ТВ-услуги Екатеринбурга — взгляд изнутри

Илья Васкецов 03.12.2015
Рынок платных телевизионных услуг в Екатеринбурге и Свердловской области можно охарактеризовать как высокоразвитый. Высокая степень распространения таких услуг, их дифференцированность по цене, большое разнообразие игроков рынка и используемых ими технологий говорят о сбалансированности спроса и предложения, и на эту ситуацию кризис пока не оказал значительного влияния. Рынок способен удовлетворить любой запрос клиента, с учетом его личных предпочтений, возраста и навыков обращения с теми или иными гаджетами. 
 
Степень распространения платных телевизионных услуг в регионе превышает среднее значение по России. Этому способствует активное развитие телекоммуникационных технологий, высокая степень проникновения ШПД (порядка 80-85%), пристрастие большинства жителей Екатеринбурга к Hi-Tech новинкам, гаджетам. А также высокая конкуренция на рынке — телевизионные услуги оказывают около 20 компаний, каждая со своими технологиями (кто-то предлагает аналоговое ТВ, цифровые ТВ-приставки, кто-то IPTV, CAM-модули или все это вместе). В других городах области рынок отличается значительно большей однородностью. 
 
С точки зрения технологий распределение абонентов выглядит следующим образом. По нашим оценкам, часть абонентов, являясь приверженцами традиционного фонового формата телесмотрения (смотрю то, что показывают по программе) еще использует аналоговое телевидение, однако последнее все активнее вытесняется цифровым кабельным телевидением. Примерно 20% абонентов (и их количество растет) выбирает новый, фокусный формат (смотрю что хочу, когда и где хочу), поэтому при телесмотрении задействует все возможности IP-протокола: использует различные сервисы (IPTV, OTT-сервисы, видео по запросу), подстраивая телеконтент под свои интересы и просматривая его, в том числе с мобильных устройств, а также со сдвигом во времени. Небольшая доля рынка принадлежит спутниковому телевидению — чаще всего оно используется вне города (частный сектор, коттеджные поселки). Постоянный выход в продажу новых гаджетов (в особенности телевизоров все более высокой четкости) стимулирует рост популярности НD-телевидения. Причем операторы — лидеры рынка предлагают абонентам каналы в 3D, но этот формат не получил пока большого распространения в силу ограниченности производимого контента.
 
Особенностью регионального рынка является высокий разброс стоимости услуг: от 60 до 1000 рублей в месяц и выше. С развитием цифрового эфирного телевидения, а также требований законодательства, абоненты получили возможность бесплатного просмотра первых 20 телеканалов. Здесь мы имеем дело с вполне осознанной государственной политикой, направленной на гарантированную доставку соответствующего контента максимальному объему электората. Очевидно, этот фактор окажет на рынок платного телевидения в перспективе давление. Абоненты в следующем сегменте подключают от 40 до 60 каналов по цене до 100 рублей в месяц — данное предложение в основном охватывает пенсионеров. Размер чека увеличивается до 250-350 рублей при подключении базового пакета (70-150 каналов). Домохозяйства, в которых используются интерактивные сервисы, тематические пакеты каналов и "Видео по запросу", могут ежемесячно обеспечивать оператору чек свыше 1000 рублей. Среднее же ARPU по городу составляет порядка 250-300 рублей. 
 
Телесмотрение в Екатеринбурге, как и любом другом крупном мегаполисе с высокой деловой активностью населения — занятие, преимущественно, вечернее. Пик просмотров ТВ, согласно нашим телеизмерениям, приходится на период с 20.00 до 0.00. При этом предпочтения отдаются новостным и развлекательным программам, транслируемым федеральными телеканалами. Интерес к вставкам с местными сюжетами и новостями в муниципальных образованиях области растет пропорционально удаленности от Екатеринбурга. Свердловская область — регион промышленный, поэтому большинство таких городов образованы одним или несколькими предприятиями (причем многие города носят статус закрытых). Их жители очень привязаны к своей работе и местности, поэтому их интерес к локальным событиям выше, чем у екатеринбуржцев. 
 
На рынок оказывает влияние и климатический фактор. Чем севернее расположен регион, тем выше востребованность телевизионных услуг. А также все более четко проявляется сезонность потребления. Так, на Урале спрос на услуги возрастает в течение осени — весны, то есть в месяцы, которые с точки зрения погоды можно рассматривать как зимние. Поэтому здесь, в отличие от южных российских регионов и западных стран телевидение играет очень большую роль в социализации человека. Летом наблюдается просадка рынка за счет того, что многие люди отправляются отдыхать на дачи или за пределы региона. В нынешнем году просадка носила патологический характер — в связи со стремлением потребителя к экономии резко выросла доля добровольных блокировок услуг, однако к сентябрю спрос выровнялся.
 
Что касается имеющихся сегодня тенденций развития рынка, здесь Екатеринбург мало чем отличается от Москвы и Санкт-Петербурга. Серьезного падения спроса на телевизионные услуги не приходится ждать даже в кризисное время. Можно говорить о том, что они, как и доступ к ШПД, уже перешли в разряд коммунальных (то есть, фактически, жизненно необходимых). 
 
На первый план выходят три способа доставки телеконтента в домохозяйства. Это эфирное цифровое телевидение с упором на первые 20 телеканалов (в увеличении количества его абонентов сегодня заинтересовано государство), спутниковое телевидение, и, очевидно, перспективный способ — передача контента посредством IP-протокола по сети ШПД. И этот способ в перспективе ближайших 10 лет потеснит все остальные. При этом очевидно, что операторы OTT-телевидения займут достойное место в числе игроков. В части состава рынка, мы ожидаем продолжение тренда на консолидацию, слияния и поглощения.

Об авторе

Илья Васкецов
Коммерческий директор ЗАО "Акадо-Екатеринбург"