Премьера Первого канала – сериал "В созвездии стрельца"

Дмитрий Власкин в многосерийном фильме "В созвездии стрельца"

На Первом канале 24-27 августа в 21.30

В созвездии Стрельца

Россия, 2015, цв.

Режиссеры: Роман Гапанюк, Рауф Атамалибеков

Сценарий: Илья Цофин

В ролях: Дмитрий Власкин (Эдуард Стрельцов), Александра Богданова (Алла), Наталья Данилова (Софья Фроловна), Валерий Баринов (Никита Сергеевич Хрущев), Ольга Тумайкина (Екатерина Фурцева), Анна Михайловская (Светлана Фурцева), Сергей Юшкевич (Николай Дудоров), Александр Аверков (Аркадий Вольский), Евгений Никитин (Иван Серов), Кирилл Кузнецов (Эдуард Караханов), Виктор Рыбчинский (Гавриил Качалин)

Оператор: Михаил Онипенко

Композитор: Илья Трусковский

Производство ТМ production, Централ Партнершип

Байопик, драма, спортивный фильм

1 серия. 1954 год. Юный Эдик Стрельцов работает на заводе и играет в заводской команде "Фрезер", а все свободное время тренируется с мячом у себя во дворе. На очередной тренировке "Фрезера" на Стрельцова обращает внимание тренер "Торпедо" Маслов и забирает его к себе в команду. Очень быстро Стрельцов становится ведущим футболистом "Торпедо", он уходит с завода и целиком посвящает себя игре. А вскоре Стрельцов попадает в сборную страны. Эдик знакомится с девушкой Аллой. Не говорит, кто он, а просто приглашает на футбол. Алла понимает, что Стрельцов – знаменитый на всю страну футболист, когда после матча его окружает толпа поклонниц, она обижается и убегает. Стрельцов пытается объясниться, ждет Аллу у института и, в результате, опаздывает на поезд, идущий в Германию. Команда без него уезжает на матч, от исхода которого зависит, поедет ли сборная СССР на Олимпиаду в Австралию…

2 серия. На Олимпийских играх в Мельбурне сборная СССР по футболу выходит в финал. Тренер Качалин получает из Москвы приказ от Микояна поставить на финальную игру Симоняна вместо Стрельцова. Сборная СССР становится олимпийским чемпионом. Дочь Фурцевой Светлана влюблена в Эдуарда, она просит мать взять ее с собой в Кремль на прием в честь олимпийцев. Светлана знакомится со Стрельцовым, дает ему свой номер телефона, просит позвонить. Но Стрельцов сбегает с банкета и, захватив огромный букет роз, едет к Алле. Влюбленные мирятся. Стрельцов знакомит Аллу со своей матерью Софьей Фроловной, между женщинами сразу же начинается вражда. Алла и Эдуард ссорятся. Расстроенный Стрельцов уходит в загул. В этот момент на его горизонте вновь появляется Светлана Фурцева…

3 серия. Министр МВД Дудоров приказывает подчиненным любыми средствами перевести в "Динамо" трех игроков – Стрельцова, Огонькова и Татушина. Стрельцов отказывается, его пытаются "подставить" – у метро завязывается драка, все участники попадают в милицию, откуда Стрельцова вытаскивает Вольский. Алла беременна, молодые живут вместе с Софьей Фроловной, и женщины постоянно ругаются. Стрельцов старается реже бывать дома. Помощник Дудорова, генерал Смирнов, поручает следователю Маркову обеспечить переход футболистов в "Динамо". Марков находит друга детства Бориса Татушина, летчика Эдуарда Караханова, и подсылает к нему свою сотрудницу – Тамару, которая проводит с Карахановым ночь, а потом обвиняет его в изнасиловании. Марков заставляет Караханова подписать согласие о сотрудничестве с органами. Упрямых футболистов предлагается так же "подставить". Караханов приглашает всех к себе на дачу, обещает девушек и много выпивки. Стрельцов, уставший от домашних скандалов, соглашается…

4 серия. Председатель КГБ Серов узнает об аресте футболистов. Он догадывается, что за этим стоит Дудоров, но приказывает все выяснить точно. Иванов приезжает к Софье Фроловне домой и сообщает об аресте Стрельцова. Софья Фроловна, не говоря ничего Алле, идет к Карахановым, где ей дают адрес Марины. Светлана Фурцева узнает об аресте Эдуарда, умоляет мать помочь. На допросе Стрельцов отрицает свою вину. Софья Фроловна уговаривает Марину забрать заявление из милиции, а в награду обещает, что Эдик разведется с Аллой и женится на ней. Марина ей верит. Алле об аресте сообщает Шустиков, вместе они едут на завод к Вольскому, а оттуда – к Микояну. Микоян обещает во всем разобраться. Серов выясняет подробности дела, рассказывает обо всем Хрущеву. Разгневанный Хрущев устраивает разнос Дудорову. В ответ Дудоров обещает принести признание Стрельцова. Генерал Смирнов уговаривает Дудорова заодно показать Хрущеву куда более серьезный компромат – на Серова.

5 серия. Стрельцов в тюрьме наотрез отказывается разговаривать со следователем, тогда вместо Маркова присылают нового – Муретова. Муретов меняет тон, честно объясняя Стрельцову, что все это из-за его нежелания перейти в "Динамо". Уговаривает подписать две бумаги – признание вины и согласие на переход в "Динамо", после чего обещает Стрельцову незамедлительное освобождение: Муретов приводит в пример Огонькова с Татушиным. Светлана узнает, что Татушина с Огоньковым отпустили, один Стрельцов до сих пор под арестом. Она мчится к Фурцевой и срывает ей совещание. Разъяренная Фурцева дает дочери пощечину. Стрельцов все равно отказывается что-либо подписывать. Тогда Смирнов сам ставит подпись за Стрельцова. Светлана Фурцева пытается покончить с собой. Дудоров приносит Хрущеву "признание" Стрельцова, а также компромат на Серова. Хрущев вызывает к себе Серова. Придя в себя в больнице, Светлана вновь просит мать помочь Стрельцову. Фурцева в отчаянии обращается к Хрущеву, но тот уже ничего не хочет слышать о Стрельцове и приказывает посадить насильника, чтобы другим неповадно было. Софья Фроловна обманом заставляет Аллу подать заявление на развод…

6 серия. Серов с женой приезжает к Хрущеву на дачу – просить прощения. Хрущев снимает Серова с должности председателя КГБ и назначает начальником Главного разведуправления. Алла уходит от Софьи Фроловны, клянется, что не пустит ее к ребенку, когда он родится. На суде Стрельцова признают виновным и приговаривают к двенадцати годам колонии строгого режима. У Аллы рождается дочь. Стрельцова отправляют в Воркутлаг. Однажды в столовой Стрельцов заступается за заключенного, который ворует хлеб. "Блатные" решают наказать его. Несколько раз они пытаются "научить Стрельцова уму-разуму", но каждый раз Эдуард выходит победителем из схватки. В конце концов, обозленные зеки решают убить Стрельцова…

7 серия. Стрельцова переводят в другой лагерь. В Москве Дудоров отправляет сына на практику в Норильск, о чем становится известно Серову. Алла знакомится с Сергеем, он начинает ухаживать за ней, играть с дочкой… Светлана выходит замуж, на свадьбу приглашен Хрущев. Серов думает только о том, как отомстить Дудорову. Его подчиненный Брагин предлагает поступить с ним так же, как Дудоров поступил с футболистами. На зоне Стрельцов узнает о смерти матери. К нему в барак попадает газета с отчетом об игре наших футболистов на Чемпионате Европы. Стрельцов просит у "блатных" достать ему мяч и бутсы. Весь барак скидывается на амуницию. Стрельцов начинает потихоньку тренироваться – как в юности, об стенку… Это видит начальник лагеря Поляков, сам страстный болельщик. Он освобождает Стрельцова от работы на лесоповале, за это Эдуард должен собрать команду – на носу чемпионат среди лагерей… На свадьбе Светланы играет западная музыка. Хрущев в расстроенных чувствах покидает торжество. Вскоре Фурцеву выводят из состава Президиума ЦК КПСС. Стрельцов и его команда начинают выигрывать один матч за другим.

8 серия. Поляков сообщает Стрельцову, что пришли документы на его освобождение по УДО, но требует, чтобы Стрельцов остался вольнонаемным еще на два года – выигрывать чемпионат, иначе грозится, что УДО не будет. Спасает Эдуарда заместитель начальника лагеря – ночью дает подписать бумаги и отпускает. Стрельцов возвращается в Москву. Вольский берет его снова на завод, вот только с возвращением в футбол пока проблемы. Однажды Стрельцов приходит на тренировку "Торпедо". Команда радостно встречает его, Иванов убеждает наставников разрешить Стрельцову тренироваться. Эдуард приходит к дому Аллы, знакомится с дочерью. Однако Алла дает ему понять, что у них своя жизнь, и просит оставить в покое. Соседка Стрельцова Лиза, давно и безнадежно в него влюбленная, находит последнее письмо Софьи Фроловны, в котором та просит прощения у сына и Аллы и раскрывает свой обман. Брежнев сменяет Хрущева на посту генсека. Вольский усматривает в этом шанс для Стрельцова…


"В созвездии Стрельца"– масштабный биографический проект о "русском Пеле" Эдуарде Стрельцове. В основу сценария Ильи Цофина ("Ёлки 1914", "Красотка", "Лучшее лето нашей жизни") легли драматические события из жизни великого нападающего, в судьбе которого были и стремительный взлет, и ложное обвинение в изнасиловании, и тюремный срок, и непростое возвращение в спорт.

Действие картины охватывает 1955 – 1964 годы. В 16 лет Эдуард начал играть в московском "Торпедо", а уже в 17-ть вышел на поле в составе сборной СССР. На этом успехи юного Стрельцова не закончились: через год он стал лучшим бомбардиром, а в 19 лет – чемпионом Олимпиады в Мельбурне. Когда, казалось бы, его жизнь удалась и впереди ждала лишь потрясающая карьера, все перевернулось с ног на голову. Весной 1958 года он вместе с двумя другими игроками сборной был арестован по ложному обвинению в изнасиловании. Его приговорили к 12 годам лагерей, и Эдуард провел половину этого срока на лесоповале, пока его не освободили. До сих пор существует несколько версий, почему и кто сломал судьбу спортсмена.

Эдуарда Стрельцова сыграл талантливый выпускник Школы-студии МХАТ, актер МХТ им. Чехова Дмитрий Власкин ("Физрук"), который прошел серьезнейшую подготовку, чтобы достоверно выглядеть на футбольном поле. Его дублером в особо сложных сценах стал профессиональный белорусский футболист Владимир Маковский, а постановкой футбольных сцен в картине занимался бывший тренер "Динамо-Брест" Владимир Курнев.

Дмитрий Власкин, исполнитель роли Эдуарда Стрельцова:

"Я профессионально занимался большим теннисом, но в футбол играл во дворе с детства. И к роли готовился всесторонне. Изучал публикации про Эдуарда Стрельцова, перечитывал его книгу "Вижу поле". А еще общался с современниками великого футболиста, когда проходил подготовку на стадионе "Торпедо". Мне помогал известный торпедовский тренер Олег Анатольевич Левин. Раскачка, ложный замах, стрельцовский пас – этому меня обучили. По характеру Стрельцов был человеком со стержнем, себе на уме, но при этом борцом за справедливость и собственную позицию.

Как же сложно, но и как весело было снимать футбольные эпизоды! У меня был дублер, который выполнял некоторые трюки за меня, но я все равно стремился все делать сам. Сегодня все могло идти идеально: выходят все финты, задуманные пасы, камеры с фокусом работают, как часы. А назавтра – как в зазеркалье попадаешь: не получается ни-че-го! Как-то 15 дублей из-за меня делали, потом 10 – из-за техники. Все выжаты, а снимать еще целый день, и сцены будут не проще этой. И я просто от злости и негодования начинаю делать этот дубль, и вдруг все получается: пас, финт, пас, удар слета! Но оказывается… никто не снимал! Мы всей группой смеялись до упаду.

Моя бабушка Лидия Владимировна, конечно, помнит матчи Эдуарда Стрельцова и до сих пор в восторге от его игры. Ведь он был футбольным символом СССР! Поэтому она даже не до конца верила, что я исполняю его роль. "Хоть бы увидеть тебя по телевизору, как ты сыграешь Стрельцова!" – говорит она. Для меня тоже это подарок, большая честь и ответственность!"

Рауф Атамалибеков, продюсер "ТМ Продакшн":"Этот проект начался со звонка моего друга, сценариста Ильи Цофина.

– Что ты знаешь об Эдуарде Стрельцове? – спросил меня Илья.

– Он был прекрасный футболист, потом попал в криминальную историю, был посажен в тюрьму, отсидел какой-то срок, вышел, был отлучен от футбола, смог восстановиться, стал чемпионом страны. А теперь есть стадион его имени и рядом стоит ему памятник. Все это я где-то слышал, где-то читал, но особенно в деталях жизни Эдуарда Стрельцова я не разбирался. – Ты ничего не знаешь, – сказал после паузы Цофин. – Это был выдающийся футболист, "русский Пеле", который, попав в эпицентр интриги, возникшей в руководстве советского государства во времена Хрущева, не дал себя уничтожить, смог выжить благодаря невероятной силе духа, твердому характеру и любви к футболу. Я напишу о нем сценарий. Сказал – сделал. Сценарий оказался одним из лучших, которые я когда-либо читал. Я уверен, что "В созвездии Стрельца" найдет своего зрителя – вне зависимости от пола и возраста. Ведь это многожанровое кино: там есть и спорт, и драма, и триллер, и, конечно же, настоящая любовь".

Ольга Кочеткова, продюсер "Централ Партнершип":

"Эдуард Стрельцов – совершенно уникальная фигура в истории футбола, в истории всей страны. Его именем назван московский стадион, в столице Стрельцову установлены два памятника, его до сих пор помнят, любят и уважают не только поклонники футбола, но и обычные люди... Это большая ответственность – снимать картину о народном герое. И мы заранее были готовы к тому, что работа будет трудной: это и погружение в эпоху, создание атмосферы тех лет, сложнопостановочные съемки футбольных матчей.

Благодаря команде российских и белорусских профессионалов, а также игре великолепных актеров – Мити Власкина, Саши Богдановой, Ольги Тумайкиной, Валерия Баринова, Сергея Юшкевича, Натальи Даниловой, – мы сняли довольно сложную картину, "не ударив в грязь лицом". Надеемся, что премьера, не оставит зрителей равнодушными!"


О съемках фильма

При написании сценария создателей консультировал Игорь Стрельцов, сын Эдуарда. Кроме того, большой вклад в создание картины внести активисты клуба болельщиков "Торпедо". Массу информации и материалов, в том числе кубки, редкие фотографии и замеры формы того времени, предоставили активисты клуба.

Режиссер картины Роман Гапанюк:

"В нашей работе есть три темы, которые всегда волнуют зрителя: любовь, футбол и тюрьма, – уверен. При подготовке сценария консультировались с сыном Эдуарда Стрельцова, он вносил коррективы в сценарий.

Чтобы точно передать атмосферу времени, авторы вспоминали, как футбол снимали в советском кино – пересматривали картины "Запасной игрок", "Старик Хоттабыч", "Улица полна неожиданностей", "Девушка без адреса", "Человек ниоткуда". Съемки футбольных баталий старались создавать, не забывая опыт иностранных фильмов "Гол", "Проклятый "Юнайтед" и сериала "Алькатрас".

За атмосферой Советского Союза съемочная команда, конечно, отправилась в Беларусь, в Минск. Реквизит – автоматы с газировкой, перьевые ручки, пепельницы, старые телефоны – нашли на складе "Беларусьфильма". Газеты, фотографии, удостоверения, футбольные мячи изготавливали специально для картины. "Форму сшили на заказ в Минске, спортивную обувь и прочую амуницию брали напрокат", – раскрывает секрет ассистент художника по костюмам Юлия Лазебо.

Практически все футбольные сцены отсняли на минском стадионе "Динамо", на территории птицефабрики им. Крупской возвели лагерь для заключенных. Кроме того, снимали на минском аэродроме "Боровая" и других исторических объектах, передающих дух времени.

"Мы отыскали уникальный стадион в форме чаши", – поясняет режиссер. – "Это был единственный большой советский стадион, который сохранился в первозданном виде. И мы успели, пока его не закрыли на реконструкцию. В каждой серии у нас будет футбол! Матчи "Торпедо", сборной страны, тюремные игры. Все будет очень зрелищно. Поможет новейшая технология – мы снимали футбол сразу с пяти камер.

"Сбылась моя мечта – сыграть героя советского времени! Это было непросто и очень ответственно. Каждый из нас, членов съемочной группы, безумно ждал последнего дня – и при этом уже начинал скучать по непростым трем месяцам работы на площадке! Столько всего останется в памяти…Я буду безумно скучать по своему персонажу, хотя многое от него оставляю себе. И не только в высоком смысле: мне очень полюбились спортивные костюмы с надписью "СССР". Минск произвел самое приятное впечатление, хотя я не успел погулять по городу и что-то особенное посмотреть. В дни отдыха предпочитал экономить силы. Но то, что я видел, меня покорило", – вспоминает исполнитель главной роли Дмитрий Власкин.