Пять трендов рынка платного ТВ

Антон Молниев 09.02.2017
CSTB для многих из нас является настоящим началом года — это повод посмотреть, как дела у конкурентов, понять, что нынче в тренде и популярно за границей и куда действительно двигается рынок.
 
При этом большинство из нас вряд ли слышали хотя бы о двух технологиях будущего из десяти, которые будут актуальны в ближайшие пять лет, поскольку список этот постоянно меняется. Проходит мода, проходят веяния, а прикуп остается.
 
Собственно, о прикупе или, иначе говоря, о тенденциях, которые станут основополагающими для нашего рынка на ближайшие несколько лет, и хотелось бы рассказать сегодня.
 
Фрагментация потребления
У потребителя сейчас все больше выбора, чем себя занять. Поэтому, если еще 5–10 лет назад платное телевидение казалось окном в другой мир, то теперь это лишь одно из множества окошек, причем достаточно ограниченное. Место платного ТВ уверенно занимает интернет, в частности VOD. Активную конкуренцию составляют и совершенно иные способы досуга.
 
Фрагментация потребления очевидна во всем — от разнообразия музыкальных жанров до видов спорта и телевизионных программ. Помимо этого, надо признать, что разнообразие немедийных развлечений также растет лавинообразно, и не только в крупных мегаполисах, но и в небольших городах в регионах. Кинотеатры, катки, кафе и другие центры досуга получают все большее распространение. Статистика по потреблению спирта говорит сама за себя — люди меньше пьют и чаще ищут, чем себя занять.
 
ОТТизация
Появление "умных" телевизоров представляет несомненную угрозу для операторов платного ТВ. Smart TV, объединяющие в себе разнообразие интернета с качеством телевизора, берут штурмом рынок устройств — количество проданных единиц уже перевалило за 15% от всей базы телевизоров в стране. "Смарты" порой неудобны в использовании, но уже более 50–70% из них подключено к интернету, и этот показатель растет с каждым днем.
 
В ближайшие несколько лет число "умных" телевизоров перевалит за 25% от общего парка, и тогда начнется лавинообразный рост базы устройств — подобная тенденция существует на всех новых рынках: смартфоны, планшеты и т. д. Ведь вы же удивитесь человеку, не пользующемуся смартфоном? То же самое произойдет и с телевизорами.
 
В глобальных масштабах 2017-й станет годом виртуальных операторов платного ТВ или медиаплатформ, как я их называю. Это сервисы, объединяющие в себе линейные ТВ-каналы и нелинейный VOD-контент, работающие на всех устройствах (ТВ, телефоны, планшеты и т. д.).
 
Популярные онлайн-кинотеатры, имеющие миллионы пользователей, могут достаточно легко добавить (некоторые уже так и поступили) телеканалы на свою платформу и сделать очень интересное предложение потребителю.
 
Для того чтобы эффективно конкурировать с медиаплатформами, операторам необходимо пользоваться своей "близостью" к потребителям — формировать более интересные комплексные сервисы, добавлять VOD-функционал, строить программы лояльности и работать на удовлетворение запросов клиентов.
 
Консолидация
Как видно из новостей, мировой рынок контента и его доставки продолжает консолидироваться. Причиной этого является тот факт, что с развитием рынка падает маржа, что, в свою очередь, требует роста оборота за счет увеличения как клиентских баз, так и сокращения издержек, в том числе стоимости контента.
 
В этом смысле эффективной стратегией для выживания на рынках дистрибуции контента является укрупнение — именно крупные компании могут позволить себе закупить большие объемы контента и создать сервисы нового поколения для своих потребителей.
 
Для многих операторов консолидация с другими игроками может стать способом не только выживания, но и эффективного развития на годы и десятилетия вперед.
 
Рост качества и количества контента
Если вы следите за контентной индустрией, то наверняка знаете, что всего несколько лет назад число производимых сериалов в США не превышало 250. Сегодня уже производится более 400 сериалов в год.
 
Если говорить о производстве программ и трансляций, их количество еще больше. По сути, система лицензионных "окон", существующая в последние десятилетия в кинобизнесе, и доступность капитала в послекризисные годы заставили американскую ТВ-индустрию производить все больше сериалов, причем высококачественных.
 
То же самое мы наблюдаем у нас на эфирном ТВ — качество и количество сериалов стремительно растут, а смотрение старого доброго "кино" падает.
 
Для компаний, предоставляющих услуги платного ТВ, это означает все более расширяющееся разнообразие контента, необходимого для удовлетворения запросов потребителей. Важно не только предоставлять контент в линейном и нелинейном виде (VOD), но их охватывать максимальное число наименований, чтобы потребитель пользовался сервисом как можно дольше и чаще, а не уходил на пиратские сайты.
 
Рост важности данных о потребителях
О том, как важен контакт с потребителями, я уже написал, но владение данными о клиентах — их контакты, социально-демографические показатели, данные о предпочтениях, возможность опросов и получения дополнительной информации — является составной частью эффективного маркетинга, основанного на изучении и использовании больших массивов данных.
 
Уже сегодня на развитых рынках подобные системы больших данных существенно положительно влияют на стоимость компаний, потому как позволяют экономить маркетинговые бюджеты, существенно повышают лояльность абонентской базы, дают возможность использовать рекомендательные технологии, делать уникальные предложения для конкретных клиентов и т. д.
 
Использование операторами специальных систем для сбора, учета и анализа таких данных уже достаточно распространенная практика, и если вы этого пока не делаете, стоит непременно задуматься.
 
Таким образом, мы мчимся в будущее, в котором увеличивается разнообразие досуга, самого контента, способов доставки этого контента, типов смотрения, бизнес-моделей, всевозможных данных о потребителях и многое другое. При кажущемся усложнении для успеха требуется три достаточно простых компонента: понимание, куда двигается отрасль и потребитель, видение того, каково место вашей компании на рынке, и большое желание этого добиться.
 
Пусть всё это сбудется у вас в новом отраслевом году!

Об авторе

Антон Молниев