Премьера фильма "ВДНХ" на Первом канале

4 апреля в 10:55
 
Первый канал представляет самый масштабный документальный проект о ВДНХ. В передаче рассказывается вся история выставки – с момента зарождения самой идеи в 1935 году до наших дней.
 
За годы существования выставки ее посетили свыше 1 млрд человек. Павильоны, фонтаны, аллеи – едва ли не каждый уголок этого гигантского пространства был многократно изучен и исхожен поколениями советских пионеров, школьных выпускников и студентов, передовиков производства и научной интеллигенции, гостями столицы и Советского Союза.
 
Но никому и в голову не может прийти, что внутри всего этого можно отыскать и символы совсем других миров. Скажем, 5-конечная звезда реализована на ВДНХ в 377 вариациях, в некоторых из которых она напоминает пентаграмму, а в других – пентакль, символизирующий в масонской традиции источник скрытой энергии. Символика серпа и молота восходит к оккультным учениям 12-го столетия, в которых она выражала абсолютную силу над пространством и временем. В декоре выставки использовано около 70 самых распространенных в мире языческих символов, включая древнекельтские узоры и кельтский крест ("колесо бытия"). Не забыли создатели ВДНХ и о библейских мотивах.
 
Фонтан "Дружба Народов" - самое узнаваемое и популярное место на ВДНХ. А ведь это первый в мире светодинамический фонтан. Все остальные, созданные по всему миру и прославившие свои города – всего лишь дети "Дружбы Народов", ибо конструировались по его образу и подобию.
 
Вряд ли кто-то в курсе, что ВДНХ – воплощенная мечта всех архитекторов-модернистов первой половины ХХ века. Здесь впервые удалось развернуть поистине огромные пространства вдоль единой центральной оси. Архитекторы создавали ВДНХ как миниатюрную копию СССР со всеми его республиками и климатическими зонами. Любой посетитель выставки имел возможность за один день обойти всю страну. ВДНХ – единственное место в мире, где мирно уживаются все основные архитектурные стили последнего столетия – русский классицизм, советский неоклассицизм, сталинский ампир, конструктивизм, арт-деко, модернизм, постмодернизм, брутализм… А павильон "Москва" и вовсе открыл в мировой архитектуре новое направление, которому лишь спустя 10 лет придумали название – "хай-тек". В реализации ВДНХ в разные годы принимало участие более 30 тысяч скульпторов, инженеров, художников и архитекторов.
 
На протяжении 65 лет ВДНХ оставалась первым, единственным и самым большим обучающим выставочным центром в мире. В корпус экскурсоводов ВДНХ входило 1370 высококвалифицированных инженеров и 1200 ученых. В ВДНХ читались уникальные лекции по передовым технологиям во всех отраслях народного хозяйства, а фильмотека насчитывала более 3 тысяч тематических образовательных фильмов. ВДНХ была прообразом всех появившихся позже центров массового обучения в мире. Медали выставки приравнивались к ученым степеням. Здесь появилась первая в мире круговая кинопанорама, заменявшая тогда человеку нынешние 3D-кинотеатры.
 
ВДНХ всегда была зеркалом страны. Даже в годы развала 90-х, превратившись, по сути, в большую шашлычную, она оставалась зеркалом… Стены павильонов осыпались, барельефы крошились, кровли протекали. В павильоне "Космос" напротив портрета Гагарина торговали вениками и дачной рассадой. "Зеленый театр", рукоплескавший когда-то самым именитым советским артистам от Утесова до Кобзона, превратился в свалку. 49 памятников истории архитектуры оказались на грани разрушения.
 
Но времена вновь изменились, и была поставлена задача не только вернуть ВДНХ первоначальный облик, но и заново вернуть ей утраченную атмосферу праздника и высоких устремлений.
 
В фильме приняли участие: Владимир Зельдин, Иосиф Кобзон, Алексей Леонов, Сергей Собянин и другие.