейтинг рейтингу рознь. Как результат измерений зависит от выбора и настройки инструментов".
Презентации второго дня. Сессия #2. Елена Афанасьева, Первый канал
Альтернативная служба телеизмерений "Первого канала" - совпадения и расхождения с традиционными исследованиями".
У Елены не было объединенной презентации, а было пять слайдов с примерами, поэтому публикую их отдельно. Тема доклада Афанасьевой - "Презентации второго дня. Сессия #3. Будущее телевидения и телевидение будущего
Карен Казарян, Институт исследований интернета. "Будущее ТВ. И останется ли оно ТВ?".
Александр Широких, НАТ. "Телевизионные форматы сегодня и завтра".
Дарья Феоктистова, "ИКС-Консалтинг". "Особенности рынка платного ТВ в России".
Адиля Ибрагимова, Megogo. "Технологии на службе OTT".
Александр Черняев, Huawei. "Современная цифровая ТВ-платформа - переход от линейного телесмотрения к видеоэкосистеме".
Презентации второго дня. Сессия #4. Услуги OTT-порталов в кабельных сетях
Дмитрий Колесов, J'son & Partners. "Прогнозы развития операторских услуг "Видео по запросу" в России".
Роман Хлопов, "Цифра". "Интерактивные сервисы без обратного канала как эффективный способ монетизации в кабельном сегменте".
Ирина Грандель, ivi. "Синергия онлайн-кинотеатра и оператора платного ТВ".
Адиля Ибрагимова, Megogo. "OTT как среда, объединяющая конкурентов".
Первый пункт программы - поездка к оператору Ziggo в город Зволле
Выезжали рано-рано, что просто садизм, учитывая, что группа добралась до отеля аж к полуночи, после чего мы еще часа полтора сидели и болтали в холле - перезнакомились, посмеялись над ситуацией с гостиницей (расскажу позднее), поговорили о программе, планах, достопримечательностях, интересующих вопросах и персональных программах-минимум участников.
Утром к нам присоединились несколько человек из компании Irdeto - этот международный производитель систем условного доступа является многолетним партнером Ziggo, помогал договориться с оператором о визите, экскурсии по офису и т.п.
Ехали аж полтора часа - от Амстердама до Зволле, где находится его основной офис, 110 километров. В столице есть фронт-офис, но там не увидишь технических штуковин, которые интересуют кабельщиков.
Основная технология доступа у крупнейшего голландского оператора - Docsis 3.0!
Причем по части скоростей у ребят особенно вопросов нет - сейчас подают до 100 мегабит, сейчас работают над увеличением до 500.
В следующем году закрывают полностью аналог, через год прекращают FM-вещание, благодаря чему расчитывают расширить полосу с 860 Мгц до 1,2 Ггц. В ежегодный апгрейд полосы компания вкладывает 70 миллионов инвестиций.
Сейчас обсуждают инвестиции в расширение оптических сетей.
Небедные и рассчетливые ребята, короче.
Но главной темой доклада стала программа CI+...
Мнение Kartina TV о потенциале российсктх каналов за рубежлм
Глава Kartina TV Андрей Рейх говорит о том, что они не видят особого спроса на российские каналы. Старшее поколение - за 45 лет, смотрит основные федеральные каналы, плюс, РенТВ. Один из драйверов среди российского контента - мультик Маша и медведи.
"Молодежи нужен другой контент. Поэтому мы предоставляем VOD- контент онлайн-кинотеатров ivi, Megogo и Start.ru." По мнению Рейха, из этиз сервисов лучшее будущее у прректа Start. "Он намного обгонит Megogo и ivi", - считает он.