27 марта
многосерийный х/ф "Адъютант его превосходительства"
Красный разведчик, капитан Павел Андреевич Кольцов, направлен в штаб белогвардейских войск. Он сумел в боях против зеленых заслужить доверие имперских офицеров и теперь становится адъютантом генерала Ковалевского, командира Добровольческой армии. Герой со временем понимает, что окружающие его "враги" — такие же, как и он, люди, пережившие много страданий и тягостей. Он проникается уважением к своим сослуживцам и даже влюбляется в дочь начальника контрразведки Таню Щукину. Однако его первоначальная цель — внедриться в штаб...
Режиссер: Евгений Ташков
В ролях: Александр Кузнецов, Юрий Соломин, Александр Милокостый, Владислав Стржельчик, Владимир Козел, Татьяна Иваницкая, Папанов Анатолий, Николай Гриценко, Виктор Павлов, Юрий Назаров, Игорь Старыгин, Валентин Смирнитский, Людмила Чурсина.
СССР, 1969.
"Игорь Старыгин. Прощай, мушкетёр"
Документальный фильм памяти Игоря Старыгина.
Его звёздный час в кино начался с роли Кости Батищева в школьной мелодраме "Доживём до понедельника", он стал самым желанным красавцем для целого поколения старшеклассниц. Заслуженный артист России Игорь Старыгин для большинства зрителей останется в памяти отважным романтиком Арамисом, душкой Микки из "Адъютанта Его Превосходительства", благородным капитаном Дановичем из "Госграницы". В отечественном кино было и есть немало "героических" актёров с более значительным репертуаром, чем у Старыгина, но мы не всегда без усилий можем вспомнить их имена. А его имя, несмотря на случавшиеся длительные простои, и сегодня на слуху у зрителей. За его мушкетёрским плащом Арамиса навсегда останется шлейф одного из самых романтичных героев отечественного кино. Наш фильм о жизни Игоря Старыгина, наполненной романтическими приключениями и судьбоносными случайностями.
"Алексей Булдаков. Ну, вы, блин, даёте!"
Алексею Булдакову исключительно идет генеральская форма. Им сыграно более ста ролей, но именно генерал Михалыч сделал его народным любимцем.
С детства Булдаков мечтал быть летчиком, и никаких сомнений в том, что он действительно им станет, не было ни у родителей, ни у друзей. Но однажды восьмиклассник Булдаков, сбежав с уроков, пошел в кино и попал на фильм "Большая жизнь". Игра Петра Мартыновича Олейникова не просто потрясла, а буквально перевернула его детскую душу. Больше он ни о чем думать не желал.
У Булдакова слово с делом не расходится: сказал — сделал, и в 80-х годах молодой артист из Сибири прибыл в Ленинград…
"Жизнь Бармалея. Ролан Быков"
В 1966 году на экраны Советского Союза вышел новый художественный фильм "Айболит-66". Режиссером и исполнителем главной роли — разбойника Бармалея — стал 37-летний Ролан Быков. Зрители были в восторге, и никому даже в голову не могло прийти, что Быков фактически сыграл пародию на самого себя. Зато его друзья и коллеги отлично знали, каким непростым был характер гениального актера...
Ролана Быкова знает и любит вся страна. В первую очередь, как замечательного актера, творца и популяризатора кинематографа для детей, организатора Фонда детского кино. Но мало кто догадывается о том, что Ролан Антонович всю жизнь считал себя... недостаточно удачливым, и невероятно страдал от осознания этого.
"Вакансия" Мюзикл по мотивам комедии А.Н. Островского "Доходное место".
Жадов, честный, но бедный чиновник, полный идеалов, желает получить освободившееся место столоначальника, чтобы жениться на бедной, глупой, доброй и наивной девице Полиньке. На то же самое место метит его пронырливый коллега Белогубов, собирающийся жениться на ее сестре, девице глупой, но практичной.
Режиссер: Маргарита Микаэлян
В ролях: Леонид Каюров, Ролан Быков, Олег Табаков, Виктор Проскурин, Екатерина Васильева, Марина Яковлева, Татьяна Догилева, Вера Ивлева.
СССР, 1981.
"Монолог. Иоанна Хмелевская"
Иоанна Хмелевская живет в небольшом доме на юге Варшавы, наполненном ракушками, янтарем, кошками, бутылками белого вина, книгами, а также фотографиями детей, внуков, многочисленных родственников, друзей и лошадей. Родоначальница иронического детектива является рекордсменом по тиражам. В любом книжном магазине России ее романам отведена отдельная полка. В жизни она такая же язвительная и саркастическая дама, как и на страницах книг. Эта программа — возможность увидеть кумира миллионов российских читателей, автора, который обычно спрятан за строчками страшно запутанных, удивительно смешных и необычайно откровенных текстов.
"Юрий Соломин. Не люблю фанфары"
Соломин проработал в Малом театре больше полувека, из них более 25 лет — художественным руководителем театра но большинству зрителей Юрий Соломин запомнился, в первую очередь, ролями в фильмах, ставших классикой кинематографа: "Обыкновенное чудо", "Мелодии белой ночи", "ТАСС уполномочен заявить...", "Дерсу Узала", "Московская сага" и многих других.
Но есть один фильм, с которого началась популярность актёра и который до сих пор помнят и любят зрители: в 1970-м году на экраны вышел пятисерийный телевизионный фильм "Адъютант его превосходительства", где Юрий Соломин сыграл разведчика Павла Кольцова. В год своего юбилея Юрий Соломин празднует и юбилей своего самого известного киногероя, за эту роль Соломин был удостоен Государственной премии и звания "Заслуженный артист РСФСР". Изначально практически всех исполнителей главных ролей долго не утверждал худсовет, а Юрий Соломин проходил пробы шесть раз.
"Марк Захаров. Любить Дракона"
Вот уже 40 лет — ровно половину всей своей жизни — Марк Захаров руководит одним из культовых театров столицы. Именно Захарову, худруку и главному режиссёру, Ленком обязан своим высоким статусом.
Широкому зрителю Марк Захаров более известен своими кинофильмами: "12 стульев", "Обыкновенное чудо", "Формула любви", "Тот самый Мюнгхаузен" стали классикой отечественного кинематографа и разошлись на цитаты. В фильме мы расскажем истории создания этих киношедевров.
Многосерийный художественный фильм "Хождение по мукам"
Петербург начала ХХ века: мрачные рабочие окраины контрастируют с блеском светской жизни Невского проспекта. Сёстры — Катя и Даша Булавины — родные, но очень разные: их судьбы, перемолотые жерновами первой мировой войны и революции, разведут сестёр на долгие годы. Они увидят многое — смерть, любовь, личные драмы, предательства и подвиги, прежде чем судьба снова сведет их вместе.
Режиссер: Василий Ордынский
В ролях: Светлана Пенкина, Ирина Алферова, Юрий Соломин, Михаил Ножкин, Вячеслав Езепов, Михаил Козаков, Инна Гулая
СССР, 1974.
"Ирина Алфёрова. Самая-самая"
Народная артистка России Ирина Алфёрова — красавица от природы. Судьба подарила ей васильковые глаза и невероятное обаяние.
Лирическая Даша Булавина в "Хождении по мукам", трепетная Констанция Бонасье в "Трех мушкетерах" — в образы, сыгранные Алферовой, влюблялись все мужчины.
Всем, кто смотрел на Ирину Алферову на экране, казалось, что у нее и в жизни все должно быть самым-самым: красивая любовь, большое женское счастье, насыщенная творческая жизнь. Для того чтобы стать счастливой на сцене и в личной жизни, актрисе пришлось через многое пройти и многим пожертвовать, но она справилась, потому что действительно самая-самая.
"Весна"
Популярный кинорежиссер решил снять фильм об ученых, занимающихся солнечной энергией. Главная роль в фильме досталась опереточной актрисе, мечтающей уйти в кино. Чтобы войти в образ, актриса отправляется в научный институт для знакомства с прототипом своей героини. Ученая дама оказывается полной противоположностью актрисы во всем, кроме внешности — здесь они похожи, как две капли воды. Это знакомство приводит женщин к удивительным метаморфозам — легкомысленная актриса становится серьезной, а в ученой даме просыпается кокетка.
Режиссер: Григорий Александров
В ролях: Любовь Орлова, Николай Черкасов, Николай Коновалов, Михаил Сидоркин, Василий Зайчиков, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Георгий Юматов, Борис Петкер, Рина Зеленая, Татьяна Гурецкая, Валентина Телегина, Михаил Трояновский, Алексей Консовский
СССР, 1947.
"Саша Соколов. Последний русский писатель"
Рассказ о самом загадочном и, возможно, самом значительном из ныне живущих русскоязычных писателей - "русском Сэлинджере".
Саша Соколов — классик русской литературы и русского модернизма, оказавший влияние на таких писателей, как Михаил Шишкин, Владимир Сорокин, Владимир Шаров, Виктор Пелевин. Правда, о самом Соколове до сих пор было мало что известно. Главный его роман "Школа для дураков" называли русским "Над пропастью во ржи". В 1975 году Саша Соколов пропал из Советского Союза, издал три романа — и не то исчез, не то закрылся от мира. Авторы фильма не просто выяснили, что великий русский писатель жив, они узнали, что он все эти годы ведет интересную двойную жизнь.
"Люди Времени" с Олегом Нестеровым
Это невероятные встречи, эксклюзивные интервью и самые актуальные персоны. Герои этой программы — замечательные люди и их замечательные деяния. Вместе с вами мы будем ходить в гости, ловить заезжих гастролеров, посещать интересные съемки, концерты, а также будем сами ждать гостей в студии нашего канала. Писатели и музыканты, философы и политики — важно, что эти люди и их поступки повлияли на нашу с вами жизнь, они были актуальны не только вчера, они актуальны и сейчас, сегодня.
"Роли исполняют..." Встреча с Александром Олешко
Обаятельный джентльмен, защищающий участников телешоу "Минута славы" от строгого жюри, перевоплощающийся в "Большой разнице" то в Эдуарда Хиля, то в Джулиана Ассанджа, то еще в полсотни персонажей, да так, что и не узнаешь его!
Александр Олешко — актер, телеведущий, звезда, его считают везунчиком и баловнем судьбы, а он, оказывается, и вагоны разгружал, и официантом работал, и инструктором в тренажерном зале был. В холодильнике хранил книги, а все деньги тратил на одежду и галстуки. Кишиневский мальчишка, который сам себя сделал, прошедший через одиночество, непонимание и бедность к нынешней славе и медным трубам.
"Свой взгляд" Программа о неизвестных героях нашего времени.
У каждого времени свои герои. Программа "Свой взгляд" рассказывает о людях, которые нашли главное дело своей жизни. О них мало кто знает, у них нет времени красоваться на обложках глянцевых журналов...
"Великие открытия". Александр Прохоров
В фильме рассказывается об изобретении советским ученым, Нобелевским лауреатом Александром Прохоровым лазерного луча.
"Первый удар луча пришелся по заводской трубе, — она заколебалась, надломилась посредине и упала. Но это было очень далеко, и звук падения не был слышен. Почти сейчас же влево от трубы поднялся столб пара над крышей длинного здания, порозовел, перемешался с черным дымом. Еще левее стоял пятиэтажный корпус. Внезапно все окна его погасли. Сверху вниз, по всему фасаду, побежал огненный зигзаг, еще и еще...".
Так писатель Алексей Толстой в своем знаменитом романе "Гиперболоид инженера Гарина" представлял себе изобретение человеком смертоносного оружия — лазерного луча. Толстой, возможно, предполагал, что его научные фантазии когда-нибудь станут явью, но едва ли он задумывался над тем, что изобретателем удивительного гиперболоида и впрямь станет русский ученый — соотечественник талантливого инженера Гарина. В действительности случилось именно так: через четверть века после краха инженера Гарина русский физик Александр Прохоров изобрел лазерный луч.
28 марта
"Александр Ширвиндт. Главная роль"
Ходят слухи, что Ширвиндт добился всего, благодаря "связям" своих родителей... Сын Александра Анатольевича — Михаил Ширвиндт — расскажет о своем "трудном детстве". О том, как в перерывах между "капустниками", съемками в кино и на телевидении, Александр Ширвиндт старался вжиться в роль отца и что из этого получалось. Каждый из этих и многих других мифов и слухов, в присущей ему ироничной манере, прокомментирует и сам юбиляр. Так какая же главная роль Александра Ширвиндта? Так сложилось, что главных ролей в кино он не сыграл. Роли мужа, отца и деда играть было некогда... Пожалуй, руководитель театра — это и есть его главная роль.
"Михаил Державин. Тот ещё моторчик"
В нашем фильме воссоздан мини-макет центра Москвы, где прошла вся его жизнь. Державин, как Гулливер в своем "микромире", гуляет по улицам, перешагивая через дома, резвится как ребенок. Макет служит проводником в арбатские воспоминания Михаила Михайловича. Ими он с радостью делится со зрителями: путешествует по самым родным его сердцу уголкам. Вспоминает отца — известного актера театра имени Вахтангова; маму, которая после смерти мужа героически подняла на ноги троих детей; знакомство со школьником Александром Ширвиндтом, творческий и дружеский союз с которым длится уже больше полувека.
Державин и сегодня остается верным родному театру, играя нередко по два спектакля в день. Свой единственный выходной — понедельник — он посвящает семье. И никогда не упустит возможности прогуляться с близкими по любимому Старому Арбату.
"Короли смеха". Юрий Никулин
Уже многое написано и рассказано о знаменитом клоуне, великолепном актере, удивительном человеке Юрии Никулине. И все же, о нем можно вспоминать снова и снова. В России Никулина знают все, за рубежом — в основном, поклонники циркового искусства. Невозможно подсчитать, сколько городов мира встречали его рукоплесканиями, сколько дорог исколесил он за полвека своего служения цирку, сколько детей сделал хотя бы на один вечер счастливыми и сколько взрослых заставил забыть о своих трудностях и вновь вернуться в атмосферу детства.
О никулинской отзывчивости ходили легенды. "Нести людям радость" — таков был главный девиз его жизни. Его знакомство с цирком состоялось в шестилетнем возрасте и переросло впоследствии в огромную любовь к этому волшебному миру.
"Аркадий Арканов. Рояль в кустах"
Врач, писатель, спортсмен, игрок и меломан, актер и покоритель женских сердец, всегда в смокинге и при бабочке. Он — "штучный товар". Фильм состоит из 10 новелл, каждая — из его жизни.
Мастер смеха вспомнит свой трехгодичный опыт работы участковым врачом, наденет белый халат, и будет принимать больных. Кто-то жаловался на зрение, кто-то на позвоночник, но в первую очередь пациенты просили помощи моральной: у кого-то муж пьет, кого-то дети обижают, для всех у Арканова находился рецепт.
В 1979 году он принял участие в легендарном самиздатском альманахе "МетрОполь", составленном Василием Аксеновым и Виктором Ерофеевым. В сборник вошли неподцензурные тексты. В Главлите пришли в ужас. Двенадцать экземпляров сборника гуляли среди российской интеллигенции. Это бунт! Писателей, принявших участие в альманахе, называли диссидентами. Когда по радио "Свобода" передали рассказы Арканова из "МетрОполя" — друзья не знали, поздравлять его или сочувствовать, Арканов стал невыездным и на несколько лет лишился возможности публиковаться.
"Звёзды эфира". "Весёлые ребята"
Придуманная Андреем Кнышевым и сделанная им с помощью единомышленников, среди которых были Дмитрий Дибров, Леонид Сергеев, Сергей Шустицкий, Александр Акопов, Алексей Лысенков, Виктор Крюков, Роман Багдасаров, передача "Весёлые ребята" стала в СССР таким же важным историческим явлением на ТВ, как Монти Пайтон в Великобритании.
Первый выпуск "Весёлых ребят" вышел в 1980 году, "Весёлые ребята" выходили в эфир 10 лет. За эти годы было сделано всего семь передач, но каждый выпуск становился настоящим событием. Именно "Весёлые ребята" первыми показали стране "Битлз", они же сделали первый советский видеоклип и начали снимать курьезы скрытой камерой.
"Михаил Козаков. Разве я не гениален?!"
Он сыграл и Гамлета, и короля Лира — такой актерской удаче можно только позавидовать. Подобно яркой и мощной звезде, он втягивал всех в свою орбиту, и даже спустя годы после ухода из жизни продолжает дарить нам свой свет. Имя этой звезды — Михаил Козаков.
Он оставил после себя фильмы, спектакли и роли, многие из которых ещё при его жизни стали классикой. "Покровские ворота" и "Безымянная звезда" неизменно собирают в телеэфире высокие рейтинги. Козаков всегда оставался верен себе, он был необычным и очень одаренным человеком, всю жизнь искавшим некий идеал и в творчестве, и в личной жизни. Но, к сожалению, идиллий не бывает — и потому, несмотря на грандиозный успех и всенародную славу, Козаков частенько называл себя одиноким волком. Такова высокая цена за талант лицедея...
"Любовь Орлова. Шипы и розы"
Любовь Орлова и Григорий Александров, самая знаменитая пара отечественного кино. Она — главная героиня всех его фильмов, он всю жизнь оставался в тени ее невероятной славы.
Первая красавица советского кино снялась в семнадцати картинах, но по-настоящему блеснула всего в пяти. Каждый из этих фильмов вошел в золотой фонд отечественного кинематографа, а Любовь Орлова была его самой яркой звездой. Блондинка с прекрасным голосом и ослепительной улыбкой, в памяти миллионов людей Орлова осталась именно такой.
Жизнь актрисы была похожа на праздничную открытку с позолотой и пожеланием большого счастья, но у этой открытки была и другая сторона, темная, мрачная, закрытая для посторонних глаз, полная тайн. Почему Любовь Орлова не выносила яркого света и всегда ложилась спать в одиночестве? Какие мужчины добивались её любви? Почему два десятка лет подряд люди из ближайшего окружения вождя называли Орлову любимой женщиной товарища Сталина? Кто пытался убить знаменитую актрису? Об этих и многих других загадках судьбы Любови Орловой мы расскажем в новом документальном фильме.
"Светлый путь"
Неграмотная деревенская девушка Таня Морозова служит домработницей в подмосковном захолустье, ее жизнь меняется после встречи с парторгом текстильной фабрики Прониной и инженером Лебедевым, в которого Таня влюбляется. Желая быть достойной своего возлюбленного, она идет учиться и вскоре становится передовой ткачихой, а затем и инженером. За трудовые заслуги Морозовой вручают в Кремле Орден Ленина, а через несколько лет она встречает Лебедева, ставшего директором фабрики...
Режиссер: Григорий Александров
Любовь Орлова, Евгений Самойлов, Елена Тяпкина, Владимир Володин
СССР, 1940.
"Великие открытия". Анатолий Долголаптев
Уже есть лампочки способные гореть сто лет, есть двигатели, которые не ломаются и лезвия бритв, которые не нужно менять, все это существует. Но почему тогда этого нет у нас? Может, потому что это кому-то не выгодно? На этот вопрос нам ответит Анатолий Долголаптев — один из разработчиков уникального электромотора.
29 марта
"Наталья Варлей. Скучно без Шурика"
С тех пор, как на экраны страны вышла легендарная "Кавказская пленница", об актрисе Наталье Варлей, кажется, было известно все. Но что же на самом деле мы знаем об этой прекрасной женщине?
Авторы фильма получили уникальную возможность провести рядом с актрисой несколько лет, наблюдать ее в самых неожиданных ситуациях, познакомиться с ее близкими, услышать их откровения об отношении знаменитой актрисы к своим возлюбленным и друзьям, ролям и детям.
Наталья Варлей сыграла шестьдесят ролей и еще две тысячи фильмов озвучила, но большинство зрителей, в первую очередь, помнят ее именно как Нину из "Кавказской пленницы" и, встречаясь с актрисой, не могут сдержать восторгов и слез — от Натальи до сих пор веет тем зарядом позитива, который несла в себе комедия Гайдая. Но, расставаясь с Варлей после спектакля или концерта каждый раз не могут скрыть удивления: они и не подозревали, какая она — настоящая Варлей!
"Операция Ы и другие приключения Леонида Гайдая"
Он подарил нам невероятно смешные комедии, над которыми мы смеемся до сих пор, его фильмы моментально растаскивали на цитаты, герои, придуманные им, становились всенародными любимцами. Каким он был человеком? Король советской комедии Леонид Гайдай — в воспоминаниях коллег, друзей и членов семьи.
"Монолог". Виктор Коклюшкин
В это выпуске программы "Монолог" вы узнаете, как делался юмор в эпоху застоя, и чем сегодня нас могут рассмешить сатирики. Коклюшкин — писатель-сатирик, ветеран советской юмористической эстрады, он сменил много профессий. В 1981 окончил Высшие театральные курсы, писать начал в 1969, публиковал юмористические рассказы в "Клубе 12 стульев" ЛГ и во многих газетах и журналах. Виктор Коклюшкин дебютировал на сцене как юморист в 1972 году вместе с другими авторами клуба "Двенадцать стульев", а на телеэкране в 1983 году в передаче "Вокруг смеха". Его монологи исполняют многие юмористы: И. Рухман, К. Новикова, В. Винокур, А. Селезнев, В. Коркина и В. Остроухов и многие другие.
"Весёлые ребята"
Искрометная музыкальная комедия о похождениях жизнерадостного пастуха-музыканта Кости Потехина, которого приняли за модного заграничного гастролера. В Одесском мюзик-холле простодушный Костя произвел сенсацию и стал дирижером джазового оркестра, и теперь его коллектив готовится к выступлению в Большом театре, а вместо репетиций играет на похоронах.
Режиссер: Григорий Александров
В ролях: Леонид Утесов, Любовь Орлова, Мария Стрелкова
СССР, 1934.
"Великие открытия". Анна Тевяшова
В январе 2012 года в нескольких воинских частях внезапно скончались четверо солдат. Незадолго до этого "срочникам" был поставлен диагноз — "пневмония". Родственники погибших не могли поверить, что болезнь, которая уже давно лечится с помощью антибиотиков, привела к смерти. Оказалось, что болезнетворные бактерии больше не реагируют на лекарства. О том, как сегодня можно справиться со страшными болезнями, расскажет разработчик нового поколения антибиотиков — Анна Тевяшова.
30 марта
"Короли смеха". Леонид Енгибаров
Коллеги окрестили его "философствующим клоуном", журналисты — "клоуном с осенью в сердце". Леонид Енгибаров — клоун-мим, в совершенстве овладевший искусством пантомимы, жонглирования, акробатики, пародии. Стремительный взлет его карьеры начался в 1956 году на арене московского цирка, с этого выступления, на котором зрители 20 раз вызывали на бис начинающего актера, началось его триумфальное шествие по цирковым аренам всего мира. Он выходил на арену цирка не для того, чтобы веселить "уважаемую публику". Он выходил говорить с публикой. При этом не произносил ни слова. Работал на износ: придумывал номера для себя и других, писал книги, снимался в кино...
"Аркадий Райкин. Король и шут страны Советов"
Врач или юрист — вот для каких профессий готовили мальчика Аркадия. Но он осмелился ослушаться отца, и уже в конце 1930-х вся страна узнала имя Аркадия Райкина. Ему не было и тридцати, а у него еще до войны уже был собственный театр, Театр миниатюр, где с первых дней работала и его жена. Ее имя было Руфь, но все звали ее просто Рома. Она была из знатной фамилии: дядя — тот самый великий "главный академик Иоффе", но красивая девочка из такой семьи ушла жить в общагу к нищему артисту. Говорят, он стал тем Райкиным благодаря ей, умной, образованной и преданной. Она родила ему двоих детей и занималась всеми его делами, могла сама стать звездой, но осталась в тени мужа, посвятив себя ему.
По масштабу таланта ленинградец Райкин сопоставим с великим Чарли Чаплином. Зритель понял это сразу и полюбил Райкина навсегда и безоговорочно.
"Звёзды эфира". Зиновий Гердт
Чревовещатель при кукле, он подарил свой голос множеству персонажей, но наиболее знаменит самовлюбленный конферансье из "Необыкновенного концерта". Без преувеличения, Гердт завоевал в этой роли мировое признание: в каждой стране он умудрялся вести партию конферансье на местном языке (а то и диалекте), и был столь убедителен, что простодушные зрители — и в Америке, и в Японии, и повсюду — свято верили, что актеру их язык известен в тонкостях. В кинематограф Зиновий Гердт вошел как актер дубляжа, закадрового текста, долгое время оставаясь "за ширмой", подобно кукольнику. Голосом Гердта говорили звезды зарубежного экрана: Тото ("Полицейские и воры" 1951), Де Сика, Ричард Харрис, Питер О’Тул, а также Юрий Ярвет в роли короля Лира. В знаменитом фильме "Фанфан-Тюльпан" (1952) он говорил за автора.
"Цирк"
В середине 30-х годов цирковая актриса — американка Марион Диксон — бежит из США с маленьким чернокожим сыном. Зная факты ее личной жизни, цирковой артист фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует ее. Приехав с оригинальным аттракционом в СССР, она находит здесь друзей и решает остаться навсегда.
Режиссер: Григорий Александров
В ролях: Любовь Орлова, Евгения Мельникова, Владимир Володин, Сергей Столяров, Павел Массальский, Александр Комиссаров, Эммануил Геллер, Николай Отто, Джеймс Паттерсон, Федор Курихин, Лев Свердлин, Соломон Михоэлс, Владимир Канделаки, Александра Панова.
СССР, 1936.
"Роли исполняют..." Встреча с Кириллом Пироговым
Кирилл — тот самый Чагин, который любил играть в "Орел и решку" режиссера Георгия Данелии. Он — тот самый медиа-мастер Илья по подделке документов из "Брата-2" и молчаливый герой из "Красной капеллы". Прославившись в кино среди широкой публики однажды, Кирилл не часто балует кинозрителей своим присутствием на экранах, главным достоянием и главным жизненным путешествием Кирилла остается театр. Вот уже почти 20 лет он служит, пожалуй, в самом авангардном театре Москвы — "Мастерской Петра Фоменко". Он очень предан своему делу и никогда не предаст заветы своего любимого, увы, уже ушедшего Мастера — Петра Фоменко.
"Великие открытия". Борис Розман
История российских миниатюрных подводных аппаратов началась с трагедии атомной подводной лодки Курск. Тогда стало ясно, что аппарат, который бы позволил исследовать затонувший объект в считанные минуты, необходим. С тех пор прошло 12 лет. О том, как за это время изменилась ситуация с подводными роботами, расскажет инженер-океанолог Борис Розман.
31 марта
"Роли исполняют..." Встреча с Вячеславом Езеповым
В 25 лет он, выпускник школы-студии МХАТ, сыграл Антона Павловича Чехова — и сразу стал знаменитым. Его пригласили в два московских театра: к Анатолию Васильевичу Эфросу и Борису Александровичу Львову-Анохину. Он выбрал "Ленком" Эфроса, но, как оказалось, ненадолго: партийные чиновники Эфроса из театра выгнали, а Езепов ушел в Малый театр, в котором служит уже более 30 лет. Аристократ от театра, Вячеслав Езепов одинаково убедителен и в классических ролях, и в роли летописца театральной истории "Дома Островского".
"Наталья Селезнёва. С широко раскрытыми глазами"
Наталья Селезнева — актриса без возраста. В свои 60 с хвостиком она сумела остаться по-детски непосредственной. Мудрая, деловая, серьезная — но при этом очень открытая и эмоциональная. И что бы ни сделала актриса, глядя в ее удивленно-распахнутые глаза, невозможно ни обижаться, ни сердиться. Где Селезнева — там праздник. Не удивительно, что она всю жизнь работает в одном театре — театре "Сатиры". Обычно актрисы грезят об Анне Карениной, булгаковской Маргарите или шекспировской Офелии — чтобы было трагично и красиво, а у нее — комедия за комедией...
"Короли смеха". Марсель Марсо
Марселя Марсо можно с полным правом назвать легендой французского театра. Этот удивительный человек родился 22 марта 1923 года в Страсбурге, а в 24 года впервые появляется на сцене в образе Бипа — трогательного персонажа, чем-то напоминающего Пьеро. Его гибкость и пластичность поразили публику. Спустя некоторое время уже никто не сомневался, что пантомима — это призвание Марсо.
В начале прошлого века великий режиссер-реформатор Жак Капо вдохнул в пантомиму новую жизнь, а его ученик Этьен Декру создал своего рода учебник "грамматики жестов". Позже он стал учителем Марселя Марсо, правда, в то время Этьену не удалось сделать из пантомимы популярное искусство, искусство для всех. Эту ошибку исправил Марсо в 1947 году, создав своего легендарного Бипа.
"Георгий Бурков. Ироничный Дон Кихот"
В его послужном списке более 70 фильмов: "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Они сражались за Родину", "Гараж", "Печки-лавочки", "О бедном гусаре замолвите слово"... И в каждом фильме Бурков был неподражаем,
настолько органичен, что трудно поверить, что в молодости у обожаемого всей страной Буркова не было ни малейшего шанса стать актером, ведь у него не было актерского образования, он был самоучкой, но при этом поражал коллег начитанностью. Бурков почти никому не рассказывал о своих амбициозных замыслах, до конца откровенным он был только в своих дневниках.
Сегодня эти сотни рукописных страниц и десятки исписанных тетрадок хранятся в большом чемодане у его дочери Маши, самые интересные фрагменты дневников Буркова легли в основу нашего фильма. Зрители узнают, о чем думал и мечтал любимый актер в моменты триумфов и неудач. Прочтет эти дневники друг и партнер Буркова по многим фильмам — Валентин Гафт.
"Монолог". Анатолий Трушкин
Анатолий Трушкин побывал в студии телеканала "Время", чтобы рассказать телезрителям о своих творческих планах, вспомнить начало карьеры на телевидении, поговорить о своих старых и новых друзьях-коллегах по цеху юмористов. Известный писатель-сатирик Трушкин, деревенские рассказы и монологи которого в исполнении Михаила Евдокимова заставляли всю страну хохотать до колик, человек по жизни "приземленный": у него под Звенигородом есть фазенда, и писатель честно вкалывает на своих 12 сотках.
"Волга-Волга"
Начальник управления мелкой кустарной промышленности Бывалов, мечтающий о службе в Москве, получает распоряжение подготовить участников к всесоюзному смотру художественной самодеятельности. Несмотря на то, что в городе есть два творческих коллектива, Бывалов считает, что посылать в Москву совершенно некого. В конце концов обе группы отправляются по Волге в столицу своим путем, и после веселых приключений на конкурсе самодеятельных коллективов побеждает талантливая певица и композитор — письмоносица Дуня Петрова.
Режиссер: Григорий Александров
В ролях: Любовь Орлова, Игорь Ильинский, Павел Оленев, Андрей Тутышкин, Мария Миронова, Всеволод Санаев
СССР, 1938.
"Роли исполняют..." Встреча с Ксенией Кутеповой
Сестры-близнецы Ксения и Полина Кутеповы вместе шагают по жизни с момента своего рождения: одновременно дебютировали в кино, в десятилетнем возрасте снявшись в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Куда он денется!", вместе поступили в ГИТИС, где учились у Петра Фоменко, и маэстро в 1993 году взял их в свой прославленный театр, возникший на базе этого курса. С тех пор они в этом театре — ведущие актрисы, их работы отмечены многими премиями. Но если Полина с самого начала удачно совмещала сцену со съемочной площадкой и порадовала нас целым рядом запоминающихся ролей в кино, ее сестра практически была неизвестна кинозрителям. Однако, все изменилось после того, как Ксения Кутепова сыграла главную роль в фильме Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными", победившем на недавнем Московском международном кинофестивале, и к актрисе пришла известность.
"Великие открытия". Вероника Нуркова
Вероника Нуркова - единственный в России психолог занимающимися вопросами автобиографической памяти. Коллега известного американского ученого Лофтус, которая утверждает, что в следующие 50 лет человечество научится создавать и вживлять в человека искусственную память. Точно также как происходило в фильме "Вспомнить все!", уже сегодня эти технологии применяются политиками и рекламщиками. С помощью специальных манипуляций они внушают нам воспоминания и манипулируют нашим сознанием.
01 апреля
"Шутки шутками, а Жванецкому - 80!"
Маэстро откровенно расскажет о своей жизни и самых дорогих ему людях, о юности, родителях, друзьях, женщинах, работе... Михаил Жванецкий не хотел, чтобы о нем снимали кино, от цифры 80 у него сразу портилось настроение, от вопроса — когда начнем снимать? — Жванецкий ловко уходил, тянул до последнего. Правда, через месяц сдался.
Все привыкли видеть писателя на сцене — с легендарным потрепанным портфельчиком, c взлохмаченными листами рукописей, в очках. В нашем фильме зрители увидят Михаила Жванецкого не только в театре, но и в домашней обстановке, в любимых тапочках. Жванецкий пригласил нас в Московский театр миниатюр, где мы и записали эксклюзивное интервью. Сцена, пустой зал. Этот разговор похож на исповедь. Главной линией фильма стали знаменитые автобиографичные монологи писателя, и Жванецкий специально для нас читает их со сцены...
"Короли смеха" Слава Полунин
Его называют лучшим клоуном мира, он награжден самыми престижными премиями, среди которых Эдинбургский "Золотой Ангел", испанский "Золотой Нос" и премия Лоренса Оливье. В России он был удостоен премии "Триумф". А началось все в в 1968 году, когда образовалась клоунская группа "Лицедеи", именно с ней связан первый успех начинающего артиста — когда во время "Новогоднего огонька" 1981 года телезрители впервые увидели "Асисяя".
"Ольга Аросева. Рецепт её счастья"
Любимая актриса нескольких поколений зрителей, которую в шутку называли "ходячим зарядом оптимизма".
Аросева ушла полная планов, в работе, друзьях и букетах роз от поклонников её таланта. Наша съемочная группа тоже договорилась с Ольгой Александровной о новом телевизионном проекте и даже начала съемки. Но... оказалось, не суждено. Мы были последними, кто записал с актрисой большое серьезное интервью на её любимой подмосковной даче. Там мы увидели другую Аросеву — такой её знали только самые близкие люди: романтичной и глубоко ранимой. И совсем не похожей на звездную пани Монику.
"Роли исполняют..." Встреча с Александром Лазаревым
Марина Райкина беседует в студии программы "Роли исполняют" с Александром Лазаревым — артистом театра и кино, примерным семьянином, нежным отцом и просто хорошим человеком. Александр Лазарев — человек слова,он рассказывает, что, когда на выпускных экзаменах не смог вывести бином Ньютона, учителя заставили двоечника дать торжественное обещание: никогда, ни при каких обстоятельствах не поступать в технический вуз. Он сдержал обещание и поступил в Школу-студию МХАТ. Актерская удача и в столице не оставила Александра Лазарева: придя в Театр им. Маяковского подыграть своей сокурснице на просмотре, он был принят в театр, которому до сих пор ни разу не изменил. Александр Лазарев не привык изменять своим обещаниям: пообещав однажды верой и правдой служить одной женщине, он опять-таки сдержал обещание. Брак Светланы Немоляевой и Александра Лазарева опровергает все утверждения о том, что актерские семьи недолговечны.
"Монолог". Роман Карцев
По его мнению, без чувства юмора у нас жить очень трудно, но, как всякий креативный человек, он просто обязан был что-то предложить в этом случае. И он предлагает: по его мнению, в школе с первого класса надо преподавать уроки юмора. Надо детям читать стихи Хармса, чтобы они их разыгрывали, чтобы постепенно втягивались, а к четвертому-пятому классу они уже будут постепенно вырастать, импровизировать. К сожалению, пока еще в школах нет такой практики и Карцевых в стране совсем мало, вот поэтому мы пригласили его в студию телеканала "Время" и попросили рассказать о себе. Рассказ вышел интересным и не без юмора.
"Свинарка и пастух"
Глаша Новикова, свинарка из-под Вологды, и дагестанский пастух Мусаиб встретились в Москве на сельскохозяйственной выставке и полюбили друг друга. Однако им приходится расстаться, и в отсутствие Мусаиба Глаша становится объектом настойчивых ухаживаний со стороны односельчанина.
Режиссер: Иван Пырьев
В ролях: Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Николай Крючков, Осип Абдулов, Никита Китаев, Григорий Алексеев
СССР, 1941.
Клуб "Белый попугай"
Знаменитая антология русского анекдота "Клуб Белый попугай" от Юрия Никулина. Каждый выпуск веселой передачи посвящен отдельной теме. Председатель клуба Юрий Никулин с ведущим Григорием Гориным и попугаем Аркашей пригласили уйму "звездных" гостей: Никиту Богословского, Романа Карцева, Александра Абдулова, Александра Адабашьяна, Ларису Голубкину для того, чтобы обсудить тему розыгрышей на первое апреля, которые случались в жизни участников передачи. Гости вспоминают забавные байки из жизни, интересные истории.
"Великие открытия" Владимир Кекелидзе
Владимир Кекелидзе - человек, вошедший в мировую историю науки, он руководил строительством андронного коллайдера, да его самого можно сравнить с Большим андронным коллайдером. Теперь в Дубне будет устроен Большой взрыв и исследованы пути создания нашей Вселенной.
02 апреля
"Нина Ургант, три кошки и двое мужчин"
Нина Ургант уже 30 лет живет одна, но одиночество ее не тяготит. Рядом с ней всегда ее коты и самые дорогие ее сердцу мужчины — сын Андрей и внук Иван. Сын и внук — это ее семья, при каждом удобном случае они стараются навестить свою Нину, хоть на несколько часов, но заехать к ней на дачу, просто посидеть и поболтать. Только о них Нина может сегодня сказать: "...настоящего мужчину я увидела только в сыне и внуке", хотя в жизни Нины Ургант не было недостатка внимания со стороны мужского пола.
Нина Ургант никогда не мечтала об актерской карьере и, наряду с театральным, подавала документы и в педагогический, и в политех, и даже в слесарную школу — не верила в свои силы. Но так случилось, что по конкурсу прошла именно в театральный, "за необыкновенную непосредственность". Так Нина дала жизнь новой актерской династии — Ургантов.
"Короли смеха". "Лицедеи"
Музыкальный рассказ о клоун-мим театре "Лицедеи".
Мы смеемся над клоунами, наверное, потому, что эти взрослые люди не смогли расстаться с детством, и только благодаря им мы можем вновь вернуться в детство и прыгать, свистеть, петь, бросаться воздушными шариками, забыть обо всех условностях, которые так, порой, мешают нам быть самими собой. "Лицедеи" — это не только смех, но и печальная ирония, трогательная грусть, напряжение и бешеный ритм сегодняшнего дня. В театр приходят как дети, так и взрослые, и каждый из них находит в "Лицедеях" что-то свое. Действительно, актеры обладают уникальными способностями быть понятными всем, их пантомимы — это целый мир, полный удивительных превращений и неожиданных открытий, о котором вы узнаете из этого фильма.
"Звёзды эфира". Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична
Программа из цикла "Звезды эфира", посвящена двум невероятным телевизионно-эстрадным старухам — утонченной Веронике Маврикиевне и неугомонной Авдотье Никитичне.
Идея появления этих персонажей на эстраде принадлежит согласно одним источникам Александру Ширвиндту, а согласно другим - его придумали сами актёры, Вадим Тонков и Борис Владимиров. Так или иначе, эстрадный дуэт Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны в 70-х годах стал постоянным участником "Голубого огонька" и юмористических телепередач. Об успехе этих актеров говорит и тот факт, что сама Галина Брежнева лично приглашала Владимирова и Тонкова выступить перед жёнами членов правительства на неформальном концерте.
"Трактористы"
Середина 30-х годов, демобилизованный танкист-дальневосточник Клим Ярко возвращается в украинский колхоз, где живет давно полюбившаяся ему Марьяна Бажан. Но Марьяна — уже знатная трактористка района, и у нее много поклонников, от которых она мечтает избавиться, выдумав любовь к силачу и лодырю Назару. В сложную ситуацию попадает простодушный Клим, но, в конце концов, искренностью и трудолюбием завоевывает симпатии всего колхоза и любовь знаменитой Марьяны.
Режиссер: Иван Пырьев
В ролях: Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев
СССР, 1939.
"Роли исполняют..." Встреча с Марией Машковой
Несмотря на юный возраст, у Маши Машковой весьма солидная фильмография.
Она уже сыграла в картинах "Мама, не горюй", "Мама, не горюй-2", снялась в сказке "Легенда о Кощее", и в фильме "Папа" у нее была хоть и небольшая, но роль. На кастинг в "Мама, не горюй" ее привела мама Елена Шевченко, а в фильм "Папа" — отец Владимир Машков. После школы Маша неожиданно поступила на экономический факультет, папа одобрил, а вот то, что Маша экономике изменила с театральным вузом, стало для Владимира Машкова неожиданностью. Это при том, что на театральную сцену Маша впервые вышла в семилетнем возрасте, причем играла в серьезном спектакле Театра имени Маяковского с серьезными партнерами. Интересные роли и природный талант позволили Маше не затеряться даже на второстепенных позициях.