Российский союз правообладателей, Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) и организация "Сценаристы и режиссеры мира" (Writers & Directors Worldwide) предлагают ввести в Гражданский кодекс (ГК) РФ норму о "справедливом вознаграждении" режиссерам и сценаристам фильмов, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на текст обращения этих организаций.
Кинематографисты предлагают выплачивать авторские вознаграждения не только композиторам, но также режиссерам и сценаристам фильмов - из выручки кинотеатров, телеканалов и интернет-площадок. При этом уточняется, что главная идея в том, чтобы компенсировать "низкий уровень или отсутствие пенсий в отрасли". При этом кинотеатры, которые ожидают, что в случае реализации инициативы, основная финансовая нагрузка ляжет на них, наоборот, выступают за снижение выплат.
Инициативу планируется представить 26 марта на конгрессе Writers & Directors Worldwide в Москве. Ее реализация подразумевает поправки в статью 1263 ГК, по которой выплаты получают авторы музыки в составе аудиовизуальных произведений. Речь не о перераспределении сборов, а об их увеличении - выплаты для режиссеров и сценаристов, согласно предложению, должны рассчитываться отдельно.
Член правления Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский рассказал: "Идее уже много лет, это тяжелый бюрократический вопрос, но мы надеемся, что сможем привести ситуацию в России в соответствие с логикой закона и мировой практикой".
Инициаторами изменений выступают Гильдии кинодраматургов и режиссеров, обращения планируется направить в Госдуму, Минкульт и администрацию президента. В Российском союзе правообладателей уточнили, что союз не является инициатором внесения поправки, а только соорганизует конференцию Writers & Directors Worldwide, на которой обсуждается эта тема.
Сборами с кинотеатров и телеканалов в пользу авторов музыки занимается Российское авторское общество (РАО). В этой организации отметили, что поддерживают инициативу кинематографистов, поскольку она направлена на то, чтобы улучшить положение творцов, но при этом нужно сделать так, чтобы она не пошла во вред пользователям прав. "Коммерсантъ" со ссылкой на отчет РАО сообщает, что за 2017 год выплаты вознаграждения авторам музыки составили 3,7 млрд рублей, из них 84% - российским правообладателям. Председатель совета директоров РАО Андрей Кричевский уточнил, что реальная ставка РАО для кинотеатров составляет около 0,8%, а для новых кинотеатров она в два раза ниже.
По сведениям Алексея Алешковского, доход сценариста в России варьируется от 100 тысяч рублей до 1 млн рублей за одну часовую телевизионную серию и 1-5 млн рублей за сценарий полнометражного прокатного фильма; доход режиссеров, как правило, выше.
Авторы инициативы не предлагают конкретных ставок выплат. По закону их устанавливают сами авторские организации. Например, ставка РАО для сетевых кинотеатров составляет 1% с выручки от продаж билетов.
При этом кинотеатры решительно возражают против новой инициативы. Представитель сети "Каро" заявил: "Киноиндустрия испытывает огромную нагрузку, связанную с расчисткой дат, изменением портрета аудитории, возросшей конкуренцией со стороны онлайна, пиратством, всевозможными отчислениями и выплатами. Сейчас может обсуждаться только снижение нагрузки, иначе мы рискуем снова получить автосалоны и рынки вместо кинотеатров".
Глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин отметил, что выплаты авторам музыкальных произведений уже составляют значительную нагрузку на бюджет кинотеатров, на них приходится 0,8–3% общих кассовых сборов, то есть 1,6-6% дохода от проката фильма.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии