Вчера в Москве открылся XXV международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей. Ежегодный конгресс под личным патронажем президента НАТ почтенного Эдуарда Михайловича Сагалаева – единственное отраслевое мероприятие в России, куда главы телевизионных каналов первой тройки не только являются стабильно и без оговорок, но и участвуют в совместном пленарном заседании. Что называется, во всей красе.
В этом году вальяжный Алексей Земский (НТВ), блестящий Александр Нечаев (ВГТРК), Константин Эрнст (Первый канал), которому не требуется эпитет, а также органичный Игорь Мишин (Kion) и прагматичный Ян Кухальский (Media1) собрались под лозунгом "ТВ и Digital: смешать, но не взбалтывать" (в ходе подготовки, впрочем, измененного организаторами на кардинально меняющий смысл происходящего "ТВ и Digital: взболтать, но не смешивать"), чтобы поделиться с профессиональной аудиторией ценными наблюдениями о том, куда и как движется российская медиаиндустрия.
Открыл парад Константин Эрнст. Он сообщил, что был, как обычно, прав три года назад, когда предсказал синергию платформ и телеканалов, и что сериалы сначала будут выходить на платформах, а потом уже на ТВ. В качестве примера привел уже состоявшееся сотрудничество Первого и Kion, а также грядущие партнерства с Кинопоиском и ivi. В финале выступления Константин Львович порадовал публику новым пророчеством о скорой и неизбежной гибели всех видеосервисов, не входящих в экосистемы.
Алексей Земский рассказал, что согласно исследованию, проведенному недавно его компанией совместно с Mediascope, интернет и телевидение смотрят совершенно разные аудитории (да ну!?..) и 90% квартир в Москве сегодня вообще сдаются без телевизора. Это, на его взгляд, в очередной раз доказывает, что телесмотрение окончательно перешло в другие среды и что тот оператор, который придумает и внедрит удобный инструмент досмотра контента в любое время и в любом месте, победит всех. Говорить о том, что телевидение устаревает, – неправильно. Оно меняется. Устаревает система медиаизмерений.
Далее слово взял Игорь Мишин. Начал красиво: "Аудитория консервативна, телевидение будет существовать еще долго. Нас с вами не будет, а рекламные деньги будут продолжать идти на телевидение" (от такой перспективы зал вздрогнул, нескольким дамам стало дурно).
И еще подкинул повод для размышлений: "Цифровые платформы сейчас существуют за счет инвестиций, но в идеале они могут жить только за счет того контента, за который платит зритель. Таким образом, это две принципиально разные модели бизнеса: ТВ как b2b, и платформы как b2c. Лучше их не сравнивать".
Затем перешли к обсуждению горячей темы последних недель: возрастные ограничения для онлайн-кинотеатров, и чем они отличаются от возрастных ограничений для телеканалов. В этом месте страсти разыгрались не на шутку, и в какой-то момент даже показалось, что участники диалога в лице Игоря Мишина и Алексея Земского сейчас выйдут за рамки парламентской дискуссии и сразятся врукопашную за право показа контента 18+. К счастью, обошлось.
Александр Нечаев в его неповторимом стиле разрядил обстановку оригинальностью взгляда на привычную парадигму. По его мнению, программирование не умрет никогда, потому что зритель все равно предпочитает линейное смотрение. И тот, кто научится формировать сетку в соответствии с предпочтениями и жизненным ритмом своей аудитории, и будет молодец. А кто будет формировать – ИИ (искусственный интеллект) или живой человек – уже не столь важно. Еще Александр полагает, что универсальность выбора из многочисленных жанров может дать только телевидение. Платформы лишь удовлетворяют точечную потребность зрителя в сериалах.
Ян Кухальский резюмировал под косыми взглядами Игоря Мишина: "Сегодня в России ОТТ и ТВ находятся в поиске жизнеспособной бизнес модели. ТВ уже не хватает денег, а ОТТ еще не хватает. Несмотря на рост, который, кстати, замедлился в этом году, рынок ОТТ по-прежнему сильно уступает в объеме рынку ТВ. Таким образом, в будущем ОТТ ресурсы будут вынуждены или свернуться, или кредитоваться за счет крупных медахолдингов или экосистем".
Игорь Мишин возразил против такого сопоставления ТВ и ОТТ бизнесов, напомнив, что это принципиально разные схемы извлечения доходов. "Финансовая модель отношений еще не сформировалась и индустрия пока не рождена. То, что происходит сейчас с ОТТ, очень похоже на то, что происходило в России с телевидением в 1994 году".
В итоге согласились на том, что продолжение поиска устойчивых бизнес-моделей в сотрудничестве ОТТ и ТВ неминуемо.
В целом вышло занятно, но немного странно. Такие темы, как Youtube в качестве реальной угрозы привычному телесмотрению и закон о "приземлении" иностранных IT компаний, мировая экспансия Netflix и регулирование его деятельности на российском рынке, рост цен на производство контента и тренд к сокращению его хронометража, "Витрина ТВ" и единая система медиаизмерений, поколенческий фактор и геймизация контента, а также три кита современности – сookieless-world, retention, revenue – почему-то остались за кадром. Ну и многое другое, что волнует мир за пределами благословенного пространства ручного российского медиабизнеса.
Больше жизни, господа!
Взболтайте уже, что ли.
Ну или хотя бы смешайте.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии