Время пенять на зеркало

Алексей Бырдин 03.06.2016

Коллеги, я исхожу из того, что читатели этой статьи находятся в одном из звеньев цепочки создания и дистрибуции контента, а значит проблема пиратства для вас стоит остро. Борьба с пиратством может иметь разные проявления (рост легального предложения, пропаганда), но ключевой все равно пока остаётся задача снижения доступности нелегального контента, которая в России реализуется с помощью "второго антипиратского закона", принятого в 2014 году. 364-ФЗ вступил в силу больше года назад — 1 мая 2015, и за 13 месяцев его практического применения стали очевидны некоторые "дыры", которые мы с коллегами-правообладателями пытаемся сейчас подлатать. Предлагаемые нами поправки можно назвать скорее "антипиратским законом 2.5″, чем "3.0″, однако, эти небольшие изменения принципиально, критически важны. Мы сами называем его "закон о зеркалах". Пожалуйста дочитайте или хотя бы долистайте материал до конца!

Любой правообладатель, применявший 364-ФЗ на практике, скажет, что закон работает. Это долгий, мучительный процесс, но, спустя "всего" 6-8 месяцев, пиратские сайты получают таки свою заслуженную перманентную блокировку и сильно проседают в трафике. По данным Similarweb аудитория большинства заблокированных сайтов сократилась драматически — на 80-95%, и это отличный результат. Да, пиратского контента в легком доступе все ещё остаётся много, но задача прекращения доступа к отдельно взятому пиратскому ресурсу решается успешно. Количество может и должно перейти в качество, а для этого надо не только интенсивно и массово добиваться блокировок, но и лишить пиратов шансов избежать наложенных санкций.

Надо понимать, что пираты весьма находчивы, а их бизнес приносит им слишком много легких денег, чтобы выкинуть белый флаг после первого же "наезда" правообладателей. Нет, в суд они, конечно, не ходят — там у них шансов никаких, блокировка неизбежна! Приоритет пирата — сохранение аудитории, поэтому при возникновении риска для основного домена пират начинает его клонировать, создавать те самые "зеркала" и перенаправлять на них посетителей. Т.к. в материалах Мосгорсуда фигурирует конкретный домен, своевременный "переезд" пирата может существенно повлиять на фактический результат, а в некоторых случаях — почти полностью свести его на нет. 

"Зеркало" (в проекте закона — "производный сайт") несёт в себе черты, можно сказать ДНК основного домена. Матёрые пираты, которым за годы грубых нарушений авторских и смежных прав удалось сделать из своего домена более-менее узнаваемый бренд, пытаются сохранить название сайта, т.е. идут по пути переезда в другую доменную зону: было site.com — стало site.club, было site.org —  стало site.io, и т.д. Другие пиратские домены-бренды сохраняют доменную зону и "корень" и добавляют цифровое окончание: site.com переползает на site1.com. Отличный пример такой практики — беготня онлайн-гэмблеров joycasino.com (на joycasino1,2,3 и т.д.) от создающей им "проблемы с доступом" прокуратуры.

Как правило, полностью или частично сохраняется дизайн, верстка. Если сайт предполагает доступ с авторизацией, то для удобства пользователей их регистрационные данные также переносятся на "зеркало". Делается это все для того, чтобы постоянные посетители и вовсе не заметили разницы.

Помимо внешних видимых черт, связь между основным и производным сайтом можно проследить на техническом уровне. Пиратам критически важно сохранить не только накопленное ядро постоянных посетителей, но и поисковый трафик. Пират не хочет начинать с нуля, его задача — сохранить т.н. "поисковый вес", ссылочную массу, Page Rank, тИЦ, т.е. все те факторы, которые держали его на высоких позициях в поисковой выдаче. Проще говоря, администратор пиратского сайта должен сообщить поисковой системе о своём переезде. Смена домена — довольно распространённая практика, ничего криминального в ней нет, т.к. для этой процедуры может быть множество объективных причин помимо бегства от правообладателей. На эти случаи в поисковых системах существуют специальные сервисы (Яндекс.Вебмастер, Google Webmaster Tools), содержащиеся там записи явно указывают на связь производного сайта с исходным. Сам переезд организуется довольно легко и быстро, с процедурой знаком любой толковый веб-мастер или специалист по SEO (поисковой оптимизации).

Вообще, поисковики, и особенно Яндекс*, играют ключевую роль в процессе самовоспроизводства пиратских сайтов. Поисковая выдача по запросам типа "смотреть кино онлайн бесплатно" — это буквально чарт и социальный лифт для пиратских сайтов: на смену заблокированным "лидерам" из топ-10 придут их собственные "зеркала" или претенденты из топ-20. Наша сегодняшняя задача — не допустить этого.

Одно из положений нашего законопроекта — требование исключать из результатов поисковой выдачи сайты, к которым уже применена "вечная блокировка", а также ко всем его производным, т.е. "зеркалам". Необходимость формально закрепить это положение обусловлена тем, что вопреки нашим предположениям Яндекс не только продолжает индексировать заблокированные сайты и отображать их в результатах выдачи**, но даже позволяет на базе поиска по видео запускать плееры с заблокированных доменов. Это значит, что либо боты Яндекса как-то обходят блокировки, либо они в принципе ходят на зарубежные сервера по выделенному каналу, который игнорирует реестр РКН, либо индексация вообще идёт с зарубежных серверов Яндекса, а затем эти результаты добавляются в поисковую выдачу для России.

Что-то подсказывает мне, что даже люди в теме авторских прав и пиратства пришли в замешательство от некоторых упомянутых тут специфических терминов. Наша нормативная база не знает слов "SEO", "редирект", "индексация", поэтому в тексте законопроекта "зеркала" и признаки аффиллированности сайтов между собой мы называем более общими словами: "производный сайт", "сходство" и т.д. Методика объективного выявления "зеркал" будет разработана в Минкомсвязи с привлечением ведущих технических экспертов.***

Я надеюсь, что в общих чертах вы теперь понимаете суть и важность "закона о зеркалах", поэтому теперь самое время — поддержать его. Пожалуйста, не поленитесь и прямо сейчас поддержите наш законопроект своим голосом и комментарием на сайте обсуждения инициатив: regulation.gov.ru!

 

* - Google подчиняется американскому закону DMCA и обязан удалять из выдачи ссылки на пиратские сайты безо всякого суда — просто по обоснованному требованию правообладателя. Этим можно и нужно пользоваться, обязательно попробуйте сами!

** - поищите в Яндексе rutracker.org

*** - фактически методичка уже готова.

Об авторе

Алексей Бырдин
генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео"