Рекламы много не бывает?

Максим Раевский 27.04.2015
У меня поехала крыша. А что ещё я должен был подумать, возвращаясь с работы поздно вечером в пятницу после тяжёлой трудовой недели? Да вы бы тоже так подумали! Вы только представьте себе: вы открыли ваш любимый новостной сайт на своём любимом смартфоне в метро, и вдруг этот сайт начинает сжиматься и уезжать. Ощущение от увиденного было настолько сильно, что я минут пять осознавал происшедшее, пока понял, что крыша поехала не у меня. Это была вставка рекламы от московского монополиста на Wi-Fi в метро, компании MaximaTelecom.
 
Наверняка вы слышали, что теперь скоротать поездку в московском метрополитене можно за чтением новостей и почты, а может быть даже прослушиванием интернет-радио (на просмотр видео скорости не хватает — проверял). Для пассажиров метро доступ в интернет бесплатен. Доходную часть оператору обеспечивает реклама. Когда эта реклама появлялась после логина в сеть — у меня не было проблем. Когда реклама стала появляться до логина — это понятно. Но реклама, вставляемая таким топорным образом в чужие сайты — это уже перебор.
 
С аргументами "а что ты, Макс, хотел — как оператору зарабатывать?" заранее целиком и полностью согласен. Вот только ключевой вопрос — куда эта реклама вставляется.
 
Есть Beeline Wi-Fi Free (может, уже и нету — не отслеживал), который пускает в интернет на сколько-то минут после просмотра рекламы, затем через сколько-то минут интернет блокируется, и надо снова смотреть рекламу. В чужой монастырь этот уважаемый оператор свою рекламу не суёт.
 
Есть много сайтов, которые бесплатны для читателей и живут целиком и полностью за счёт рекламы. В конце концов, я работаю в одной из таких компаний. Но такие компании не суют свою рекламу в чужие сайты.
 
Ведь что на самом деле вытворяет Московский Метро-Монополист? Представьте себе, вы в метро читаете передовицу в вашей любимой газете, а тут к вам подходит человек, и — хрясь! — поперёк передовицы клеет наклейку "Покупайте наших слонов!". Вы ведь помните, чем закончилась история эпохи становления коммерческого ТВ, когда местные станции врезали бегущую строку (а то и рекламу) поверх федерального канала без ведома последнего (и разумеется — без отчислений)? Законом и кучей пунктов "передача сигнала в неизменённом виде" в лицензионных договорах. Скандалы — не в счёт.
 
Чем закончится эта история со столь бесцеремонным врезанием своей рекламы в чужие сайты? О, у этой истории завершений будет много, и все — плохие для таких горе-рекламщиков. Во-первых, сайты, обиженные таким перехватом рекламного рынка, включат принудительный HTTPS. Для них это недорогое и крайне эффективное средство навсегда забыть о проблеме врезки рекламы (я знаю, что есть потенциальная возможность получить корневой сертификат, и подделывать сертификаты сайтов, но такое можно сделать только один раз и ненадолго — сертификат быстро отзовут и больше не дадут). Никакой DPI с этим не справится.
 
Дальше — хуже. Крупные компании, которые захотят пресечь такие прецеденты в зародыше, подадут в суд на такого оператора за нарушение сразу кучи авторских прав: прав на контент (ведь такая реклама не была предусмотрена собственниками сайта) и прав на программное обеспечение (ведь фактически в сайт вставляется чужой программный код). А ещё это ведь несанкционированное вмешательство в программный код, простыми словами — вирус. Это, простите, уже уголовная статья. Похожими методами внедряют рекламу хакеры, взламывающие домашние роутеры, и меняющие их настройки.
 
Wi-Fi в метро — штука удобная. Рано или поздно техническая команда проекта разберётся с техническими проблемами, и интернет в вагоне станет стабильно доступным (да-да, я в это верю), а грязные хаки, мешающие работать стандартному механизму входа в сеть на iOS-устройствах, будут отключены. Желаю коллегам, чтобы это случилось всё-таки пораньше. Желаю тому маркетингу, который осознает свою неправоту и исправится, побольше продаж. А я готов расплачиваться просмотром рекламы. Но не посреди чужих сайтов.
 
Мнение автора - личное и может не отражать позицию работодателя

Об авторе

Максим Раевский
Ведущий менеджер проекта ivi.ru