Елена Гультяева
18.01.2013
13 декабря в Москве прошла конференция, на которой обсуждались вопросы авторского права, возникающие в деятельности кабельных и спутниковых компаний. Одна из тем, которая была поднята на конференции — тема разделения услуг на услуги связи и услуги платного телевидения.
В большинстве случаев сегодня все кабельные и спутниковые компании осуществляют несколько видов деятельности — это классическое предоставление услуг связи для целей телерадиовещания, предоставление абонентам услуг платного телевидения, а также иных услуг, предоставление которых возможно посредством конкретной сети связи (услуги передачи данных и телематика, телефония).
В рамках услуг связи для целей телерадиовещания оператор связи доставляет до абонентских телевизоров сигналы ряда телеканалов. Как правило, это телеканалы свободного доступа или, иначе, телеканалы бесплатного телевидения, так как распространяются без взимания платы за право их просмотра (чаще всего это телеканалы, сигналы которых доступны в эфире на конкретной территории). Абонент оплачивает получаемые им услуги связи, стоимость которых никогда не зависит от рейтинга того или иного телеканала, а складывается из стоимости затрат, понесенных компанией в связи с предоставлением услуг связи, заложенной долей прибыли, иных показателей, например, уровня рыночных цен на аналогичные услуги.
Есть другие телеканалы — условного доступа. Это телеканалы, доставляемые потребителям за плату за право просмотра (прослушивания*). Такие телеканалы могут распространяться оператором на основании соответствующих разрешений (лицензионных договоров), полученных от правообладателей телеканалов. При распространении таких телеканалов оператор уже не действует в качестве оператора связии плату с абонентов в отношении этих каналов взимает не за услуги связи, а за предоставленное право их просмотра. По такой модели, в частности, работает сегодня НТВ+ и некоторые другие операторы.
Очевидно, что в случае с платным телевидением методика определения цены услуги иная — здесь стоимость права просмотра телеканала может зависеть от рейтинга самого телеканала — чем интереснее телеканал, тем выше стоимость права просмотра и наоборот. Так, во всем мире стоимость просмотра для абонентов,например, спортивных телеканалов или иных высокорейтинговых, существенного выше многих иных.
Оператор должен разделять взимаемую с абонентов плату в зависимости от видов предоставляемых услуг. Сказанное означает, что оператор, предоставляющий своим абонентам и услуги связи, и услуги платного телевидения, соответственно должен определить размер абонентской платы за услуги связи для целей телерадиовещания и отдельно размер абонентской платы за услуги платного телевидения. Соответственно, все предоставляемые оператором услуги должны быть описаны в абонентских договорах. В локальных регламентах оператора, размещенных в офисах продаж или на сайтах, должен быть доведен до сведения абонентов перечень телеканалов — как бесплатных, так и платных.
В заключение хотелось бы особо отметить, что,несмотря на то, что модели развития рынка платного телевидения успешно существуют и урегулированы во многих странах мира, в нашей стране сегодня все кабельные и спутниковые компании работают в условиях отсутствия законодательства, регулирующего рынок платного телевидения. Ключевые законы, которые должны регламентировать деятельность, — законы о СМИ и о связи, законодательство об авторских и смежных правах, развиваются параллельно, при отсутствии взаимоувязанной системы определений. А закон о СМИ, несмотря на поправки последних лет, по-прежнему направлен на регулирование деятельности, связанной с распространением бесплатных эфирных телеканалов. Да и на рынке до сих пор даже на уровне игроков не сложилось общепринятых единообразно применяемых обычаев делового оборота.
Парадоксально, но в силу указанных причин сегодня нет однозначного ответа на вопрос о том, как следует выстроить правовую модель поведения оператора на рынке платного телевидения.
Должен ли оператор выстраивать свои отношения со всеми контрагентами по модели только «связной» деятельности или обязан определять часть своих услуг, как услуги платного телевидения?
При существующем законодательстве обе моделиимеют свои плюсы и минусы. Каждый оператор должен их взвесить и предварительно оценить все риски и последствия принятого решения.
* Терминология Концепции развития телерадиовещания в РФ на 2008-2015 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.11.07г. № 1700-р
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии