Алексей Филимонов, Анна Михалкова, Виктория Исакова, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин и Алена Бабенко в многосерийном фильме Авдотьи Смирновой На Первом канале 29 ноября – 2 декабря в 21.30
Вертинский
16+
Россия, 2021, 8X50, цв.
Режиссер: Авдотья Смирнова
Авторы сценария: Авдотья Смирнова, Анна Пармас при участии Джона Шемякина
В ролях: Алексей Филимонов (Вертинский), Сергей Уманов (Костя), Степан Девонин (Осьмёркин), Павел Ерлыков (Мозжухин), Юлия Марченко (Надя), Александр Устюгов (Серж), Паулина Андреева (Вера Холодная), Анна Михалкова (Бурковская), Сергей Рост (Соломатин), Алёна Бабенко (Елена Павловна), Анна Виллер (Таня), Геннадий Смирнов (Поляков), Павел Чинарев (Рощин), Никита Кологривый (Вацек), Екатерина Щеглова (Раля), Федор Лавров (Никола Карагеоргиевич), Виктория Исакова (Марлен Дитрих), Михаил Трухин (Егор), Наталья Рогожкина (Мира), Анна Мишина (Лида Циргвава), Ксения Раппопорт (Лидия Павловна), Полина Виторган (Галя), Екатерина Вилкова (Буби), Алексей Смирнов (Михаил Брохес)
Оператор: Сергей Трофимов R.G.C.
Композитор: Игорь Вдовин
Производство АО Первый канал, ООО "Грано", Фонд поддержки социальных и культурных проектов "Альма-матер" при поддержке Романа Абрамовича и Сергея Адоньева, Кинокомпания "Глобус-фильм"
Биографический фильм, исторический фильм, драма
Биография самого известного русского шансонье ХХ века. История артиста, покинувшего Россию 1919 года и вернувшегося в СССР 1943-го, в разгар Второй мировой войны. Вертинский жил, пел и был популярен в Константинополе, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Харбине, Шанхае и Москве. Его любили прекрасные женщины, ему аплодировали королевские особы и воры. Он был человеком богемы, легким и весёлым. Однако эта картина, в первую очередь, о его доброте. Об умении не судить, а пожалеть, посочувствовать любому. И за это судьба одарила его огромным успехом и поздним семейным счастьем. "Вертинский" - история о том, как певчая птица, артист, легкомысленное существо может прожить жизнь, вызывающую и зависть, и уважение.
1 серия.Биография самого известного русского шансонье ХХ века – Александра Николаевича Вертинского, доказавшего своей невероятной судьбой, что артист, по мнению многих, - "легкомысленная певчая птица", может оказаться глубоким, сопереживающим и добрым человеком.
"Кокаинетка".Москва. 1915 год. Начинающий литератор и эстрадный артист Александр Вертинский грезит о славе, а пока перебивается случайными заработками и прожигает молодость в компании верных друзей – Александра Осьмёркина, Константина Агеева и Ивана Мозжухина. Однако, обескровливающая Россию Первая мировая война и, наложившееся на трагедию страны личное горе Вертинского, заставляют Александра резко повзрослеть. В результате, рождается его новый сценический образ грустного клоуна – "русского Пьеро"…
2 серия."То, что я должен сказать". 1917 год. Вертинский изыскивает всевозможные способы, чтобы как можно чаще находиться рядом с блистательной кинодивой Верой Холодной. Однако, в то время как в его сердце бушует любовный пожар, в России разгорается революционное пламя. Страшные реалии не могут не найти отражения в творчестве Артиста, что грозит Вертинскому колоссальными неприятностями…
3 серия. "Лиловый негр".Константинополь. 1920 год. Вертинский принимает своё шаткое положение с неунывающим оптимизмом: заводит роман с русской певицей Еленой Павловной и получает ангажемент в только что открывшийся ресторан-кабаре для соотечественников, нашедших спасение, как и он, в эмиграции. Вертинский не собирается задерживаться в Турции: его цель – заработать денег и отправиться в Париж! Однако, нечистоплотность импресарио вносит коррективы в "наполеоновские планы" Артиста, а появление другой женщины ставит его перед сложным выбором…
4 серия. "Танго "Магнолия".Оказавшись в тюрьме в Констанце в результате незаконного пересечения румынской границы, Вертинский создает одну из своих известнейших "ариеток" и встречается с человеком из прошлого, который помогает ему обрести свободу. К перебравшемуся в Париж Александру Николаевичу, наконец, приходят и долгожданный мировой успех, и материальное благополучие. Но, главное, во время прогулки с Мозжухиным он встречает Рахиль Полонскую – женщину, которая становится для него поистине роковой…
5 серия. "Без женщин".Вертинский, уже год пребывающий в творческом и эмоциональном кризисах, сталкивается с потерей интереса со стороны публики к своим выступлениям. Мозжухин и Поляков, каждый своими методами, пытаются вернуть Александру Николаевичу вкус к жизни. Однако, организованные Поляковым гастроли лишь на время отвлекают Артиста от упаднических мыслей. А вот парижская встреча Вертинского с женщиной, много лет назад спасшей ему жизнь, помогает Александру Николаевичу переосмыслить отношения с почитателями своего творчества. Приезд же во Францию старого друга Константина Агеева и вовсе заставляет Вертинского задуматься о возвращении на родину…
"Вертинский"- художественная биография самого известного в мире русского шансонье. Это история жизни артиста, который был не только творческим гением XXвека, но и крайне неординарной личностью. Он эмигрант и возвращенец в эпоху глобальных перемен: Первая мировая война, распад Российской империи, революция, нацистская Европа, Вторая мировая и закрытый мир СССР. Несмотря на драматичность и сложность перечисленных временных периодов, Вертинский ни в чьих воспоминаниях не оставил отголосков неприязни или подозрения в каком-либо предательстве. Он запомнился свободолюбивым творцом, вынужденным покинуть родину, но мечтавшем вернуться, и вернувшимся. И самое главное - несмотря на все жизненные взлеты и падения - сохранившим человеческое достоинство.
Идея сериала возникла у генерального директора Первого канала Константина Эрнста в 2013 году. Он предложил стать режиссером Авдотье Смирновой ("2 дня", "Кококо", "История одного назначения"). После этого началась ее работа вместе с Анной Пармас ("Давай разведемся!", "Петербург. Только по любви") и историком Джоном Шемякиным над сценарием. Консультировал проект историк эмиграции Иван Толстой. Сценарий был одобрен дочерьми Александра Вертинского — Марианной и Анастасией. В качестве продюсеров-инвесторов выступили Первый канал, бизнесмены Роман Абрамович и Сергей Адоньев.
Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала и продюсер проекта: "Однажды ночью мне позвонила моя хорошая знакомая Анастасия Александровна Вертинская и спросила: "Костя, не хотите ли вы сделать фильм о моем папе? У него была довольно интересная жизнь". Я подумал, что грех отказываться. И пригласил написать сценарий этого проекта другую свою замечательную знакомую сценаристку и режиссера Дуню Смирнову. Проект был готов к старту в 2014 году, но изменившаяся экономика заморозила его на несколько лет. Потом в наш проект вошли Роман Абрамович и Сергей Адоньев и все вновь ожило. Теперь восьмисерийный эпос сквозь страны и десятилетия в компании с умным, талантливым и парадоксальным человеком готов отправить вас в новое захватывающее киноприключение. Помимо того, что артист проделал путь значительной̆ части русской̆ интеллигенции в ходе революции, гражданской̆ войны, эмиграции и последующего возвращения, он был артистом классического средневекового жанра, продлившегося до настоящего времени, выразителем чувств и мыслей̆ через песню".
История Александра Вертинского в сериале охватывает 37 лет (с 1915 до 1952), но в разных временных периодах роль шансонье сыграл только один актер - Алексей Филимонов ("Выжившие", "Бык", "Девятаев"). Роль Веры Холодной воплотила Паулина Андреева ("Метод", "Лучше, чем люди"), а Марлен Дитрих - Виктория Исакова ("Частица вселенной", "Дети", "Один вдох"). Кроме них, фильм украшают сыгранными образами ведущие российские актеры: Анна Михалкова ("Давай разведемся!", "Частица вселенной"), Ксения Раппопорт ("Мата Хари", "После школы", "Норвег"), Михаил Трухин ("Секретарша", "Доктор Тырса"), Алена Бабенко, Александр Устюгов("Алиби", "Союз спасения"), Павел Чинарев ("Мажор-3,4", "Метод 2"), Степан Девонин ("Красные браслеты", "Пингвины моей мамы", "Сердце мира"), Екатерина Вилкова ("Шифр", "Мосгаз. Западня"), Сергей Уманов ("Троцкий", "Союз спасения"), Геннадий Смирнов ("Время первых"), Екатерина Щеглова ("Мертвые дочери", "Инсомния"), Федор Лавров ("Лучше, чем люди", "Легенда о Коловрате"), Сергей Рост ("Давай разведемя!", "Осторожно. модерн!"), Юлия Марченко ("Чиновница". "Спросите медсестру"), Павел Ерлыков ("Кровавая барыня", "Мурка"), Наталья Рогожкина ("Спящие", "Бывшие") и др. В роли жены Вертинского Лиды Циргвавы в фильме снялась 19-летняя дебютантка Анна Мишина.
Авдотья Смирнова, режиссер:
"Эта история про то, что если быть человеком по-настоящему добрым и умеющим сочувствовать, и сочувствовать без осуждения, то есть шанс прожить хорошую удачливую жизнь. Вот мы про это пытались рассказать. В чем секрет Вертинского? Сюжеты его песен и история их героев – это чрезвычайная степень эмпатии, которая у него была. Его способность пожалеть, посочувствовать, увидеть какую-то другую судьбу, мне кажется, в этом кроется одна из магических черт Вертинского, которую мы взяли за основу его характера. Вертинский – это про доброту и жалость".
Кастинга на главную роль не было.Авдотья Смирнова изначально была уверена в выборе актера, который способен идеально воплотить образ Вертинского: "Я хотела, чтобы это был Алексей Филимонов. Потому что, с одной стороны, в Алеше и благородство, и тонкость, и изысканность. С другой стороны, его до этого видели только в ролях гопников и бандитов исключительно, как он мне сказал: "Ну вот и придется наконец поработать по профессии. Зачем-то же я учился". Я говорю: "Что ты имеешь в виду?". Он говорит: "Ну как? Они видят во мне иркутского гопника и дают мне роли иркутского гопника. А я же для чего-то вообще-то учился, изображать кого-то еще".
Алексей Филимонов, актер:
"С Вертинским я схож лишь принадлежностью к актерской профессии. Но в остальном - мы совершенно разные: он был очень нежным и чувствительным человеком, я - не такой. И играл я своё ощущение от Вертинского. В глубине души во время съёмок чувствовал, что он меня "поддерживает". Я всегда ему говорил про себя "спасибо".
Музыка
Вклад Вертинского в российскую культуру очевиден: по сути, он создатель авторской песни. До его сценических миниатюр от первого лица на сцене царил романс, а вот после наступило время последователей - Александра Галича, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого…
_________________________________
Все песни в сериале поет исполнитель роли Вертинского Алексей Филимонов. Всего в сериале звучат 10 композиций. Актер до съемок не пел 12 лет, поэтому три месяца занимался с педагогом по вокалу.
"Современному зрителю невозможно объяснить, что пение Вертинского — это манера Серебряного века, театрально подчеркнутая, несколько декадентская. Поэтому мы поняли, что манеру Вертинского нужно перенести в современность",— объясняет Авдотья Смирнова. Записи нескольких песен до начала съемок были отправлены Анастасии Александровне Вертинской. Режиссер и актер получили ее одобрение.
Авдотья Смирнова, режиссер:
"Вертинский придумал песню-миниатюру. То есть, грубо говоря, всем нам хорошо известная песни Аллы Борисовны Пугачёвой "Маэстро" или "Арлекино" - это прямое порождение Вертинского. То есть, это песня, в которой заключена история, в которой есть целый сюжет. Поэтому я думаю, что даже современные поклонники Вертинского чувствуют в его строчках что-то новое, что-то неожиданное, что-то оригинальное".
_________________________________
Мода
За женские образы в проекте отвечала художник-модельер Светлана Тегин, а за мужские - художник по костюмам Дмитрий Андреев ("Золотой орел" за "Тобол" и "Ника" за "Грех"). Одежда и ткани приобретались в Италии, Франции, Монголии и винтажных московских магазинах. Внимание к нюансам одеяний было максимальное. Так, для Паулины Андреевой (Вера Холодная) для ощущения времени был выбран бархат, а все костюмы намеренно пошиты в черно-белой гамме (ассоциация с немым кино). Для передачи тепла, мягкости и женственности этой героини был сделан акцент на мягкие плюшевые текстуры, мех с коротким ворсом, мерцающее кружево и перья. Словом, все тактильное и притягательное, чтобы невольно хотелось прикоснуться.
Для передачи женственного образа Марлен Дитрих (Виктория Исакова) были выбраны меха, перья и перчатки. Перфекционизм актрисы был передан через глянцевую поверхность одеяний, а ее строгость — через элементы мужского костюма: белые рубашки, фрачные жакеты, бабочки и шляпы.
Нельзя не отметить и одеяния Анны Михалковой, сыгравшей агента разведки Бурковскую. Ее героиня четырежды встречалась с Вертинским в парижском кафе, и каждый раз она меняла свой образ. Самые сложные съемки для актрисы были в железнодорожном вагоне времен Октябрьской революции — температура плюс 35 градусов, необходимый для сцены дым напускали в вагон перед каждым дублем. Анна Михалкова была в кителе и брюках галифе, заправленных в кожаные сапоги. "К полудню вагон казался раскаленной консервной банкой, наполненной дымом вместо воздуха. Я поразилась актерской выносливости, ведь в отличие от нас, они были одеты в форму из шерсти и сапоги, на них был грим, усы и парики. У меня в этом вагоне все плыло перед глазами", — вспоминает художник-модельер Светлана Тегин.
Авдотья Смирнова, режиссер:
"Я очень горжусь своими коллегами, которые работали над сериалом. Я не знаю, что скажет зритель, волнуюсь. Таких сериалов по художественной среде (декорации, костюмы, реквизит) у нас еще не было. И я надеюсь, что Александр Николаевич Вертинский как-то там нас поддерживает. Думаю, что он в принципе должен не без одобрения относиться к нашей работе".
_________________________________
Интересные факты о проекте:
1.История Александра Вертинского в сериале охватывает 37 лет и семь стран (с 1915 до 1952). Съемки проходили в России, Турции и Венгрии. Париж снимали в Будапеште и Санкт-Петербурге, Голливуд и Берлин— в Стамбуле, а все кабаре, рестораны и декорации Шанхая — в Санкт-Петербурге.
2. Знаковые моменты биографии Вертинского авторы сериала почерпнули не только из мемуарных книг: Авдотья Смирнова и Анна Пармас получили доступ в семейный архив Александра Николаевича Вертинского.
3.За время съемок исполнитель главной роли Алексей Филимонов поправился на 13 килограммов, а затем похудел на семь.
4.В съемках сериала приняли участие 364 "говорящих" персонажа и 8525 актеров массовых сцен. Было задействовано 386 объектов по сценарию, 36 крупных декораций. Длина декорации Шанхая составляла 400 метров. В проекте приняло участие 135 человек постоянной группы, а 665 человек – это общее количество людей, занятых в производстве. Съемочную группу ожидало 8 переездов, три страны и четыре города.
5.Историк моды Александр Васильев, узнав о съемках "Вертинского", любезно предложил задействовать в фильме фраки и аксессуары из своей обширной модной коллекции. На первой примерке сценического образа Вертинского они попросту выручили. Также ведущий "Модного приговора" посоветовал художникам по костюмам сериала адреса винтажных магазинов в Париже.
6.В свой последний день жизни Александр Николаевич Вертинский дал концерт в Ленинградском доме ветеранов сцены имени Савиной. Этот дом сохранился в Санкт-Петербурге до сих пор, один из эпизодов картины снимался именно там.
7.В фильме можно будет услышать 10 песен Александра Вертинского, исполненных Алексеем Филимоновым: "Кокаинетка", "То, что я должен сказать", "В степи молдаванской…", "Лиловый негр", "Танго "Магнолия", "Без женщин", "Над розовым морем", "Желтый ангел", "Доченьки", "Я всегда был за тех…"
_________________________________
Критики о сериале "Вертинский"
Михаил Трофименков Коммерсантъ Weekend
"Вертинский" Авдотьи Смирновой — не сериал, а полноценный фильм, несмотря на восьмичасовой формат, — отменяет все, что снято в России о судьбах людей в омуте ХХ века. Отказавшись от унылого потока жизнеописания, Смирнова просто — настолько просто, что до нее никто не додумался, — структурирует жизнь героя через его песни. Восемь серий — восемь песен: от "Кокаинетки" до "Доченек" — восемь вех судьбы Вертинского.
Ни в коем случае не жертвы своего времени, и тем более не победителя непобедимых исторических сил, и, страшно сказать, даже не гения, а "просто" шансонье, но доброго и любимого режиссером за его доброту человека, оказавшегося, как десятки миллионов современников, участником и соучастником века.
Лариса Малюкова. "Новая газета"
Кажется, Алексей Филимонов ("Жить", "Кислород") переустроил собственную психофизику. Отдельное удовольствие следить, как его карнавальный хулиган взрослеет, "меняя роли, гримы". Как трагедия вползает в жизнь, и белый Пьеро становится черным, эстрадная звезда — большим актером, под гримом обнаруживается лицо. Как творится собственная эстетика. Формируется образ, в котором высокопарно-романтическое и шутовское, надменное и беззащитное, слезные сантименты и самоирония. Как постепенно выкристаллизовывается личность, отдельность, упрямо сопротивляющаяся обособленность "обломка российской империи". Но ключевое качество "homme fatale" — сверхчувственность. Филимонов поет сам, не копируя "один в один" Вертинского. Оставляет зазор между собой и голосом с царапанной временем пластинки. Удаленный доступ, уважительное расстояние, словно он со своим героем на "вы". При этом тщательная нюансировка, отточенная драматургия песни.
Алексей Васильев, "Сеанс"
В мире, где насилие и дискриминация склонны множиться и вешать амбарные замки на границы, паспортом служат доброжелательность и милосердие, а якорем — творчество и открытость для любви. Эта четкость в определении, где добро и где зло, особенно ценна, когда четко проведена сквозь гигантский восьмисерийный фильм. Очень при этом личный. Рождающий параллели с нашим сегодняшним днем и с чувствами поколения нынешних пятидесятилетних. И раскидывающий свои ветки в необъятные дали, где возможно даже постижение жизни.
Маша Бороденко, kino-teatr.ru
Филимонову на удивление идет Серебряный век. Его Вертинский — нежный, жеманный, ироничный и светлый. В нем много ребяческого, по-детски доверчивого, но при этом глубокого. Авдотья Смирнова делает его таким, будто объясняется в любви к гению, при этом сохраняя его неоднозначность.
Илона Егиазарова, vokrug.tv
"Вертинский" — кино густонаселенное, вымышленные персонажи соседствуют с историческими. Актерский ансамбль впечатляет: Ксения Раппопорт, Виктория Исаковав роли Марлен Дитрих, Федор Лавров, Михаил Трухин, Екатерина Вилкова… Анна Михалковав роли Бурковской как всегда отвечает и за комедийное, и за трагедийное — этот образ сценарист Джон Шемякин срисовывал с собственной бабушки, и выписан он с большим чувством. Весьма колоритен Степан Девонин в роли Осмеркина.