Во время мероприятия #НЕФОРМАТ мне в очередной раз довелось услышать от операторов кабельного ТВ о различных страхах, которые затягивают решение о переходе от приема телевизионного сигнала со спутника на наземную доставку. Я попытаюсь развеять эти страхи на примере платформы "Медиалогистика".
Как на самом мероприятии, так и по его итогам, кабельные операторы демонстрируют некую растерянность и недоумение в текущей ситуации, когда они не могут принимать некоторые телеканалы со спутника, а вещатели при этом говорят, что проблема не на их стороне. Например об этом в своей колонке на "Кабельщике" пишет генеральный директор компании LanTa Александр Васильев.
Его возмущение и вопросы понятны. На эмоциях может показаться, что или операторов просто футболят, или кто-то пытается на них нажиться.
Я предлагаю убрать эмоции и посмотреть на это все с холодной головой. Да, есть объективный форс-мажор с приемом телевизионных сигналов. Да, операторы оказались при этом самой пострадавшей и беззащитной стороной. Конечно, же у них появились вопросы и даже страхи. Разберем их по пунктам.
Страх 1. Меняя "спутник" на "землю", не поменяю ли я "шило на мыло"?
Понятно, что, обжегшись на молоке, многие из операторов начинают дуть на воду. Но за все семь лет существования платформы "Медиалогистика" на ней ни разу не было зафиксировано факта взлома телевизионного сигнала. А после того как в этом году компании MSK-IX и "Синтерра Медиа" провели взаимную интеграцию своих сетей в решение "Медиалогистика 2.0", уровень надежности дополнительно повысился, так как теперь доставка сигнала осуществляется по двум независимым сетям. Если возникает проблема с приемом телеканалов на одной сети, то выручает вторая сеть.
К тому же злоумышленников больше интересуют федеральные вещатели, а основное направление "Медиалогистики" – это доставка тематических каналов: познавательных, детских и спортивных.
Многие вещатели задолго до последних событий начали переводить свои телеканалы на наземную доставку. Операторы получали об этом официальные письма от телекомпаний. Но, народные пословицы не врут, и многие операторы действовали по принципу "пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Мы же предпочитали "готовить сани летом" и вели планомерную работу по переводу вещателей и операторов на наземную доставку.
Страх 2. На наземное подключение уйдет много времени
Некоторые операторы полагают, что решение проблем на спутниках займет меньше времени, чем переход на наземную доставку.
Однако я всегда рекомендовал делать резервирование и использовать оба источника – и "спутник" и "землю". Кто за 7 лет "Медиалогистики" успел так сделать – тот сейчас не испытывает проблем с приемом сигналов.
Что касается сроков, то подключиться к наземной доставке можно очень быстро. В более чем 130 узлах на территории России это займет всего одну неделю, а скорость технической подачи новых телевизионных сигналов операторам в "Медиалогистике" для уже подключенных в узле компаний MSK-IX, "Синтерра Медиа" или "Ростелеком" операторов составляет две минуты.
Существуют и более быстрые варианты подключения. Если у оператора есть сложность с организацией последней мили, мы можем проложить ее сами. Если он не знает, как дотянуться до узла подключения, мы сами до него дотянемся. В особо сложных случаях, когда подключение по оптике занимает более недели, мы используем специальное временное решение Lightway для организации временной доставки сигнала через интернет. Оно подходит для быстрого старта на период, пока идет прокладка оптоволокна, при этом оборудование во многих случаях предоставляется бесплатно.
Для вновь подключившихся операторов "Медиалогистика" дает бесплатный трехмесячный тестовый период. Это делается для того, чтобы сразу обеспечить наземное резервирование. За это время, не прерывая оказания услуг, оператор может спокойно подумать и определиться, хочет ли он подключиться на постоянной основе или выбрать альтернативное решение.
Страх 3. Нет возможности наземного подключения или его сложно организовать
Операторы из небольших и отдаленных регионов беспокоятся, что у них нет физической возможности подключиться к наземной доставке. Однако в начале этого года стартовала обновленная платформа "Медиалогистика 2.0" для расширения охвата услуги до 82 городов, в которых уже сейчас местные операторы подключаются в узлах MSK-IX и "Синтерра Медиа". Дополнительно к этому почти в каждом даже небольшом населенном пункте доступно подключение к "Медиалогистике" в узлах "Ростелекома".
Но это еще не все. Следующим этапом расширения географии проекта "Медиалогистика" является организация подключения в узлах РТРС, в которых большинство кабельных операторов уже и так присутствует для получения из РТРС общедоступных телеканалов.
Реализация стратегического проекта с организацией присутствия в узлах РТРС ведется компанией "Синтерра Медиа", которая приступила к нему еще до начала проблем на спутниках, исходя все из того же принципа "готовь сани летом". Теперь же мы стараемся форсировать процесс. Ожидается, что большинство точек подключения к "Медиалогистике" в узлах РТРС будет готово в этом году, а в некоторых регионах такая возможность уже реализована.
Если говорить о технологической сложности перехода со спутниковых источников на наземные, то здесь операторам главное перебороть страх чего-то нового. Мы им оказываем в этом всестороннюю помощь вплоть до того, что сами на стороне оператора устанавливаем и обслуживаем оборудование, которое принимает сигналы.
Чтобы снизить для операторов возможный стресс от перехода со спутниковой на наземную доставку, "Медиалогистика" переходит на привычную им терминологию. Если раньше услуга доступа оператора к телеканалам называлась TV VLAN, то сейчас, по аналогии со спутниковой доставкой, это будут услуги uplink – прием сигнала от вещателя в платформу доставки и downlink – подача телеканалов из платформы оператору.
Страх 4. Наземная доставка дороже спутниковой
Итак, мы добрались до самого распространенного опасения, с которым приходится сталкиваться чаще всего.
В отличие от провайдеров спутниковых услуг, которые берут плату только с вещателей за подъем сигнала, "Медиалогистика" заключает коммерческие договоры на предоставление услуг и с кабельными операторами.
Это осознанный подход, который несет ряд положительных моментов для операторов. В договоре прописаны обязательства со стороны "Медиалогистики", которые регламентируют уровень качества услуг. По сути это полноценный SLA.
Спутниковый провайдер отвечает за качество услуг только перед вещателем. В случае каких-то сбоев кабельный оператор получает сигнал низкого качества или же вообще его не получает. И он с этим ничего не может поделать. Заключая договор с "Медиалогистикой", оператор получает доступ к системе мониторинга качества, круглосуточной техподдержке и персонального менеджера. При возникновении проблем с качеством сигнала он может максимально оперативно решить все вопросы.
Еще один положительный момент заключается в том, что таким образом расходы на наземную доставку сигналов распределяются между вещателями и операторами, что привлекает на платформу большее количество телеканалов. При этом около 80% стоимости лежит на вещателе за uplink, а только 20% распределяется между всеми операторами за downlink. То есть финансовая нагрузка на каждого оператора выходит минимальной, сопоставимой с затратами на оборудование и персонал, которые обслуживают прием сигналов со спутников. При этом он за те же деньги получает еще SLA от платформы доставки и может не беспокоиться за качество услуг.
То, что за uplink платит вещатель, а за downlink оператор – это базовое правило, но из любого правила возможны исключения. Есть проекты, в которых вещатель оплачивает и uplink и downlink до операторов. Есть ситуации, когда оператор хочет иметь эксклюзивный канал и оплачивает и uplink от вещателя и downlink.
Если сравнивать расходы оператора при приеме сигнала со спутника и по земле, то при наземной доставке может выйти существенная экономия. Так оператор ПАКТ из Санкт-Петербурга после перехода со спутниковой доставки на "Медиалогистику" уменьшил свои затраты на прием телеканалов. Он демонтировал приемный спутниковый комплекс на крыше и перестал платить за ее аренду и уборку. Также уменьшились затраты на обслуживание сложного спутникового оборудования, потому что для приема сигнала в "Медиалогистике" достаточно одного порта на коммутаторе, который и так есть у любого оператора. Для его обслуживания достаточно одного инженера, в отличие от довольно сложных спутниковых решений.
Важно понимать, что даже в такой сложной и форс-мажорной ситуации, которая сейчас сложилась в связи с помехами на спутниках, "Медиалогистика" не пытается нажиться на операторах. Даже в условиях повышенного спроса и объективного роста себестоимости услуг тарифы сохраняются на прежнем уровне. Более того, мы готовы проявлять максимальную лояльность и обсуждать гибкие условия сотрудничества с операторами, переходящими со спутниковой доставки.
Гибкость побеждает страх
Я разобрал основные страхи, которые слышал от операторов и надеюсь, что смог их развеять. Какой бы сложной не казалась ситуация главное помнить, что все мы работаем на одном рынке, все друг друга хорошо знаем, нам всем важна поддержка и понимание коллег. Спросите у любого профессионального психолога, и он вам ответит, что лучший способ борьбы со страхами – общаться и проговаривать их. Давайте же и мы не станем закрываться наедине со своими страхами, а будем задавать друг другу вопросы, искать решения и компромиссы. Проявляя гибкость, мы всегда сможем договориться. Главное – начать диалог, а не сидеть в плену у своих опасений и предрассудков.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии