Как выбрать платформу дистрибуции телеканалов
"Выбери меня" – ответит вам продавец из любой телеком-компании на вопрос "через какую платформу лучше организовать дистрибуцию сигнала нового телеканала от вещателя до ТВ-провайдеров?"
Но не торопитесь соглашаться, давайте разберемся.
Во-первых, термин "сигнал телеканала" для компактности далее будем называть "телесигнал".
Во-вторых, еще недавно дистрибуцией телесигналов занимались только спутниковые операторы, теперь есть выбор между "землей" (то есть, наземными сетями передачи данных) и "спутником".
В-третьих, важно различать телеком-операторов, которые оказывают универсальные услуги передачи любых данных, и тех, кто специализируется на доставке телесигналов и построил технологическую платформу с учетом всех особенностей работы не просто с абстрактными данными, а с телевизионной картинкой, звуковыми дорожками, субтитрами, телетекстами, рекламными метками и так далее.
Можно использовать для доставки телесигналов и универсальных операторов. Здесь принцип такой же, как при выборе способа отправки документа почтой: можно отправить обычным письмом или заказным – очевидно, что заказным будет надежнее и быстрее, но можно рискнуть и обычным (будет подольше, не гарантированно, и возможно письмо немного помнется). Выбор остается за отправителем.
Чтобы сделать правильный выбор платформы для дистрибуции предлагаю ответить на несколько вопросов.
1. Какая территория вещания вашего телеканала?
Если вещательная лицензия ограничивает вещание, например, Самарской областью, для дистрибуции точно экономически нецелесообразно поднимать на спутник с охватом 80% России.
2. Присутствует ли уже телеканал на спутниковой DTH-платформе?
Если да, то можно попробовать ограничиться этим вариантом спутниковой дистрибуции, предоставив кабельным операторам карты доступа за свой счет. Некоторые DTH-платформы не охватывают Дальний Восток, в этом случае можно специально для этого региона поднять сигнал на второй спутник. А можно выбрать более дешевый вариант – предоставить телесигнал тамошним операторам через одну из платформ наземной дистрибуции: получится микс "земля"+"спутник".
3. Есть ли у вас эксклюзивное лицензионное соглашение?
Если телеканал продал эксклюзивные права одному оператору, например, Ростелекому, то в этом случае спутник не нужен, доставку одному оператору резоннее организовать по "земле".
4. Есть ли у вас долгосрочный контракт со спутниковым оператором?
Если есть, то рекомендуется такая стратегия: через спутник доставляются SD-версии, которые как правило уже много лет там находятся, а новые версии HD и 4К дешевле доставлять через наземную платформу. В этом случае тоже используется микс "земля"+"спутник", где спутник обеспечит охват SD-сигналом максимальной территории и доступность для большинства небольших операторов в удаленных точках, а наземная платформа обеспечит всех крупных и средних операторов высококачественным HD и 4К сигналом. Вещатель сэкономит на подъеме HD и 4К на спутник, при этом заработает на продаже прав на HD и 4К крупным и средним операторам, чья абонентская база составляем более 80% аудитории платного телевидения.
Как видите, во многих кейсах целесообразно использовать микс "земля"+"спутник", и такой вариант в описанных случаях позволит охватить необходимые территорию и аудиторию, причем за куда меньшие деньги, чем только "спутник" или только "земля".
Если вы решили задействовать наземную дистрибуцию, то при выборе платформы следует учитывать:
- охват платформой территории. Многие легко доставят сигнал по Москве, редкие – охватывают всю Россию, включая Дальний Восток, а заодно и СНГ.
- охват платформой операторов. При выборе платформы наземной дистрибуции важно понять, какие ТВ-операторы уже подключены к платформе и, соответственно, смогут получить телесигнал. Чем больше операторов уже подключено, тем большему числу операторов вещатель сможет продать и лицензионные права.
- ассортимент телеканалов на платформе. Если вещатель доверил свою дистрибуцию платформе, на которой всего несколько телеканалов, то нужно быть готовым к тому, что не все кабельщики захотят подключаться к платформе с маленьким каталогом. А значит ваш телеканал к ним не попадет.
- контроль подключений телеканалов через платформу. Платформа должна предоставить прозрачный инструмент для контроля того, каким операторам передаются сигналы, и иметь возможность блокировать подачу сигналов операторам. Проверьте это ДО заключения договора.
- контроль качества сигналов на платформе. Есть разные технологии доставки телеканалов по наземным сетям с очень разным качеством. Поэтому важно, чтобы платформа предоставила вещателю доступ к мониторингу качества доставляемых сигналов. Вещателю не стоит подписывать контракт с платформой, пока не получит положительный результат тестовой доставки одному из операторов.
- и, наконец, при выборе решения для дистрибуции нужно убедиться в том, что платформа поддерживает передачу субтитров. Чтобы экономия и дополнительные продажи прав не обернулись штрафами за нарушение закона об обязательном наличии субтитров.
То, что появилась конкуренция, в том числе ценовая, между различными платформами дистрибуции телесигналов – это отличная новость для вещателей. В последние пару лет происходит корректировка тарифов, перераспределение нагрузки и бюджетов на доставку. При этом спутник по-прежнему актуален, и многие задачи решает эффективней, чем наземные сети передачи данных. С другой стороны, снижение доходов некоторых телеканалов в период пандемии заставило их сократить издержки и "спуститься" со "спутника" на "землю".
На подходе 5G. Технология тоже внесет определенные корректировки, и часть текущего видеотрафика "спутника" и "земли" будет передаваться уже "по-воздуху". Выбирать станет еще интересней.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии