Минцифры России предложило исключить данные о местоположении мобилы, данных об объемах и стоимости услуг связи из-под действия нормы о тайне связи. Для этого ведомство подготовило проект поправок в закон "О связи". Как уточнили в Министерстве, это нужно для оперативного поиска пропавших без вести.
Сейчас МЭР просит рассмотреть законопроект Минцифры и оставить свои замечания и предложения.
Однако Госдума уже успела принять в первом чтении похожий законопроект (висит с сентября 2018 года ко 2 чт.), который легализует получение сведений о геолокации мобилы без судебного решения по мотивированному запросу правоохранительных органов в порядке, установленном правительством.
Данные, которые будут передаваться без решения суда, — это информация о частной жизни. Органы смогут получать сведения о местонахождении человека для контроля его передвижения (например, больного COVID-19, участника несанкционированного митинга и т.д.). При этом, без согласия граждан обработка персональных данных разрешена для ОРД (п. 7 ч.2 ст.10 ФЗ "О защите персональных данных"). То есть, сейчас без уведомления гражданина по решению суда будет осуществляться его контроль, а при признании невиновным — данные уничтожатся через год.
Здесь возникает ключевой вопрос: какова цель получения личной информации о частной жизни гражданина (ибо такие сведения дают широкие возможности для шантажа и манипулирования поведением). Также важна процедура запросов внутри органов — она должна быть максимально прозрачна и понятна операторам связи. Кроме того, необходимо прописать механизм прокурорского контроля над согласованием получения данной инфо...
Если говорить о мировом опыте, то в коммуникации между человеком и государством существуют два разных подхода: восточный и западный.
В первом случае персональные данные граждан принадлежат государству, которое бесконтрольно собирает и использует их. Там руководство страны вмешивается в личную жизнь гражданина (рейтинги китайских граждан, когда учитывается их политическая позиция). При этом, если тайна связи и прописывается в законодательстве, то правоприменение активно его нарушает.
Во втором случае личные данные принадлежат резиденту, их надо хранить в стране по месту его жительства, а за нарушение полагаются огромные штрафы. При западном подходе бизнес вынужден следить за соблюдением частной жизни и не обрабатывать данные без согласия.
Российское законодательство находится где-то посередине. Сейчас у нас в стране можно записывать и хранить телефонные разговоры в течение полугода, а интернет-соединения — в течение месяца. Однако без решения суда нарушение тайны связи недопустимо даже для обеспечения безопасности. Исключением может быть письменное заявление потерпевшего (свидетеля) при угрозе насилия и/или вымогательства.
В ст. 55 п. 3 Конституции РФ указано, что тайна связи может быть ограничена в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, обеспечения обороны и безопасности государства.
По законопроекту моё мнение: государство хочет чтобы ОРД получили информацию обо всех участниках "сборищ граждан".
Если акции несанкционированны: сведения о местоположении "больше 2х не собираться" в дни, когда могут быть недовольные (типа [мероприятия 31 января в связи с заключением] Навального), оперативно (без решения суда) передаются ОРД.
ОРД соотносит их с персональными данными участников (многие под контролем) и везёт туда "подавлялки" сигнала сотовой связи...
Плюсуем информацию о банковских счетах, с которых платили за услуги связи - и эти счета могут быть заблокированы...
И так можно продолжать до бесконечности.
Вместо этого я еще раз хочу спросить:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии