В рамках форума CSTB 2023 состоялся круглый стол "Перспективы развития рынка цифровизации жилья: новые ограничения и "драйверы" рынка умных решений в России". Эксперты - директор продуктового офиса "Умный дом", ПАО "Ростелеком" Алексей Ковалев, гендиректор "Алеф Электро" Андрей Назаренко, директор по развитию блока Новостройки АО "ЭР-Телеком Холдинг" Булат Зайдуллин, руководитель b2b направления / застройщики ООО "Яндекс" Ольга Киб, продакт-менеджер iRidi Екатерина Основина и гендиректор Embedded Systems Rus Дмитрий Сасс - представили аудитории кейсы компаний в области цифровизации жилья и познакомили с функциями мобильных приложений для "умного дома", а также представили ближайшие планы. Подробный репортаж читайте в telegram-канале "Кабельщик на выезде".
Участники отметили, что 62% населения мира будет проживать в городах к 2035 году. Также прогнозируется увеличение общей площади городских территорий в три раза к этому времени, что, в свою очередь, ведет к увеличению многоквартирных домов. В связи с этим есть большой план стандартизации в области "умных домов", зданий и сооружений на 2023 — 2030 год в целях цифровизации жилья. Проект уже получил согласование от части заинтересованных ведомств.
Главные цитаты
Директор продуктового офиса "Умный дом", ПАО "Ростелеком" Алексей Ковалев:
Смысл экосистемы Ростелекома "Ключ": подходишь к калитке — она открывается, подходишь к домофону, дверь открывается, лифт приезжает сам по голосовому вызову. Это все экономит время. Нет ничего в нашей жизни ценнее времени.
Генеральный директор "Алеф Электро" Андрей Назаренко:
У нас все решения интегрируются с цифровой средой ЖК и представляют собой современную проводную систему. У нас есть собственная домофония, сейчас выводим на рынок выключатели.
Директор по развитию блока Новостройки АО "ЭР-Телеком Холдинг" Булат Зайдуллин:
Формула молекулы "Умного дома" — безопасность, бережливость и комфорт. У нас с застройщиками еще на этапе проекта уже появляются идеи, какие сценарии могут развернутся. Тут начинаются вопросы, какое нужно оборудование и где его взять, как продавать эти услуги и т. д. Поэтому мы решили внедрить долгосрочное взаимодействие, где мы работаем со всеми участниками проекта — застройщиками и управляющими компаниями — на протяжении всего периода реализации проекта. Кроме того, многие хотят единый интерфейс. Мы с партнерами это проектируем также в начале, просчитываем все на этапе застройки, когда застройщик представляет партнеров, например умный свет и т. д., и встраиваем все это в одну систему.
Руководитель b2b направления / застройщики ООО "Яндекс" Ольга Киб:
Всем известны функции умной колонки Алисы в квартире, а мы хотим пойти дальше и научить Алису поднимать шлагбаумы, отправлять запросы в управляющую компанию, открывать калитки и т.д.
О вызовах рынка
Продакт-менеджер iRidi Екатерина Основина рассказала, с какими трудностями сталкивается рынок:
— Недостаток квалифицированных кадров. Новые системы требуют от электриков новых навыков, что особенно важно для реализации крупных объектов. Компания разаботала собственные стандарты. Мы учим молодых специалистов для рынка, для это предоставляем оборудование от вендоров, и собственные системы;
— Низкая готовность рынка: многие клиенты не готовы платить за новые цифровые технологии вместо аналоговых, так как они не до конца понимают их концепции. Сейчас начинают привыкать к умным колонкам, лампочкам, ТВ — это уже шаг вперед. "Умный дом" — способ создания инклюзивного пространства;
— Отставание нормативно-правовой базы в плане перехода от внутридомовой автоматизации до внутриквартирной. Хотя там много возможностей в этом плане. Делать общий стандарт для внутриквартирной автоматизации нет смысла, так как существует множество различных устройств в разных ценовых категориях. Нужно учится работать с большим количеством систем.
— Зависимость от зарубежных технологий.
Генеральный директор Embedded Systems Rus Дмитрий Сасс согласился с Екатериной Основиной в части регулирования:
Истории стандартизации не один год. Сейчас меня радует, что к этому начали подходить более осмысленно. Что нам важно? Чтобы у жителя была конкуренция по услугам, которые он может потреблять. Если ее не будет, он будет зажат в тиски, у него будет ограниченный выбор. А отсутствие возможности сменить поставщика услуги вызывает недовольства со стороны пользователей.
Директор продуктового офиса "Умный дом" ПАО "Ростелеком" Алексей Ковалев:
В чем прелесть умных технологий? Они начинают нравиться, когда уже есть хотя бы небольшой опыт в использовании. Если не попробовал, не понимаешь, зачем переплачивать. Когда человек не готов платить, надо предоставить пробный бесплатный период.
Генеральный директор "Алеф Электро" Андрей Назаренко:
Стандартизация — это понимание того, что необходимо застройщику. Это повлияет на ускорение процессов на этапе застройки и уменьшение себестоимости решений. Чем больше компаний их предоставляет, тем выгоднее всем.
Генеральный директор Embedded Systems Rus Дмитрий Сасс:
Если человек понимает в программировании, то он может достаточно дешево устроить у себя "Умный дом". Купить устройства и написать какие-то легкие решения для них самому. Рынок профессиональных решений растет на 10-15% в год. На появившихся устройствах зарубежных вендоров отечественные компании и стартапы могут внедрять свои решения.
Продакт-менеджер iRidi Екатерина Основина:
Нужно предоставлять простые вертикальные решения систем автоматизации для рабочих кадров. Сейчас уже есть пробники автоматизации не только для клиентов, но и, например, сантехников/электриков. Они продают сначала систему автоматизации от утечек, потом понимают, что все не так сложно, и они могут войти на этот рынок, и начинают предлагать системы умного света и т. д.
По окончании круглого стола директор по развитию блока Новостройки АО "ЭР-Телеком Холдинг" Булат Зайдуллин представил критерии, которые помогут понять, что рынок умных домов состоялся:
— Рост ЖК с системами автоматизации;
— Рост компаний, производящих оборудования для умного дома;
— Рост обратной связи от пользователей/жильцов.
Сессия "Цифровые сервисы как точки роста российского рынка операторов связи" продолжила тему цифровизации жилья. В ней приняли участие руководител Центра информационных технологий компании "Уфанет" Денис Сайфутдинов, представитель компании BAZA. net Ольга Петялина, гендиректор компании "Спутник" Ильдар Гайн, менеджер развития проектов компания "Пауэрнет" Кирилл Глазков. В частности спикеры затронули тему "умной домофонии".
Основные тезисы доклада руководителя Центра информационных технологий компании "Уфанет" Дениса Сайфутдинова:
— Рынок домофонов составляет около 1,5 млн подъездов по всей стране, 35 тыс. подъездов строится каждый год. Основные игроки рынка — крупные федеральные операторы.
— По России и СНГ установлено более 12 тыс. домофонов от "Уфанет" и более 100 тыс. камер видеонаблюдения.
— То, что умные домофоны устанавливаются только в новых красивых ЖК — это миф.
— Чтобы растить процент проникновения в домах, где есть еще несколько федеральных операторов, нужно устанавливать умные домофоны.
— Услуги Уфанет: умный шлагбаум, умное видеонаблюдение (распознает гос. номера, спецтранспорт, открывается через приложение), телеметрия для управляющих компаний — удаленный сбор данных с приборов учета ресурсов. Установлено более 30 тыс. умных приборов учета. Умные услуги отображаются также в мобильном приложении.
— Когда компания зашла на рынок в 2018 году — решений не было. Нужно было создавать свои. Сейчас оператор предлагает свой софт для других компаний. Более того, мы научили домофоны не открывать двери по фотографиям, а только по живому контуру лица.
— Для внедрения решений умного домофона можно модернизировать уже существующие устройства или установить новую IP-панель. Мы пошли дальше и создали свои модели, которые появятся в апреле этого года.
— Без оплаты мы отключаем не только приложение, но еще и аналоговые трубки, за счет чего очень увеличилась прибыль.
Ольга Петялина, Baza. net
Наш первый умный домофон был установлен в 2019 году. В рамках участия в проекте "Оператором за стеклом" компания получала оборудование от трех вендоров, и в них внедрялись решения. Выбор вендора был обусловлен несколькими факторами: ценовой политикой, закупкой минимального количества панелей, стоимостью обслуживания, простым подключением и настройкой, а также интеграцией собственного приложения.
О конкуренции
Генеральный директор "Спутник" Ильдар Гайн:
Из 1,5 млн около 120 тыс. домофонов автоматизированы. Надо понимать, что на доме будет одно приложение. Поэтому компании идут тремя моделями: приходят к застройщикам и пытаются первыми договорится о внедрении своих решений, идут через договоры с управляющими компаниями (им не важна монетизация от жителей, им платят УК), устанавливают оборудование и без влияния УК внедряют приложение. Через застройщика занять дом/жк может лишь одна компания. Поэтому другим остается идти иными путями. Затем при заходе в дом они могут либо взаимодействовать уже с существующими крупными операторами, которые уже функционируют в доме, например через монетизацию, либо конкурировать с ними. К сожалению, возможно, что в этом сегменте рынка всегда будет конкуренция, которая в итоге приведет к монополии одного оператора. В идеале, конечно, чтобы существовать в одном подъезде, операторы должны делиться клиентами.
Менеджер развития проектов компания "Пауэрнет" Кирилл Глазков:
В любом случае, умная домофония будет идти вперед. Кто первый займет рынок, тот и станет монополистом. Установка домофона — маркетинговый ход. Жители заходят в подъезд и видят компанию, которая обозначена на домофоне. Лучше, конечно, взаимодействовать с провайдерами, потому что конкуренция приводит к войне: компании начинают против друг друга настраивать жителей.
Пареллельно с этими мероприятиями форума проходила сессия "Платное ТВ. Точки роста в 2023 году". С основными ее тезисами можно ознакомится в обзоре "Кабельщика", а в нашем telegram-канале в дополнение к ключевым цитатам представлены также фотографии, иллюстрирующие выступления спикеров.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии