Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо, в котором просит приостановить рассмотрение внесенного в Госдуму законопроекта об особенностях вещания телеканалов 1-го и 2-го мультиплексов в Интернете. В АКТР (и не только) считают, что этот закон создаст преграды на пути развития современных технологий телевизионного вещания.
В начале августа в ходе своего выступления на собрании ассоциации Облтелесеть в Выборге вице-президент АКТР Михаил Силин говорил о последствиях принятия подобного закона и назвал тех, кому этот закон выгоден в первую очередь. Публикуем фрагменты его выступления.
Буквально на днях два депутата – первый заместитель председателя Комитета по информполитике Сергей Боярский и руководитель Комитета по СМИ Леонид Левин – внесли в Государственную Думу новый законопроект, затрагивающий интересы всего кабельного сообщества. Это законопроект о вещании обязательных каналов по сети Интернет, который, фактически, направлен на монополизацию рынка предоставления услуг ОТТ. Давайте называть вещи своими именами: если закон будет принят, то рынок предоставления услуг ОТТ будет находиться в руках одной копании, являющейся дочерней структурой Национальной медиагруппы (НМГ).
В пояснительной записке сказано, что якобы имеет место некое противоправное использование федеральных каналов, что существует какое-то пиратство в их отношении. Хотя до настоящего момента никаких существенных претензий со стороны вещателей по этому поводу не было.
С другой стороны, общеизвестно существование проекта "Витрина ТВ", реализуемого одной из дочерних структур НМГ – частной коммерческой компании, идея которого заключалась в том, чтобы сделать его единственным источником интернет-версий телевизионных каналов первых двух мультиплексов.
Сами вещатели – и "Первый канал", и ВГТРК, и каналы "Газпром Медиа" – продолжили обсуждать этот вопрос, но несколько отстраненно. И вот появился законопроект, который лишает и вещателей, и операторов возможности решать вопросы взаимодействия на основе договоров, а требует передачи всех полномочий единственной частной коммерческой компании. Если бы на этом была поставлена точка, не было бы ничего страшного – операторы получают сигнал у РТРС, и непонятно, почему интернет-версию мы должны получать от какой-то другой компании, но это не так уж страшно.
Проблема в том, что закон на самом деле вообще не об этом. Главное в нем – в следующем требовании: эта уполномоченная компания (хотя там указано, конечно, что будет конкурс, но мы понимаем, что, по сути, никакого конкурса не будет, поскольку эта компания уже известна, и она, собственно, подготовила этот законопроект), должна будет подготовить некое программное обеспечение. После чего все компании нашей страны, которые захотят распространять сигнал через интернет, должны будут не просто взять этот сигнал у этой уполномоченной организации – они будут обязаны воспользоваться этим ПО. Далее сказано, что они не имеют права ничего блокировать или менять в этом программном обеспечении. А ПО, как вы сами понимаете, это некий клиент, приложение, которое появится у вашего абонента, подобно приложению ivi, или Netflix. Это будут не обязательные общедоступные каналы, а полноценный сервис, в котором будут не только все обязательные каналы, но и полный набор каналов платного телевидения, дистрибутируемых другой дочкой НМГ. Не знаю, сколько в тот момент их будет – 50 или 60, может, больше.
Другими словами, это реализация давней идеи, о которой я слышал еще в 1990-е годы от Михаила Лесина – о том, что у нас будет один провайдер услуг телевидения в стране. Будет много-много операторов связи, то есть просто труба, а собственно контент-услугу будут предоставлять только они. Тогда эта идея не реализовалась, а сейчас – этот законопроект именно об этом.
Что нам нужно понимать в связи с этим? Во-первых, в пояснительной записке говорится, что речь идет о распространении каналов по сети интернет, но в тексте самого законопроекта сказано, что рассматривается все, без исключения, информационно-коммуникационные сети а интернет – это только один из случаев. Сайт в интернете, страница в интернете, любая внутренняя коммуникационная сеть, даже какой-то компьютер, с помощью которого предоставляется услуга на другой компьютер – другими словами, под это определение подпадают и DVB-сети, и IPTV-сети, буквально всё!
Что означает утверждение, что мы должны использовать программное обеспечение без изменений? Это означает, что компания будет предоставлять услугу нашим абонентам, получая от них всю статистику телесмотрения, и это главная задача – стать фактически единственной компанией, которая предоставляет услуги, собирает профили абонентов и распространяет персонифицированную рекламу.
Ситуация абсолютно уникальная, поскольку впервые инициативный проект частной коммерческой компании принимается в качестве закона.
Насколько это значимо для нас с вами? Я слышал такую точку зрения, что все это ерунда, у нас никто не занимается предоставлением услуги через интернет, нас это не очень-то и касается. Это совершенно не так! Есть несколько факторов, говорящих о том, что этот проект может стать фундаментальным законом, который повлияет на будущее всего рынка платного телевидения. Причины этому следующие: телевидение в ближайшие 5-10 лет постепенно перейдет в ОТТ. И если кабельный оператор этого не сделает, то его на рынке не останется. Все ваши конкуренты – крупные федеральные операторы – уже интегрировали различные приложения: "Амедиатеку", ivi, предоставляют услугу Catch-Up (отложенного телевизионного просмотра), и все это делается с использованием технологии ОТТ.
Что произойдет в случае принятия закона?
Предположим, абонент оператора смотрит телеканал по кабельной сети в линейном режиме. В какой-то момент он ставит видео на паузу, а затем возобновляет просмотр. В этот момент вещание переключилось с режима DVB на ОТТ, и в этот момент оператор должен переключить своего абонента на приложение "Витрины". Как он потом вернется обратно – непонятно. Абонент может продолжить просмотр каналов, не только федеральных, с помощью пользовательского интерфейса приложения "Витрины".
Если закон будет принят в том виде, в котором он сейчас написан, это нанесет серьезный урон и операторам, и самим вещателям, но мы сможем противостоять этим попыткам монополизации. Поэтому мы намерены организовать информирование сообщества, серию публикаций в прессе, которые будут разъяснять ситуацию, называя вещи своими именами.
Этот процесс нужно как-то остановить, соглашаться с этим нельзя ни в коем случае. Конфликт уже существует, и дальше будет только усугубляться. Нам очень нужна поддержка от операторского сообщества, она может многое решить.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии