Уже который год в конце января в Москве собирается весь цвет телеком-сообщества России, сопредельных и не только государств, дабы людей посмотреть, себя показать, обсудить свежие новости, проблемы и способы их решения, пути развития отрасли.
CSTB-2016
CSTB-2016. День 0
Традиционно начинаем наш репортаж с Дня 0 - с дня застройки, когда мы сами завозим на стенд очередной бумажный номер Кабельщика, когда выставочники еще расслабленные и неофициальные, когда в общем беспорядке уже проявляется завтрашняя временная красота. У нас в этом году совместный стенд с ассоциацией "Уралтелесеть", которая теперь стала "Ростелесетью" - у ребят большие планы на эти три дня. Надеюсь, эти планы не помешают им получить удовольствие от немножко беспокойного, но вкусно-алкогольного соседства. Наша половина занавешена плакатом про 10 лет "Кабельщику", там же где-то рядом 2 пятилитровые хреновухи, и такими же объемами заготовленная клюковка, брусничная и вишневая настойки. Велком!
CSTB-2016. Редакция подготовила очередной бумажный выпуск к выставке
Только ленивый не отметился в этом выпуске - 66 полос А3, много всякой аналитики и веселья, есть даже телекабельный гороскоп - когда мы получили текст от нашего любимого автора, читали вслух, ржали всей редакцией. И, конечно, технические новинки, новости телеканалов, всяческие интервью и авторские колонки. Фишкой этого номера стали большая статья о ноу-хау Уфанета - "Бережливое производство", я рассказывала о нем. Там же рассказ Миши Фоминых о том, как эта технология внедряли в Севенкоме (Екатеринбург).
В этом номере мы еще раз представили наши старые и новые проекты - возрожденную рубрику Кабельщики", совместный проект с Медиабрендом по грамотности телеканалов, Школу Кабельщика и много всякого другого.
Издание будет лежать на всех информационных стойках выставки, берите не стесняйтесь!
CSTB-2016. День 0. Картинки с выставки
Начинается пленарная сессия
Приветственное слово от Яны Чуриковой и Юрия Припачкина. Президент АКТР говорит, что рынок показал рост в минувшем году, но 2016 год будет сложнее по трём причинам — кризис, переход на персонализированное вещание и изменение модели зарабатывания денег.
Вопрос по поводу усиления регулирования отрасли. Леонид Левин отвечает на этот вопрос. "Надо, чтобы законодательство не насиловалась бесполезными и вредными инициативами".
"Когда спрашивают — сколько комитет принял законов,я всегда говорю, давайте лучше скажем, сколько комитет не принял законов", — обтекаемо рассказал о работе комитета за прошлый год Левин.
"В прошлом году у нас был принят must-carry пакет. Изначально там были региональные вещатели, сейчас их исключили. Вопрос дискуссионный. Но необходимость единого информационного пакета правильна и справедлива", - рассказал чиновник.
Главные вызовы для отрасли — интернитизация, OTT, считает Левин, но при этом они несут как много возможностей, так и много угроз.
Обсуждают необходимость законодательной базы для OTT
"Еще один из серьёзнейших вызовов - появление крупных медийных международных платформ", - говорит Левин. Видимо, намекая на выход платформы Netflix на российский рынок.
"Мы должны вместе с вами обсуждать защиту наших экономических интересов, при этом оставляя зрителям возможность права выбора", - отвечает Левин на вопрос о возможности законодательного ограничения деятельности подобных структур в России.
Демин Михаил, гендиректор НТВ-Плюс: "Есть ощущение, что Netflix решали задачу выйти на 130 рынков, а не завоевать конкретно российский. Еще рано говорить о том, что сервис вышел на российский рынок полноценно. Так что пока он остается темной лошадкой для нас".
Михаил Демин в своем выступлении поделился цифрами опроса абонентов
"56% людей, которые звонят в наш колл-центр не пользуется общедомовой антенной.
12% смогли ответить - сколько они платят за общедомовую антенну". Стоит общедомовая услуга порядка 150 рублей. "На сегодняшний день спутниковый оператор стал дешевле, чем услуга общедомовой антенны, при этом с большим количеством каналов".
Проблемы с ценовыми войнами НТВ-Плюс считает не самыми серьезными.
"Проблема наша как оператора состоит в том, что 60% костов завязаны на курсе валют. До 90% затрат оператора также завязаны на валюте", - говорит он.
"Хорошие новости - отрасль растет, сегмент растет, несмотря на сложный год".
"Мы ждем выхода OTT. Из интерактивных сервисов видим востребованность VOD и catch up. Все остальное пока пользователям неинтересно".
"Мы рассчитываем, что отойдем от ценовой конкуренции и перейдем к органическому росту", - резюмировал Демин.
Как нам гармонично построить отрасль?
На этом вопросе предлагает сосредоточить свое внимание участников дискуссии Юрий Припачкин. "Нужно научиться делиться рекламными доходами между агрегаторами контента и операторами", - говорит он.
"Что мы должны донести до нашего ведомства и комитета?", - задает направление беседе Яна Чурикова.
"Я аболютно уверен, что у нас здравый комитет. Поэтому призываю присылать в АКТР все ваши предложения, и я вас уверяю, что они будут донесены до правительства", - добавляет Юрий Припачкин.
Итак, что же надо менять по части госрегулирования в среде OTT?
Алексей Бырдин, ассоциация "Интернет-видео": "Проблема недорегулирования OTT TV в части вещания общедоступных телеканалов действительно имеет место быть".
Относительно будущего и сотрудничества с традиционными операторами - "Такие примеры у нас уже есть, и я уверен, что в этом году эта тенденция только будет нарастать". "У нас до сих пор есть барьер в OTT-среде относительно того, кому и куда ты платишь. Когда абонент платит оператору, с которым у него давние сложившиеся отношения, этот барьер нивелируется".
Михаил Ковальчук, Сигнал Медиа, призывает думать не о будущих законах, а о действующих и возможностях их применения в текущих реалиях (речь о защите авторских и смежных прав). "Может здесь что-то принять, чтобы если раньше было не очень жестко, сделать так, чтобы было очень жестко?", - предлагает Ковальчук? "Можно сделать показательную "казнь"", - говорит Михаил.
Слово взял глава "Сигнал Медиа" Михаил Ковальчук
Если касаться коммерции по OTT-сервисам. Что было с выходом Netflix на другие рынки? По словам Ковальчука,там всегда находились люди, которые для Netflix'а скупают весь локальный контент на рынке и таким образом переламывалась ситуация в OTT-среде.
"Вы думаете, что с текущим курсом н найдется игрока, который скупит весь контент в России и будет иметь рычаги регулирования в ту или иную сторону? Я думаю, это вопрос полугода", - прогнозирует Михаил Ковальчук.
В этой связи глава Сигнал Медиа призывает вводить новые заградительные меры, которые бы помогли отечественному производителю, и чтобы воспрепятствовали тому, что в России иностранцы все скупили.
"Может подумать, чтобы играть на опержение, а не на закрытие?", - считает Припачкин.
Юрий Припачкин отвечает на заявление Ковальчука
Михаил, а кто у нас держит наибольшее количество прав и кто больше всео производит телевизионного контента? Эфирные каналы, входящие в состав первого и второго мультиплексов. И я считаю, что основной вред развитию рынка - большое количество открытых эфирных каналов. Вся беда от этого. У нас нправильная модель рынка. Сейчас с этой моделью очень сложно бороться с теми, у кого больше прав.
Я уже давно говорю, что надо менять модель. Надо вообще убрать второй мультиплекс, закрыть этот проект. И надо ограничить первый мультиплекс по количеству каналов. Все остальное увести в платное ТВ.
Когда меняется система координат, можно плыть в старой, а можно прейти в новую. И если плыть в старой, то сколько бы мы здесь не ныли, действительно может придти иностранный игрок и скупить в России все. 2016 год будет переломным для рынка, и мне очень жаль, если кто-то здесь этого не понимает.
У нас бизнес находится под сильной угрозой, и если ничего не предпринять, ему останется 1-2года.
Яна Чурикова предложила вступить в дискуссию Наталье Братчиковой, МТС
Поступило предложение "жечь". "После Миши сложно "жечь", уже все выжжено", - говорит Наталья.
"Те изменения, которые происходили на протяжениипоследних 1,5 лет, достаточно драматично сказались на бизнесе операторов.
Да, мы потеряли доходов от тех каналов, которые входили во второ мультиплекс. Часть других законов потребовала капитальных вложений.
Главное, чтобы сейчас новые изменения были не столь динамичными, как за последние полтора года.
Я думаю, что регулятор сейчас возьмется за OTT-среду и наделит их всеми правами и обязанностями операторов связи.
Мы ни в 2015, ни в 2016 году не имеем возможности вкладывать в запуски новых сервисов, разве что в поддержание текущих.
Законодателям надо дать некую передышку стандартным операторам связи и перенести свои силы на OTT-провайдеров".
'Не доходите до ценового регулирования", - призывает Алексей Бырдин.
"Нам необходимо увеличивать ARPU, и желательно не менее чем на 30%", - продолжает Наталья.
Предоставили слово Сергею Назарову, главе "Акадо"
"Деньги абонентов ужодят пиратам, в демпинг и за границу. Поэтому я считаю, что в законодательном плане с пиратством должна быть более жесткая борьба", - говорит Сергей.
"Надо переходить полностью к договорам в рублях", - продолжил Назаров.
"Очень хорошо, что Netflix к нам пришел. Потому что Neflix по крайней мере в Америке платит операторам связи, чтобы те доставляли его сервис до абонентов в надлежащем качестве", - высказался он по поводу выхода OTT-игрока в Россию.
"Рекламу вернуть, пиратов закрыть, демпинг закончить", - резюмировал Сергей.
В части Netflix Сергея Назарова поправил Алексей Бырдин. Он напомнил, что в США действует принцип сетевой нейтральности, и что история с платой Netflix'а Comcast'у - абсолютно добровольная.
Представитель МКС рассказал о проблеме авторских прав и ее возможном решении
Дмитрий Петров, МКС. "В наших отраслях сумасшедшая конкуренция. Но при этом во всей цепочке доведения контента до потребителя оказалась компания, которая просто собирает деньги, а не делает что-то (речь о РАО, ВОИС и прочих авторских сообществах - ред.). Мы считаем, что ее надо убрать"
Среди других предложений, поступивших со сторны Дмитрия: "В OTT должны быть агрегаторы контента, потому что самостоятельно оператору все это очень долго и сложно собирать. Также должна быть статистика по использованию контента, причем максимально четкая".
"Мы понимаем, что пока OTT - это серый рынок, и в таких условиях игрокам тяжело существовать. Хотелось бы хоть какое-то регулирование OTT все же получить", - примкнул к стану страждущих законодательных нововведений Дмитрий Петров.
Леонид Левин отправился в Госдуму, но перед этим дал несколько комментариев
Леонид Левин: "По поводу авторских прав. У нас полтора года назад был принят закон о защите авторских прав именно по ТВ и видеоконтенту. Вместе с усилением защиты новых объектов авторских прав у нас появилась не просто обычная блокировка, а еще и вечная блокировка. Я считаю, что с точки зрения законодательства это будет эффективно. Просто надо время, чтобы это заработало как часы".
Леонид Левин пообещал, что комитет по информполитике продолжит отстаивать интересы правообладателей на территории РФ. "Продолжается работа по поручению Нарышкина, создана комиссия, которая продолжит работу по защите авторских прав", - поделился он.
Тему регулирования пиратства Левин прокомментировал следующим образом
"Из принципиальных тезисов - в России не будет развиваться принцип ответственности пользователей за использование пиратского контента. Этот принцип неприемлем для России. Мы будем искать решения в защите интересов бизнеса и противодействии пиратскому сообществу", - заявил чиновник.
О приходе иностранных платформ. "Приход западных корпораций и платформ - это не попытка завоевать российский рынок, а попытка выйти на международные рынки и максимально их охватить. Поэтому сейчас мы должны вместе с вами думать не о сиюминутных решениях, а говорить о том как мы легитимно можем защищать наших производителей и представителей кабельных сетей".
Также Левин напомнил, что в конце прошлого года в Госдуму был внесен законопроект об условиях действия иностранных компаний в интернете. "По нему все сделки по предоставлению продуктов и услуг будут облагаться НДС. Законопроект имеет хорошие перспективы".
Как всегда, на CSTB проблемы с интернетом....
... поэтому оперативно отписываться не удается. Вообще, прямо сейчас идут параллельно несколько сессий. Жаль, нельзя раздвоиться, много интересных панелей. Например, компания Цифровое телевидение (ВГТРК) сейчас презентовала стратегию пяти экранов, а также запуск собственной SVOD-подписки. В тестовом режиме компания запустила услугу на платформе партнера - опратора Ростелеком, в рамках его сервиса "Интерактивное ТВ". В коммерческую эксплуатацию ее должны запустить весной.
SVOD-подписка предусматривает предоставление контента ряда телеканалов ЦТ по тематикам, наример, детский контент, познавательный и т.д. За это компания намерена брать плату в разме 90 рублей в месяц.
В дальнейшем услуга распространится и на другие IPTV-платформы.
Прямо сейчас идет форум региональных операторов. Модератор - Олег Грищенко
Только удалось дойти до форума региональных операторов. Выступает Татьяна Абрамовская, юрист ассоциации Ростелесеть (ранее - Уралтелесеть). Рассказывает о требованиях по хранению персональных данных (ПД).
Пакет документов, требуемых для прохождения проверки, четко не определен. Естьь примерный перечень на сайте Роскомнадзора, однако, он не дает полноценного представления
Первое - положение по обработке ПД. В положение должны быть включены цели, принципы зранения и обработки, их удаление; основные и дополнительные субъекты; перечень персональных данных; обеспечение безопасности; ответственность (есть 5 видов ответственности, в частности, административная, дисциплинарная, материальная).
В Положении также должны быть Приложения к нему.
Плюс, у оператора должны быть приказы, акт классификации информационной системы ПД, модель угроз (перечень возможных угроз по нарушению информационной системы); инструкции касаемо работников и персональных данных; план проверок и журналы учета.
Выступление представителей НАДИКС
К сожалению, не удалось застать выступление Леонида Буслаева и Михаила Пашкова, секции пересекаются по времени, но их подробный материал по теме выступления (риски операторской деятельности) есть в печатном номере "Кабельщика" и в ближайшее время появится на нашем портале.
Выступает Михаил Фоминых (Sevencom). Его доклад об учете финансов
У Михаила был экскурс по расчету расходов и потенциальных доходов в международной практике и в российской. Презентацию надо видеть, поскольку объяснять на пальцав тяжело, было многт цифр, аббревиатур и примеров. В дальнейшем документ станет доступен представителям Ростелесети.
Но если обобщать, суть выступления сводилась к эффективности вложений на текущий момент в строительство собственной сети.
По словам Михаила, у Sevencom есть три типа инвестиций в строительство сети - в многоквартирку, в частный сектор и в юрлица. Согласно расчетам компании, в первый год у них вложения не окупились, была минусовая прибыль, а во втором она уже стала плюсовой, поскольку вложений в строительство сети на второй год не потребовалось.
Таким образом, за три года полностью вложения окупаются, отмечает Михаил.
"Инвестиции в себя сегодня - это вложения с наибольшей доходностью", - резюмирует Михаил Фоминых
Только что завершила свой доклад Алена Аксеновских, PR-директор Интерсвязи
Рассказывала о проведении мероприятий. Разбила миф, что масштабность мероприятий имеет прямую зависимость на бюджет. Самое масштабное мероприятие - самая длинная дискотека, обошлось Интерсвязи дешевле всего. При этом привлекло несколько тысяч человек и имело колоссальный эффект. Десятки публикаций и репортажей в СМИ.
Согласование подобных мероприятий с госорганами происходит по-разному, но занимает, как правило, не более месяца.
Завершающий доклад форума региональных операторов на тему СОРМ
Выступает Андрей Урлин, ассоциация Ростелесеть.
Рассказывает о СОРМ 3. Первые требования были приняты еще в августе 2005 года.
На текущий момент правила, порядок и требования к сертификации СОРМ не определены. Таким образом, все продукты СОРМ на сегодня на рынке не имеют сертификатов.
Кто же должен платить за установку подобных систем? Изначально это ложилось на плечи государства. Но это было только в отношении СОРМ 1, системы СОРМ 2 и СОРМ3 были дороже, поэтому государство переложило эту обязанность на плечи операторов.
Сколько стоит? Сейчас всего три поставщика такого оборудования. Минимальное решение предлагаетсяна 3Гбит/сек общего трафика. В итоге, модернизация СОРМ стоит от 5,8 до 13 млн рублей.
Зависимость трафика от цены практически линейна.
Еще плюсуйте стоимость сервисного обслуживания от 7 до 35% от стоимости СОРМ в год.
Операторам не потянуть за свой счет установку и обслуживание СОРМ
От 60 до 135% годовой выручки придётся тратить на СОРМ, считает Урлин. Для операторов это неподъемно.
При этом требования по установке СОРМ представителями ФСБ предъявляются операторам единично, чтобы не поднимать шум. За счет своего выступления Андрей рассчитывает шум все же поднять.
Что делать? Информбезопасность - дело важное, от него не отвертишься, все региональные операторы это понимают. Но государство должно участвовать в финансировании реализации СОРМ, считают в Ростелесети.
Какую позицию прегают занять? Каждый оператор сейчас платит в фонд УУС 1,2% от своей выручки. В рамках отрасли это десятки млрд рублей в год.
"Реализация СОРМ должна финансироваться из этого фонда и решаться силами ФСБ централизовано. При необходимости операторы готовы откорректировать порядок формирования этого фонда в разумных пределах", - предлагает Урлин.
Операторы выступили с рядом предложений по СОРМ
Для тех операторов, кто сдал комплекс СОРМ 2 + СОРМ 3, проводили мероприятие, где обсуждали возможности решения проблемы финансирования.
"Обсуждалась возможность использовать резерв универсального обслуживания, но РТК должны как-то подпитывать, так что это не вариант", - прозвучала реплика из зала.
Есть вариант - идти в "колхозы", то есть создавать ассоциации по три-четыре оператора, делать одного из них ответственным, и на его оборудования "СОРМиться"
Также есть вариант СОРМиться у операторов высшего уровня.
Ростелесеть отправила официальный запрос в ФСБ по поводу возможности реализации обоих вариантов, но пока ответ не получили.
Флешмоб дня от Ростелесети: кабельщики похлопали одним каналам, освистали других
Такого CSTB еще не видало: кабельные операторы, входящие в ассоциацию "Ростелесеть", под предводительством ее духовного и бизнес-лидера Олега Грищенко прошла по контентной части выставки, что называется, единым фронтом. Случайные прохожие и коты бросались в стороны, а ватага кабельщиков маршировала от одного стенда к другому, по хожу выражая одобрение или осуждение криками, хлопаньем в ладоши, улюлюканием и другими шумовыми эффектами. Особо громких и теплых апплодисментов досталось компаниb "Первый ТВЧ" и телеканалу Shopping Live, одобрительно погудели у стенда "Ред Медиа". И отправились на специальную кабельную секцию "Ростелесети", где народу, надо сказать, собралось битком. Вот такая трогательная телекабельная солидарность.
CSTB 2016. День 2. Стартовала секция конференции по монетизации операторов
Исследовательская компания iKs consulting: всего на рынке 39,2 млн абонентов, из них 23,9 цифровых. 68,4 млрд рублей - совокупный доход операторов в 2015 году. 70% подписчиков получают услугу и топ5 операторов.
У меня возник вопрос по поводут.н. "серых абонентов средних и малых операторов, но их не считают напрямую, такие данные собирают с абонентов. Олег Грищенко в свою очередь сказал из зала, что неправильно - не привлекать малых и средних операторов к таким исследованиям. Мне пришлось рассказать о печальном опыте, когда мы (Кабельщик) пытались вместе с iKs-ами провести такие опросы, но натолкнулись на категорическое нежелание маленьких компаний говорить о себе. Выступил Дмитрий Горкавенко, рассказал о технологии подсчета. Договорились провести совместное исследование с Ростелесетью.
CSTB 2016. День 2. Триколор зарабатывает на допсервисах 5%, Ростелеком 8-9%
(Это данные iKs consulting)
О допсервисах кабельщиков рассказал Жаркын Турсынов из Смотрешки. Точнее, о возможности расширить количество видеосервисов благодаря сотрудничеству с интерактивными платформами. В настоящий момент более 70 операторов уже зарабатывают на интерактивных сервисах Смотрешки.
Мы об этом писали и будем писать, особенно о проблемах получения прав на интерактив от федеральных каналов (они в этом совершенно не заинтересованы, увы, очень косный народ), но на секции больше было вопросов о конкуренциис простой аналоговой с этими сервисами. Встал оператор из Рязани, рассказал о том, как его абонент раньше платил 450 рэ за ТВ+интернет, потом подсел на один из сервисов онлайн-ТВ, теперь платит только за интернет. Но тут вопрос сложнее (даже помимо того, что этот абонент не на Смотрешку подсел - она работает в сотрудничестве с оператором всегда) - операторы зачастую не могут подсчитать чистый сарех, вычленить чистый доход от продажи ТВ.
CSTB 2016. День 2. Netflix не дает игрокам покоя
Выход Netflix'а на российский рынок взбудоражил многих игроков. Эту тему обсуждали вчера и на панельной сессии, и на прочих. Ее поднимали и чиновники, и операторы, и вещатели, и онлайн-платформы. И второй день начали с обсуждения этой темы.
Представитель Смотрешки, например, сейчас описывал различные проблемы по завоеванию Netflix'ом нашего рынка, а также проблемы с монетизацией на родном рынке. По его словам, в США до сих пор существенная часть доходов игрока приходится на продажу DVD-дисков.
Также он сообщил, что Netflix ищет крупных партнеров в России. Например, разговаривает с Ростелекомом на предмет включения их платформы в интерактивную услугу оператора.
николай Михайлов считает, что операторы недооценивают гостиничное телевидение
IPTV Portal формирует услугу для гостиниц, предлагает операторам подключаться. Правда, речь может идти о лицензированных телеканалах на территории РФ, а большинство иностранных информационных каналов, традиционно присутствующих в гостиницах по миру (Блумберг, Альджазира и проч) таких лицензий не имеет. И вряд ли ом интересно ввязываться в нашу интересную лицензионную историю ради пары сотен гостиниц. Выходом могли бы стать их ОТТ сервисы, которые на территории РФ пока не лицензируются. Вопрос только, сколько продлится это пока.
И сколько на самом деле операторы могут заработать на этом, пока большинство просто подключает гостиничные номера, как простых абонентов.
CSTB 2016. День 2. На секции про интерактивные видеоуслуги выступает Vi
Vi выделяет для себя два вида OTT - это линейное и нелинейное видео, т.е. обычное вещание и VOD.
По данным Vi, в городах 100 тысяч + 8% телезрителей смотрят линейные ТВ-каналы через OTT.
Ключевым препятствием развития OTT-среды аналитики считают возможности каналов связи.
Далее Антон Петухов рассказал о рекламных возможностях в OTT:
1) новые модели потребления, которые дают возможность досмотреть то, что телезритель не успел посмотреть, в ближайшие 7 дней. Как правил, это дает 5%-ный прирост бюджета.
Кстати, интересно, что в России 15 млн человек выходит в интернет только с mobile.
2) таргентинг. Он работает по следующему алгоритму:
- Сбор данных о телесмотрении, в тч геолокация.
- Оценка телесмотрения.
- Механизм big data.
- Формирование плейлиста.
- Доставка рекламы.
- Распознавание цифровой метки.
- Анализ программ по EPG.
3) Сбор уникальной статистики.
4) Монетизация дополнительных возможностей.
Виталий Васильев рассказал о том, как заработать на рекомендательных сервисах
Вообще я большая сторонница EPG, рекомендательных сервисов и в принципе умного потребления. Об этом мы писали не раз, например, тут http://www.cableman.ru/article/informatsionnye-tekhnologii-na-tv - самая читаемая статья месяца была.
CSTB 2016. День 2. Какое будущее предсказывают аналитики OTT?
"Пока существует проблема с правами, логично было бы сделать отдельные права для OTT", - говорит Антон Петухов, технический директор аналитического центра Vi. На его взгляд, это реально реализовать уже в 2016 году.
А вот в 2018-ом году было бы хорошо развить OTT до появления региональных версий сервисов.
Переход к таргетинговой модели - это одна из важнейших целей при условии развития технологий, но когда это наступит, сложно предсказать, считает Антон.
Андрей Урлин из Уфанета рассказывает о бережливом производстве
Статью Андрея об этом ноу-хау мы опубликовали в выставочном Кабельщике и разместим на сайте на днях. Тема классная, почитайте.
CSTB 2016. День 2. Доклад Кирилла Филиппова, SPB TV
Доклад посвящен потенциалу catch up контента для OTT-ТВ-индустрии.
В первые 9 месяцев 2015 года реальная зарплата среднего россиянина снизилась на 9%. Индустрия столкнулась со снижением покупательской способности и курсовым ростом цен. Что делать в жтом случае индустрии?
По мнению Кирилла, динамическая библиотек catch up контента покрывает потребности зрителя в контента не хуже, чем статическая библиотека VOD. К тому же, она дешевле, поэтому это экономически целесообразней. В VOD пока рентабильности нет.
Условный вывод от SPB TV - cath up "спасет мир".
Согласно опросу компании, только 10% аудитории онлайн-видео сервисов никогда не смотрели ТВ. Это дает повод говорить о том, что мнение о том, что зрители потеряли интерес к традиционному ТВ-контенту благодаря развитию услуг видео по запросу, необоснованно. По словам Филиппова, это обоснованно разве что для рынка США, но это исключительно его специфика.
Андрей Урлин из Уфанета рассказывает о бережливом производстве
Статью Андрея об этом ноу-хау мы опубликовали в выставочном Кабельщике и разместим на сайте на днях. Тема классная, почитайте. Ну, и посмотрите.
CSTB 2016. День 2.Параллельно с секцией OTT идет секция НТВ-Плюс. Идем слушать
Михаил Демин со вступительным словом о текущем состоянии рынка спутникового телевидения. Собственно, первые тезисы повторяют выступление Михаила на вчерашней сессии о том, что на рынке сформировалось предложение в 100-150 каналов за 100/150 рублей, об опросе, проведенном среди их абонентов.
Следом перешел к теме OTT и проблемам роста этого сектора. В частности, рассказал о том, что пока этот сектор находится в серой зоне по части прав на трансляции телеканалов. Частично выходу из серой зоны препятствуют сами телеканалы.
"Интернет- трансляции не попадают в медиаизмерения, следовательно, не влияют на долю и не монетизируются. Следовательно, на стоимость контакта онлайн никак не влияет и канал ничего не получает", - говорит Демин.
"Сервис OTT, а также связанные сервисы - catch up и VOD в течение года появятся у всех, в т.ч. у нас. В течение двух лет это будет must have", - прогнозирует Михаил.
Также он добавляет, что НТВ-Плюс не намерен бороться за статус народного оператора.
CSTB 2016. День 2. Выступает Оксана Явербаум, директор по маркетингу НТВ-Плюс
"Мы не можем стоять в стороне от рынка ОТТ, хотя он развивается и медленнее, чем ожидалось", - говорит Оксана. Именно поэтому оператор в этом году готовит рестарт сервиса мультискрин и в его рамках запуск подписки на спортивные каналы на любых экранах на особых условиях.
"В части спортивного контента мы движемся в сторону VOD", - говорит Оксана.
Если говорить о развитии рынка и развитиии продуктового телесмотрения, то каковы тенденции? Оксана Явербаум приводит данные агентства ФОМибус.
Российский рынок видеопотребления вырос на 8%, но при этом телесмотрение снизилось на 5%. 22% россиян стали смотреть ТВ реже. Из них 13% замещают ТВ интернетом.
Самое большое снижение телесмотрения произошло в группах людей от 18 до 35 лет (на 25%).
Ну и завершила свое выступление Оксана тем, что НТВ-Плюс при формировании своих пакетов будет акцентироваться на спортивных каналах, коих, как мы знаем, у оператора в изобилии.
CSTB 2016. День 2. Слово взял Павел Ройтберг, директор по продажам
Говорит о задачах на 2016 год. В начале февраля запустят программу по переходу с MPEG2 на MPEG4-оборудование. Оператор предложит абонентам перейти на новые ресиверы "псевдо-бесплатно". То есть те деньги, за которые он купит новый ресивер, зачислят на счет абонента, и он сможет воспользоваться ими для оплаты телевизионных пакетов/каналов.
Среди других приоритетов развития компании - понижение входного билета. "К сожалению, курс доллара работает против нас, но мы все равно снижаем отпускную цену оборудования", - говорит Павел.
Что качается тарифов, то в конце декабря опратор повысил цены на все, не считая акции "Переходи на НТВ-Плюс". "На комплекты оборудования по акции стоимость вырастет с 1 февраля", - предупреждает партнеров Ройтберг.
Другие приоритеты НТВ-Плюс - развитие региональных и территориальных центров, развитие филиальной сети, оптимизация тарифной политики, увеличение рекламного присутствия, выравнивание системы гарантийного обслуживания.
CSTB 2016. День 2. И еще несколько тезисов Павла Ройтберга
Прорабатывается вопрос появления единого пульта, чтобы он подходил к ресиверам любого производителя. При этом внешне оборудование планируется унифицировать, но также и оставить идентификаторы производителей и моделей ресиверов.
Также планируется далее усовершенствовать партнерские программы, в частности, бонусную систему.
День 2. Конференция, типа круглый стол секции по монетизации операторов. Типа.
Риторика операторская, звучавшая даже в вопросах и комментариях к докладчикам моей секции - все каналы дорогие, но бессмысленные, отключай любой - абоненты не уйдут, все равно мы продаем им не это, и вообще мы белые и пушистые. А Ростелеком плохой, он демпингует и размещает рекламу. И Эр плохой, еще и со сцены всякое говорит. Аналитики рынка работать не умеют. Нет, мы им ничего не скажем, но они все равно непонятно что считают. И кризис вообще - отстаньте от нас со своими лицензионными платежами.
Нет, вообще не осуждаю - потому что правда демпинг, и правда неконкурентная конкуренция, в которой "малыши" выглядят немощно. Но я ни разу не услышала ответа на вопрос, зачем вы пытаетесь бороться с мега-операторами их инструментами? Неужели непонятно, что у любого из них дыхалки побольше вашей, жирка на подольше хватит? Хорошо сказал Станислав Прибылов - у малых операторов масса преимуществ, они рядом с абонентом, на расстоянии вытянутой и даже не вытянутой руки...
... еще про белых пушистых заек в окружении врагов
... И еще, сказал Станислав Прибылов, любой оператор для абонентов выглядит так, как выглядят его монтажники. Я сразу подумала о том, как по-разному действительно они выглядят, и вспомнила, как именно из-за монтажника я в свое время отказалась от подписки ровно на следующий день после подключения. Вот малые операторы - они свободны. И креативности им не занимать. Вот только что не так в датском королевстве?
Тут говорили о кризисе, но мне кажется - я уже говорила - что это не он, а просто весь рынок во всем мире меняется, меняется потребление. Денег на рынке не стало меньше, хотя и подросли накладные расходы. Но рынок растет, и сейчас главная задача - проанализировать его, и понять, куда развиваться, к какому ручейку пристраиваться со своими идеями и своим кошельком. А для этого главное - не закостенеть, а позволить себе изменяться.
CSTB-2016. День 2- Торжественный (Большая цифра) и многолюдный, немного странный
Ну, про победителей Большой цифры мы напишем не тут, в репортаже, а в официальном большом и красивом пресс-релизе, пафосном и торжественном, как и положено. А я все же о впечатлении от рабочего дня во всей ее рабочести.
Людей было больше, чем в первый день - и говорят, что это нормально. Не знаю, наверное. А может просто в уменьшившемся пространстве объем кажется больше. Скажу только, что существенная часть тиража нашего большущего печатного Кабельщика разошлась, 8 литров хреновухи и большая часть остальных моих настоек выпиты гостями нашего стенда. Интеллигентные соседи со стенда Эрриксона напротив, мне кажется, уже тяготятся таким соседством...
Много хороших и веселых лиц. Вообще не ощущается кризис. Точнее, о нем говорят почти постоянно, но в целом настроение не кризисное. Все (по крайней мере, вокруг меня) постоянно говорят об апрельской конференции. И, повторюсь, позитивно и конструктивно. Если вы не доехали - немедленно начинайте раскаиваться!
CSTB-2016. Встречи и наблюдения. Бизнес ради бульона или не Ростелекомом единым
Подошел кабельный оператор из города... ну, скажем, города N. У них неболшой город в Северо-Западном регионе, всего порядка 33 тысяч жителей. Какая-никакая работа у народа есть. Есть не менее 5 провайдеров и до недавнего был один кабельный оператор, обслуживавший 13 тысяч ТВ-абонентов. Этот деятель - мой собеседник - решил составить конкуренцию и тоже построил сеть. Запустил ТВ-пакет бесплатно. Большой пакет (по его словам). Чтобы перетянуть абонентов, 8 месяцев - 8 МЕСЯЦЕВ, КАРЛ! - предоставлял услугу бесплатно. Оттянул 3,5 тысячи, после чего поток иссяк. Начали взимать плату - часть перебежчиков перебежала обратно. Зато стали приходить и просить - то Охоту и рыбалку (включили), то еще чего (все включили). Но ситуация изменилась мало - основная масса народу осталась на старой сети. Чувак пришел спросить, что делать-то - я постаралась мягко слинять, потому как говорить, что думаю, сильно не хотелось, такое вежливое настроение сегодня...
А вы говорите Ростелеком...
CSTB 2016. День 3. Итак, начался третий день. Завершающий.
Решила для разнообразия сходить на нашу сессию, секцию "Кабельщика" - "Телеканал как товар".
Первой выступает Регина Юркина, глава конференции "Медиа Бренд".
Начинают с опыта США и с аналитики, которая показывает, что традиционное телесмотрение в Америке снизилось на 14-15%. Еще одна интересная цифра - впервые траты на контент в интернете превысили траты на другие развлечения.
42% домохозяйств США имеют подписку на VOD.
В Америке зрители тратят в среднем 2 часа в день на телесмотрение и 2:46 на SVOD сервисы. Но как правило это параллельное потребление.
CSTB 2016. День 3. Пошли примеры по продвижению телеканалов
Но тут пошли видеоролики и картинки. Надо смотреть. В дальнейшем, надеюсь, выложим эти примеры на Кабельщике.
CSTB 2016. День 3. Начинается выступление Сергея Кошлякова, ЦТ
Его тема - использование контента зонтичными каналами одной телекомпании.
Но начала с анонса вывода компанией ЦТ собственной SVOD-подписки и о планах по ее продвижению.
"Любая услуга VOD требует от зрителя куда больше усилий и куда больше инициативы по сравнению с традиционным ТВ", - говорит Сергей.
А теперь к главной теме. Для себя ЦТ видит цифровую среду в пяти экранах - домашний телевизор, кинотеатр (речь о поректе "Мульт в кино"), телефон, десктоп и планшет.
Сергей говорит об амортизации контента на примере группы каналов ЦТ Познание (это телеканалы Моя планета, Страна, Наука 2.0, Живая планета, История, Т24, 24Док). Пересечение аудитории по этим каналам незначительное, поэтому пересечение контента и его миграция с одного канала на другой не отпугивает аудиторию, а наоборот, привлекает ее к новому контенту, тематике.
CSTB 2016. День 3. Немного конкретики по амортизации в цифрах
30% производимых пррограмм выходят в эфир двух телеканалов ЦТ Познания.
Совокупный ежедневный охват ЦТ познание 9,7% (данные TNS декабрь 2015).
Про амортизацию в цифровой среде. "Когда человек приходит в любую среду, в т.ч. цифровую, он хочет видеть что-то знакомое в разных средах. Поэтому ЦТ активно использует имеющиеся у них бренды, например, в играх или пищевой продукции", - рассказывает Кошляков.
Сергей анонсирует, что этой весной у ЦТ выйдут две новые линейки образов. Сейчас у них есть четыре - Аркадий Паровозов, Мимимишки, Бумажки, Волшебный фонарь.
"Основной мотив амортизации контента - это экономическая составляющая, -говорит Сергей.
Сейчас глупо делать каналы состоящие на 100% из премьерного контента".
"При выборе экономической модели амортизация позволяет компенсировать расходы и ни в коем случае не потерять аудиторию", - поясняет он.
"На сегодня мы начинаем жить образами, и чем больше они находятся в разных средах, тем лояльнее потребитель к этим средам".
CSTB 2016. День 3. Далее идет выступление Лили Шерозия, ТВ3
Лили рассказывает про инструменты продвижения телеканалов. Есть группа инструментов "Навигация" - в нее входят эфирное промо, меню/афиша, вторичка, progress bar.
Вторая группа - "Коммуникация". В нее входят ID канала, continuity voice (голосовые emoji) и интерактивные плашки.
По ID-канала Лили советует не перебарщивать. "Это как с анекдотом - на третий раз уже не так смешно". "Функция "айдишек"- показать то, какую эмоцию несет ваш канал".
CSTB 2016. День 3. Заключительные тезисы доклада Лили Шерозия
Третья группа инструментов - "Вовлечение". К примеру, можно создавать перебивки в виде креативных гороскопов, заданий для зрителей.
Ну и, наконец, три основные задачи, которые решает архитектура межпрограммного пространства:
1) Показать, что у вас есть интересного = продвижение продукта.
2) Убедить зрителя задержаться у вас = увеличение времени смотрения
3) Доказать, что вы и вправду клевый, чтобы в следующий раз зритель пришел именно к вам = брендинг
CSTB 2016. День 3. На параллельной сессии обсуждались второй экран и мультискрин
Собственно, на всю сессию попасть не удалось, застала только последние полтора выступления, но дискуссии по теме были активные.
"Несколько лет назад все маркетологи говорили, что сидит зритель перед экраном, крутит в руках телефон, и необходимо ему дать на этом телефоне связанное содержимое, чтобы он не отвлекался от вашего канала. Докладчики сошлись во мнении, что эта идея провалилась, и работают только совершенно специфические приложения для второго экрана", - рассказал нам генеральный директор Первого ТВЧ Николай Орлов.
"Другой вопрос - это мультискрин. На сессии говорилось о том, что скорее всего это эффективно в офлайн, а не в онлайн-режиме. Хотя докладчики от Ориона говорили об успешном внедрении сервиса "Телекарта Онлайн", но мы усомнились в этом, залезли в Google Play, и увидели, что за три месяца у них лишь чуть больше тысячи скачиваний. Вряд ли это можно назвать успехом. Получается, что либо приложение не продвигают, либо оно не пользуется спросом", - добавил Николай
CSTB 2016. День 3. Пленарные сессии закончились.
Все, официальная часть мероприятия завершена. Надо сказать, что на третий день почти все сессии закончились быстрее, чем планировалось. Многих докладчиков подкосил грипп и их выступления не состоялись.
Вообще, проходя по стендам после конференции, спрашивала впечатления о мероприятии у участников. Все отмечают гораздо меньшее число экспонентов. Если в прошлом году было три зала, то в этом с трудом набралось два.
За счет сокращения количества залов, конечно, создалось впечатление, что посетителей если не стало больше, то хотя бы не стало меньше. Но, скорее всего, это только впечатление. Но выводы как минимум по поводу числа посетителей делать рано, дождемся официальных данных.
Вообще, каких-то существенных новостей на форуме не озвучили. Либо это все анонсировалось ранее, либо было не так масштабно. Единственное, можно сказать, что практически всех, за редким исключением, волновал выход Netflix'а на российский рынок. Эта была тема #1 по обсуждениям.
Журналистская катастрофа - забыть дома средства связи под конец репортажа
Но факт остается фактом, профукала сегодня ведение репортажа - простите!
Отработаю статьями и колонками, немножко постфактум - да и не планировали мы целиком переносить выставку и конференцию в интернет. Скорее наш репортаж - это такая дразнилка-завлекалочка, чтобы в следующем году все же приехали.
CSTB-2016 завершила свою работу - усталые и довольные кабельщики разъезжаются
Итак, выставка и конференция завершили свою работу.
Странное дело, сегодня - третий и финальный день, не самый посещаемый и многолюдный, но он оказался каким-то удивительно позитивным, теплым, конструктивным. Я провела секцию для телеканалов, и она была невероятно интересной, пара докладов просто бомба - уже думаю над тем, чтобы в будущем году провести специальную секцию мастер-классов для телеканалов.
Были и нотки печали - например, в последний раз отдельным стендом присутствует Turner, после вливания компании в НМГ это будет совсем другая история. Но у команды все будет хорошо, я уверена.
Остальные телеканалы и технари были вполне довольны - от выставки ожидали куда меньшего, некоторые побаивались, что никто не приедет совсем. Но приехали, и это хорошо. И в будущем году - я очень надеюсь - мы снова увидимся на CSTB-2017!
До встречи!
Конференция «Телеспутника» по импортозамещению стартовала в Москве
После вступительного слова модератора, небезызвестного всем нашим читателям Алексея Бырдина, микрофон взял вице-президент АКТР Михаил Силин, чтобы рассказать о правовом регулировании отрасли. Он констатировал, что правовая деятельность в отрасли у нас инерционна, и первоочередная проблема на сегодняшний день – правовое регулирование ОТТ. Об этом Михаил Владимирович говорит на всех последних конференциях, однако вряд ли можно сказать, что его видение того, как должен быть отрегулирован этот сегмент отрасли.
По мнению Михаила Силина, термин ОТТ как таковой ничего не значит – это некая услуга сверхвысокого качества, и он применялся поначалу для голосовых сервисов, в том числе скайпа. Возможно через какое-то время термин уйдет, но так сложилось, что у нас этот термин в ходу, и он означает видеоконтент высокого качества через интернет.
Конференция по импортозамещению. Михаил Силин критикует регулирование ОТТ
Так или иначе, то, как развивается сервис, крайне слабо регулируется, что для рынка весьма неоптимально. Те, услуги связи, которые могут быть отлицензированы (проводное вещание, в частности) де факто «подтягиваются» для легализации и онлайн-видео. И проблем бы особо не было, если бы провайдеры ОТТ не решили заняться распространением телевизионного контента – пока речь шла только о кино, все было проще. Теперь операторы решили, что «могут начать осуществлять псевдовещание телевизионного контента». До сих пор операторы могли вещать каналы только через свои сети, а сейчас это происходит через кого угодно.
Классические операторы и провайдеры немедленно всполошились, что с ними «никто не заключает договоров, хотя есть некое подобие вещания через их сети»...
Михаил Силин: в ОТТ не должно быть телевизионных каналов
...И тот факт, что общественные организации, объединяющие ОТТ-компании, в том числе ассоциация Интернет-видео, которую возглавляет Алексей Бырдин, пытаются отрегулировать сеть так, как они пытаются это сделать (об этом мы уже притомились писать – повторяться не буду) – все это плохо, плохо, и чертовски плохо. В частности, Михаил Силин считает, что каналов в ОТТ через провайдеров быть не должно, а кроме того ОТТ-компании обязаны заключать договоры с провайдерами.
Судя по лицу модератора, сейчас начнется баттл...