Физлиц могут приравнять к "организаторам распространения информации"

19.06.2014 15:20
Людям, обладающим собственным сайтом, вполне вероятно, что придется хранить полгода данные о распространяемой в сети информации, — об этом сообщает RBCDaily. От такой обязанности освобождены физлица, если их сайт предназначен для "личных, семейных и домашних нужд", а они сами при этом не занимаются общественно-политической деятельностью.
 
Ранее Минкомсвязи опубликовала для общественного обсуждения проекты нормативных актов, призванных обеспечить реализацию вступающих в силу 1 августа поправок в закон "Об информации...". Принятые поправки называют также "антитеррористическим законом" или "законом о блогерах" — он приравнивает блогеров, то есть владельцев сайтов с ежедневной аудиторией более 3 тысяч пользователей, к СМИ. Кроме того, закон обязывает "организаторов распространения информации" в интернете хранить в течение полугода все сведения о пользователях и о "фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки" информации. Исключение сделано для физических лиц, которые распространяют информацию в интернете "для личных, семейных и домашних нужд".
 
В подготовленном Минкомсвязи проекте указано семь вариантов "личных, семейных и домашних нужд", в том числе "потребности, связанные с организацией досуга и воспитания детей". В проекте постановления прописана следующая фраза — "потребности граждан, связанные с приобретением знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, культурного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов").
 
Кроме того, действие антитеррористического закона или "закона о блогерах" не будет распространяться на сайты, связанные с творческой деятельностью (в том числе с программированием), с интернет-торговлей, размещением информации о вакансиях, с ведением домашнего хозяйства, организацией досуга детей, уходом за животными, получением информации о потребительских свойствах товаров, качестве услуг.
 
Стоит отметить, что в законопроекте есть примечание: все перечисленные в проекте документа "потребности" уже не относятся к личным, семейным и домашним нуждам, "если при их удовлетворении осуществляется общественная или общественно-политическая деятельность". 
 
Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский прокомментировал, что "организаторами распространения информации" в интернете являются не только популярные социальные платформы, в частности, "ВКонтакте" или LiveJournal.com, но и автономные блоги, если на этих площадках предусмотрены функции обмена информацией между пользователями — комментарии, форумы и пр. В таком случае, "организаторами распространения информации" в сети являются, например, такие ресурсы, как "Спутник и погром" (sputnikipogrom.com), сайт Алексея Навального (navalny.com), "Перзидент Роисси" (kermlinrussia.com), сайт Николая Старикова (nstarikov.ru) и т.д.
 
Напомним, что федеральный закон № 428884-6 (антитеррористический закон или "закон о блогерах") регулирует "вопросы распространения информации и обмена данными между пользователями" в интернете, а также устанавливает обязанности "организатора распространения информации". Блогеры, чьи страницы посещают свыше трех тысяч раз в сутки, обязаны будут выполнять требования, предъявляемые к СМИ (проверять достоверность информации, подписываться своим реальным именем и не скрывать "общественно-значимых сведений"). Согласно закону, Роскомнадзор в случае превышения аудитории блога цифры в 3 тысячи человек запрашивает у провайдера хостинга данные о владельце той или иной страницы, на предоставление которых у провайдера есть три рабочих дня. После получения информации от провайдера Роскомнадзор уведомляет пользователя интернета о том, что тот является блогером, и добавляет его в реестр. Блог исключается из реестра автоматически, если в течение полугода его суточная аудитория не превышает трех тысяч посещений.