Тщательно скрываемая паника

Александр Силин 04.02.2015
На выставке CSTB 2015 лейтмотивом прошедших круглых столов стала критическая ситуация с монетизацией бизнеса платного телевидения. Все понимают, что у отрасли практически отсутствует запас прочности в условиях нынешнего кризиса, но пока скрывают это знание под цифрами растущей статистики, обеспокоенно строя прогнозы — кто следующий на выход. Ну, и как всегда в такой ситуации, больше всего опубликованных материалов и речей посвящены вопросам "кто виноват? ", и "что делать? ", с очевидным перекосом в сторону первого. 
 
Если с вопросом "кто виноват?" операторы определились — каналы! — то со "что делать?" ситуация не так однозначна. На прошедшем в рамках выставки CSTB открытом заседании АКТР, вице-президент ассоциации Михаил Силин изложил мнение по этим вопросам. Михаил Владимирович, начав свою речь с экскурса в далекое прошлое, вспомнил, как в свое время зарубежные каналы в лице местных представителей Discovery и Eurosport заставляли российских операторов заниматься платным телевидением, а потом пошли по пути наименьшего сопротивления, предоставив операторов самим себе, что и привело к сложившейся сейчас ситуации. После такого заявления, как человек непосредственно представлявший эти каналы, в том числе и в те далекие времена, я чувствую ответственность перед российским рынком платного телевидения за то, что заставлял его участников заниматься этим платным телевидением — по мнению АКТР, недостаточно хорошо... Поэтому позволю себе так же высказаться по указанным вопросам. 
 
По вопросу кто виноват уже было сломано достаточно копий. Рекомендую к прочтению отличную статью Константина Груздева в выставочном "Кабельщике". Он кратко и очень талантливо сформулировал все те проблемы, о которых говорили неоднократно. Умолчал лишь об одном — если канал/вещатель не соглашался на требования оператора, и при этом не имел веса как Eurosport или Discovery, то у него был только один путь — за дверь! Именно спрос рождает предложение, а не наоборот. За то, что упомянутые каналы не всегда "входили в положение" оператора, не соглашаясь, например, на год тестовой трансляции или отчетность за треть базы, они заслужили особенную операторскую "любовь". Я это знаю, как никто другой. Борьба же с недоотчетностью и пиратством эту "любовь" операторского сообщества многократно усиливала. Я и это знаю, наверное, лучше многих. Неудивительно, что большинство телеканалов, желая иметь с операторами хоть какой-то бизнес, старались не подходить к этим проблемам на пушечный выстрел. 
 
Тем временем, в том числе благодаря экономическому кризису, в среде операторов наконец-то возник консенсус по вопросу, что именно мешает рынку развиваться — причиной непрекращающегося демпинга названы пиратство, прежде всего в цифровых средах, и недоотчетость — то, что операторы называют серыми схемами. Да-да! В выставочном "Кабельщике" операторы впервые публично произнесли это страшное слово. Surprise! Боюсь, что разочарую многих, но демпинг со стороны крупных операторов стимулирован скорее не сверх-скидками, о которых все время говорят, и которые мало кто видел, а возможностью этих операторов к перекрестному финансированию. Как написал Сергей Груздев — отношение стоимости контента к ARPU 1:8 и непрекращающийся поток новых абонентов отбили у телекомов желание что-либо менять. Конечно, скидки для крупных операторов имеют место, но они успешно компенсируются недоотчетностью остальной массы рынка. О чем, в частности, написал в том же "Кабельщике" Николай Станишевский
 
Заявленные кабельным сообществом, в лице АКТР, меры по борьбе с кризисом монетизации отрасли в основном сводятся к различным методам регулирования OTT-вещания и выдвижению требований к каналам, никак не затрагивая пиратство самих операторов, и даже не упоминая недоотчетность. На мои возражения, что возможности каналов самостоятельно бороться с этими явлениями крайне ограничены, что суд с пиратом может длиться годами, что сигнал пират получает не от правообладателя, а от другого оператора, и таким образом прекратить пиратство можно нажатием одной кнопки — на все это операторы предпочитают внимания не обращать. Про помощь операторского сообщества в борьбе с недоотчетностью можно даже не писать. Её просто нет. 
 
Я уже писал о том, что уникальность нашего рынка заключается в том числе в отсутствии фактического регулирования пиратства и недоотчетности, несмотря на вроде бы наличие соответствующих законов, в то время как в других странах решение этих вопросов является обязательным для самого существования бизнеса платного телевидения. Казалось бы, закрепите законодательно, что трансляция канала без договора с вещателем автоматически ведет к потере лицензии на оказание услуг связи, а количество абонентов, имеющих доступ к каналам по-пакетно, ежемесячно сообщается регулятору и может быть им проверено с такими же последствиями в случае обмана, и о пиратстве с недоотчетностью можно будет забыть навсегда. Вместо этого ведутся бесконечные разговоры о несовершенстве правовой базы, которая не только несовершенна — кто бы спорил! — но даже не работает в своей существующей части. Когда представитель Роскомнадзора заявляет на конференции операторов, что он ничего не может поделать с бесплатной трансляцией более чем 100 каналов в ШПД сети уже полгода, потому что эта трансляция тестовая(!), то сложно о чем-либо спорить дальше. Создается впечатление, что эти бесконечные разговоры и эта подвешенность вполне операторов устраивают, поскольку каждый нашел свою нишу и более-менее неплохо себя в ней чувствует. Практически все озвученные операторами требования направлены не на исправление ситуации, а на сохранение status quo. 
 
Мы постоянно слышим со стороны операторов призыв потуже затянуть пояса. С кризисом в экономике этот призыв стал звучать особенно громко. Перепалка между каналами и операторами на круглом столе CSTB ничем не отличалась от таких же 5, 10, 15 лет назад, и это подтверждает, что за все это время каналами не решен главный вопрос. Им так и не удалось доказать свою ценность в глазах тех, кому они себя продают. Операторы попросту не ценят каналы, которые покупают — ни как самостоятельный товар, ни как его составляющую. А если ты относишься к тому, что ты покупаешь, как к чему-то не ценному, то как же это продавать задорого? И вот уже не в частных переговорах, а вполне публично звучит тезис: "цена услуги оператора не зависит от наполнения его пакета". Программные директоры крупных операторов пытаются сделать вид, что так не думают, проявляя отраслевую солидарность, но их генеральные все чаще склоняются к такому же мнению. Это заявление оператора означает — "я не знаю, какие последствия будут на самом деле для моей сети в случае отключения того или иного канала, но меня эти последствия не волнуют". Очень плохой звоночек для каналов. 
 
Что будет дальше? Законы жанра требуют написания опуса об очистительной силе кризиса и последующего возрождения из пепла, но я настроен гораздо более скептически. Всегда остается призрачный шанс на то, что операторы, каналы и регулятор, объединившись в критической ситуации, наконец-то начнут строить новый взаимовыгодный рынок платного телевидения, где ни одной из сторон не придется затягивать пояс, ломая себе позвоночник. Но прежде, чем писать об этом, давайте вспомним о неоднократных заявлениях г-на Волина, о категорической неспособности участников рынка договориться между собой, и прикинем, какова вероятность, что стороны все-таки договорятся в будущем?
 
Скорее, все останется по-прежнему, и будет только усугубляться с развитием кризисной ситуации в стране. Вполне возможно рынок как-то оживится в случае введения обязательного отдельного пакета из 23 эфирных телеканалов. Но если текущие проблемы решены не будут, мы получим все то же самое, только с гораздо меньшим количеством абонентов. 
 
Буквально пара слов об OTT. Общемировая тенденция развития таких сервисов обязательно затронет и нашу страну. Недаром традиционные операторы смотрят на ОТТ с такой опаской. Прежде всего на возможности его пиратского развития. В том числе с помощью самих операторов. В любом случае ОТТ-сервисы общепризнано приведут к глобальным изменениям в модели распространения и потребления контента. У нас же они рискуют стать еще одним гвоздем в крышке гроба, на котором написано "доходы платных телеканалов". С другой стороны, директор компании Netflix предсказал смерть линейного телевидения к 2030 году. Можно просто подождать...