UHD-телевидение: не потерять потенциал

Кирилл Махновский 26.02.2018
Темпы развития линейного телевидения замедлились, рынку сегодня нужен некий новый драйвер, который придаст ему дополнительный потенциал. До недавнего времени казалось, что таким потенциалом обладает HD-стандарт, но телевидение высокой четкости, увы, не произвело серьезного экономического эффекта на рынке платного телевидения Российской Федерации. Уже можно с уверенностью констатировать, что включение каналов HD-формата большинством операторов в базовые пакеты не позволило добиться ощутимого роста ARPU. На ближайшую перспективу мы имеем еще один потенциальный драйвер в виде UHD, который тоже дает нам шанс.
 
В России, как и во всем мире, существуют четыре основные стороны, заинтересованные в развитии стандарта UHD: операторы платного телевидения, технологические компании (производители телевизионного оборудования, поставщики емкости), производители контента и, в наибольшей степени, производители телевизоров. Человеческий глаз замечает разницу между телевидением высокой четкости и ультравысокой четкости только при определенных условиях. Чтобы донести до абонента ценности этого стандарта, разъяснить, в чем отличие данного формата от какого-либо другого, нужна целенаправленная совместная, отчасти просветительская работа. 
 
Отсутствие консолидированных действий и коммуникаций среди представителей заинтересованных сторон мешает рынку разорвать существующий замкнутый круг: оборудование невозможно продать абоненту, поскольку ему нечего на этом оборудовании смотреть. Производитель не готов выпускать нужный контент, потому что оператор не готов его купить, а оператор его не покупает, потому что отсутствует тот самый потребительский спрос. Решение этой проблемы возможно только при общих инвестициях участников рынка в данное направление.
 
Конечно, далеко не все верят сегодня в перспективы UHD как таковые. И я, пожалуй, соглашусь, что они не так очевидны, как в случае с HD. Разрешающая способность человеческого глаза, к сожалению, имеет определенные ограничения, и физика этого процесса не может развиваться бесконечно. В то же время ежегодно мы наблюдаем, как бьет рекорды продаж новый iPhone, хотя предыдущая модель при этом нисколько не утратила в тот момент свои потребительские качества. По тому же принципу выпускаются сотни моделей телевизоров и автомобилей. Миром правит маркетинг. Наряду со здравым смыслом потребительское поведение зачастую движимо хорошо спланированным рекламным посылом, который нередко опережает технический прогресс и в конечном счете формирует у потребителя нужное мнение.
 
Конечно, вещание в формате сверхвысокой четкости требует инвестиций в инфраструктуру: возрастает стоимость не только доставки контента, но и его хранения. Но надо понимать, что при этом вести речь о какой-то масштабной UHD-революции не придется. На данном этапе мы говорим скорее об отдельных каналах с соответствующим высококачественным контентом, из которых можно будет сформировать специальный пакет, востребованный у платежеспособной аудитории. Безусловно, оптимальную цену на него еще предстоит опеределить, но изначально понятно, что это премиальный продукт. Его стоимость и содержание должны определяться контентом. В первую очередь это фильмовые и спортивные каналы, предполагающие зрелищность, где эффект UHD-технологий будет максимально заметен. Ставку, на мой взгляд, нужно делать не только на качество картинки, но и на смысл, содержание. 
 
Мы будем бесконечно сетовать на недостаток контента, на слабое распространение 4K-телевизоров, если продолжать игнорировать такую очевидную вещь как востребованность всего этого у потребителя. В России телевидением высокой четкости все еще интересуются только энтузиасты, которые не превышают 1% всех пользователей платного ТВ. 
 
Как эту проблему решить? Расширять круг энтузиастов. Нужно сделать так, чтобы пользователь научился понимать, что такое UHD, сформировать у абонента эту жажду и стремление смотреть контент в UHD-формате. Как только увидеть этот эффект собственными глазами смогут не одни лишь узкие специалисты в рамках профессиональных выставок телевизионного оборудования, у данной категории контента появится своя устойчивая ниша. Как только вырастет спрос, на него мгновенно появится ответное предложение. Технологически все к этому готово. 
 
Для коммерческой структуры энтузиазм уместен там, где возможен финансовый результат. Если сейчас профессиональное сообщество консолидируется и предпримет правильные, последовательные действия, у нас есть шанс не потерять этот сегмент и вдохнуть новую жизнь в развитие рынка платного телевидения.

Об авторе

Кирилл Махновский
генеральный директор ГК "Орион", член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"