Проблема доступа операторов связи на жилые дома для строительства сетей связи существует уже много лет и накопилась своя история взаимоотношений участников.
Когда сети строились энтузиастами, был дефицит качественных игроков на рынке предоставления услуг связи, поэтому вопрос ограничений и взимания платы за размещение оборудования в жилых домах не стоял. Появление нового оператора сулило "приход" широкополосного интернета, отказ от dial-up модема, увеличение количества каналов, приход цифровых услуг, поэтому воспринималось лишь как благо для жителей дома.
В 2005 году был введен новый жилищный кодекс, а с ним началось формирование новых принципов управления имуществом, через институт управляющих компаний и товариществ собственников жилья. И с появлением новых "управляющих" начали массово появляться "жандармы", которые решили отрегулировать присутствие того или иного оператора связи в домах с уже построенными сетями. Основная цель – легкие деньги, через регулирование присутствия и лоббирование отдельных игроков.
И по стране к операторам стали в массовом порядке предъявляться требования, многие УК придумали схему, согласно которой создавались подконтрольные сервисные компании, оказывающие уже для операторов услугу последней мили в доме, такая прослойка, чтобы отпилить свой рубль от услуги.
Мы наблюдали массу судебных споров, конфликтов, даже привлечение криминалитета для устрашения сотрудников и руководителей операторов связи. И все это делалось под благими предлогами наведения порядка, защиты интересов жильцов, но фактическими интересантами оставались руководители этих компаний, ничего не понимающие в связи, но желающие на ней зарабатывать.
В итоге, операторы были вынуждены отстаивать свои интересы в судах, привлекать к рассмотрению дел ФАС, банально писать письма в прокуратуру по поводу самоуправства, порчи имущества операторов связи (защищенного, между прочим, законом).
С 2010 г. в Уральском регионе начала складываться антимонопольная и судебная практика по вопросу беспрепятственного допуска операторов связи в многоквартирные дома. Суть позиции управления ФАС сводится к тому, что управляющие организации не вправе брать с операторов плату за допуск к общедомовому имуществу для размещения, эксплуатации и электроснабжения оборудования связи, которое используется самими жильцами многоквартирных домов, поскольку взимание платы влечет (или может повлечь) увеличение стоимости услуг связи для населения, за счет включения в нее указанных издержек оператора.
Основа позиции заключалась в том, что оборудование связи размещается исключительно в интересах собственников помещений в домах, а основанием для его размещения и электроснабжения является заявка к оператору связи на подключение к сети связи с заключением договора.
Однако в 2016 году Верховный суд РФ принял противоположное решение по одному из дел, которым установил, что требуется решение общего собрания собственников о размещении оборудования оператора на общедомовом имуществе. А в случае отсутствия решения отказ оператору в допуске правомерен. В результате сложившаяся в течение многих лет практика начала меняться.
Учитывая, что тарифы на размещение сооружений связи нерегулируемые, руководители управляющих компаний начали устанавливать неконтролируемые расценки, часто абсурдные, например, превышающие стоимость услуг связи, взимаемую с жильцов дома.
В результате заложниками такого подхода оказались сами жильцы, потому что оператоыр связи были вынуждены существенно повышать стоимость услуг связи или уходить, а это, в свою очередь, сказывалось на выборе поставщика важной и социальной услуги. В выигрыше оставались лишь руководители управляющих компаний, распределяющие новые доходы.
Проблему нужно решать кардинально, и ассоциация "Ростелесеть" вышла с инициативой на экспертный совет при Правительстве РФ, чтобы законодательно отрегулировать этот аспект, закрепив возможность развивать услуги связи без ограничений прав жильцов.
13 ноября состоялось заседание рабочей группы экспертного совета при Правительстве по вопросу недискриминационного доступа в жилые дома операторов связи. На заседании присутствовали все федеральные игроки, ряд компаний прислали свои предложения письменно. Можно сказать, что заседание прошло конструктивно, с детальным рассмотрением всех инициатив и с учетом интересов жителей.
По сути рассматриваемого законопроекта по недискриминационному доступу в жилые дома, можно отметить следующие ключевые моменты:
1. Любой оператор связи вправе подать заявление в УК или ТСЖ, приложив схему размещения сети и оборудования, а также лицензию на услуги связи.
2. В течение 3 дней уполномоченное лицо от УК или ТСЖ обязано уведомить собственников о поступившем заявлении от оператора связи (на сайте и/или объявление). Кроме того, оно должно в течение 5 дней выдать технические условия на размещение сетей и оборудования связи или обоснованный отказ. Если уполномоченное лицо не выдаёт ТУ или отказ, то оператор в 10-дневный срок может обратиться в государственный жилищный надзор, который обязывает УК или ТСЖ выдать технические условия, а также в случае отказа, рассматривает его аргументацию и оценивает обоснованность этого отказа.
3. УК или ТСЖ не вправе взимать плату, в том числе за размещение оборудования, доступ к нему при любых видах работ (за исключением оплаты электроэнергии, в размере и порядке установленным законодательством об энергетике).
4. В течение трех месяцев после подачи заявления оператором связи у собственников есть право провести общее собрание, чтобы принять решение и обоснованно отказать в размещении оборудования.
5. Существующие сети связи, которые уже присутствуют в домах, вправе продолжить их эксплуатацию на безвозмездной основе.
15 ноября от лица экспертного совета при Правительстве было подано обращение на имя председателя временной комиссии Совета Федерации РФ по развитию информационного общества Людмилы Боковой с просьбой провести обсуждение предлагаемого законопроекта с заинтересованными органами государственной власти и экспертным сообществом на площадке временной комиссии Совета Федерации РФ.
Надеемся на положительную динамику движения данного законопроекта, который снимет административные ограничения с развития передовых информационных технологий и даст возможность жителям многоквартирных домов получать связь только лучшего качества по доступным ценам, без искусственных ограничений.
Читайте также: Новая версия закона о доступе операторов в жилые дома направлена в Совфед
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Во-первых, я вам скажу одну
Во-первых, я вам скажу одну крамольную мысль, что доступ в Интернет не является социально значимой услугой для населения и не надо смешивать Интернет и социально значимые вещи. Во-вторых, ничего вам не мешает купить LTE/WI-FI-роутер и получать доступ в Интернет по технологиям LTE-A/HSPA+ с сопоставимыми ценовыми и скоростными характеристиками, плюс, не нужно портить свой ремонт проложенными Ethernet-проводами, об них же можно и споткнуться. Да и потом, зачем портить своими сетями стены в и так сами знаете каких наших подъездах?