Мушкетёры… О том, что они были храбрыми вояками, отчаянными дуэлянтами и служили в личной охране французских королей, наши абоненты, поклонники Mezzo, конечно, знают с детства, прежде всего из книг Александра Дюма.
В одном из его "мушкетерских" романов – "20 лет спустя" – Д`Артаньян выполнял поручения кардинала Мазарини. Этот реальный исторический персонаж не только руководил государством, он знал толк и в развлечениях и был, если использовать современный термин, талантливым продюсером. Ему принадлежит идея грандиозного для того времени проекта Le Ballet Royal de la Nuit.
Мазарини привлек лучших музыкантов и артистов, модного поэта, который написал тексты для вокальных номеров. Он же выделил и финансы. Представление с пением, танцами и пантомимой, декорациями и богатыми костюмами, прославляющее французскую монархию, было исполнено в Лувре в 1653 году. Юный Людовик XIV выступил на сцене сразу в трех ролях; среди них была роль Аполлона, бога Солнца и покровителя искусств. Благодаря этой роли Людовик XIV обрел неофициальный титул "Король-Солнце".
Вот какой текст предваряет его появление на сцене в образе Солнца:
Солнце, которое следует за мной, — это юный Людовик.
Толпа звезд рассеивается, едва появляется сей великий король.
Le Ballet Royal de la Nuit ("Королевский балет ночи") весьма впечатлил современников, которые оставили восторженные отзывы в мемуарах. Но с тех пор спектакль больше ни разу не ставился. Сложную задачу – восстановить музыкальную партитуру по сохранившимся архивным материалам и дать новую жизнь творению эпохи барокко – с блеском решили участники Ensemble Correspondances. Этот ансамбль, созданный в 2009 году органистом и клавесинистом Sébastien Daucé, специализируется на исполнении старинной французской музыки.
Сценографию "Королевского балета ночи" можно описать так: красочно, остроумно, необычно. Современные зрители воспринимают старинную музыку, танцующих и поющих Аполлона, Геракла, Венеру, Эвридику как очень серьёзную классику, высокое искусство, которое требует уважительного и трепетного отношения. А в 17-м веке под такие мелодии веселились, отмечали праздники и флиртовали. В общем, это был лёгкий жанр.
Кстати, придворные торжества и увеселения не обходились без мушкетеров. Во-первых, они не были профанами в танцах, так как изучали "па" менуэтов и гавотов наряду с военной подготовкой и участвовали в балах. Во-вторых, их пускали в театр на любое представление бесплатно, как свиту короля. Этой привилегией они очень дорожили, так как денежное содержание им полагалось очень скромное. Во время театрального действия, случалось, они вели себя слишком раскованно, вслух отпускали реплики и любезничали с дамами, мешая артистам.
Эти детали, возможно, не так и важны для меломанов, которые оценят исполнительский стиль певцов и блестящее владение участниками ансамбля старинными музыкальными инструментами, но они помогут воспринимать представление эпохи барокко не как музейный экспонат, а как живой и симпатичный спектакль с красивой музыкой.
Повторы этих программ на каналах Mezzo и Mezzo Live HD можно смотреть в разные дни недели и разное время. Благодаря онлайн-телевидению "НТВ-Плюс" их можно еще и записывать, и возвращаться к понравившемуся эпизоду на нашем сайте, в мобильных приложениях для iOS и Android, а также в приложениях для Apple TV и Android TV.
Словом, я лично очень рекомендую читателям "Кабельщика" посмотреть "Королевский балет ночи" 19 и 23 декабря в эфире канала Mezzo.
И, кстати, если кого-то интересует старинная французская музыка: 17 декабря Ensemble Correspondances представит на этом же канале произведения композитора Марка Антуана Шарпантье. А 18 декабря и 22 декабря на Mezzo Live HD – еще один опус, созданный в честь Короля-Солнце в 1715 году, – "Музыка для похорон Людовика XIV. Версаль".
P.S. Пользуясь случаем, я хотела бы предложить этим каналам Mezzo размещать на русской страничке своего сайта подробную информацию о редко исполняемых произведениях, о старинной европейской музыке, которой в эфире немало. Это будет замечательным бонусом для наших абонентов, которые ценят классику. Я тоже отношусь к их числу, и потому не ставлю здесь точку – продолжение о российских артистах и русской музыке на Mezzo следует…
P.P.S. От редакции: Нет, это не платная колонка телеканала - кажется, в Lagardere (если кто не в курсе, - это производитель каналов Mezzo) воооще не ожидали этой нежной, неформально-пятничной и совершенно неформатной для "Кабельщика" публикации. Но, во-первых, в колонке отражена позиция программного специалиста крупнейшего оператора и члена жюри "Большой цифры", а во-вторых, редакция вполне разделяет нежное чувство автора к классике вообще и Mezzo в частности. А что, можем себе позволить :)
И если наши дорогие читатели-операторы хотели бы также рассказать о своих впечатлениях от транслируемого ими контента, даже признаться ему в любви и уважении, а заодyо и напомнить людям о разнообразии своих пакетов и сервисов, как говорит один наш знакомый кабельщик - не сдерживайте себя, для этого мы и придумали "Кабельщик".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии