США и Россия - антимонопольные контрасты

Алексей Бойко 17.07.2012

В США все реалистичнее глобальная сделка по закупке частот на $3,6 млрд, которую Verizon вот уже почти 8 месяцев пытается провернуть с провайдерами кабельного ТВ, которые в 2006 году приобрели частоты на аукционах, да так и не начали использовать. Покупались частоты то ли под последнюю милю, то ли для спекуляции — так или иначе, сейчас кабельщики готовы с ними расстаться.

Если сделка осуществится, то в распоряжении Verizon на весьма обширной территории Запада США, с охватом более 120 млн человек, окажется почти весь диапазон частот AWS (band 4: 1710-1755 и 2110-2155 МГц) — где 40, а где и 45 МГц. На этих частотах оператор намеревается развернуть сеть LTE AWS вдобавок к строящейся сети LTE 700. Это, безусловно, усилит позиции Verizon, как конвергентного оператора, предлагающего абонентам пакеты востребованных услуг — фиксированного ШПД, беспроводного ШПД, платного ТВ и телефонии, в сравнении с конкурентами, способными предлагать только услуги на базе фиксированного доступа. 
 
Мне интересны не столько детали договоренностей между Verizon и кабельщиками — продавцами частот, сколько работа антимонопольных механизмов в США, призванных защитить потребителя. Пример этой сделки меня убеждает в том, что в США эти механизмы действуют, причем в интересах абонентов. 
 
Против сделки, с момента ее объявления ополчилось сразу два ведомства США: FCC и Департамент юстиции. Претензии понятные — Verizon концентрирует в своих руках изрядный пул частот, заметно улучшая свои конкурентные позиции на рынке LTE, а также, по условиям сделки, берется продвигать продукты кабельщиков (услуги ШПД и платного ТВ) в тех регионах, где у Verizon пока не развивается собственный ШПД — FiOS. 
 
Чиновники справедливо обеспокоены тем, что и то, и другое — вредно, с точки зрения влияния на уровень конкуренции на рынке США. В то же время, демонстрируется и умение идти с бизнесом на разумный компромисс. FCC в итоге, после полугодовых баталий, готова дать сделке зеленый свет. Но не просто так, а в обмен на целый ряд условий и оговорок, на которые были вынуждены согласиться в Verizon. Здесь и обязательства продать часть частот прямому конкуренту — компании T-Mobile, где тоже мечтают об LTE. Мало этого, FCC вытребовала обязательства предоставлять роуминг данных по гуманным ценам, и навязала жесткие временные рамки по строительству (росту охвата) сети LTE AWS.
 
Отступая шаг за шагом, Verizon условия принял, и теперь компанию от сделки отделяет только Департамент юстиции. Здесь сомневаются в том, не будет ли представление компанией Verizon интересов кабельщиков на ряде рынков мешать нормальному ходу конкурентной борьбы, не является ли это созданием монополии? Возражения спорные, ведь понятно, что региональным компаниям, с их фрагментарным покрытием было бы сложно тягаться с Verizon, предлагающей услуги федерального масштаба. Да и не готовы, по-видимому, операторы фиксированной связи к расширению своей деятельности еще в БШПД, потому и решились на продажу частот. Рискну предположить, что компромисс найдется и в этом случае, но также в обмен на существенные уступки оператора. 
 
Контрастом выглядит эта история с недавними событиями на рынке России, где прошел так называемый частотный конкурс LTE. Здесь все по-другому! Победители конкурса угадывались еще с момента, когда стало известно, кому предложено представить рекомендации по проведению конкурса. Результаты известны — частоты достались тем, кому они должны были достаться в интересах олигополии, сложившейся на рынке сотовой связи России, и бережно оберегаемой регуляторами. Более того, некоторые из особо равноудаленных участников рынка слились в экстазе холдинга Garsdale, получив в свое распоряжение самый большой пул частот под LTE в диапазоне 2.5-2.7 ГГц — 80 МГц!
 
Но никто не предложил им сдать «излишки» в пользу конкурентов. Российских антимонопольщиков ситуация почему-то устроила, в ФАС считают, что даже объединенный пул частот «МегаФона» и Yota не так и велик. А потенциально опасного конкурента для олигополистов — компанию Tele2 не только в очередной раз обделили частотами, но и с рефармингом полосы 1800 МГц пока что отчаянно и беспричинно тормозят, пусть даже для этого не осталось никаких выдерживающих критику аргументов.
 
И все это происходит под эгидой уже не старого Минкомсвязи, а при новом, прогрессивном и айфонизированном министерстве Николая Никифорова и его «тимуровцев», как уже начали именовать некоторые связисты новую команду, намекая на возраст и не слишком большой опыт некоторых замов и самого министра. А последние назначения — Дениса Свердлова (экс-главы Yota) на должность замминистра связи и массовых коммуникаций и Игоря Широкова (экс-партнера Дениса Свердлова) на должность зам. гендиректора «МегаФон», еще плотнее связывают российского регулятора и придворные бизнесы. Где уж в этих условиях бороться с монополизацией и кому?

Об авторе

Алексей Бойко
независимый эксперт