Давным-давно, на заре формирования рынка платного телевидения России, мы перенесли сюда с Запада модель лицензионных выплат от оператора каналу, главной переменной которой является цена за абонента в месяц. Тогда нам казалось, что это наиболее удобная и справедливая система взаимоотношений, которая позволяет операторам диверсифицировать расходы на контент и дает возможность каналам пропорционального участия в доходах оператора. Прошедшие десятилетия показали, что в России данная модель взаимоотношений между каналом и оператором, как и многое из навязываемого нам по образцу Запада, потерпела полное фиаско.
Надо отдать должное каналам, они были настойчивы в продвижении этой модели, борясь с отечественной самобытностью при помощи аудитов и минимальных гарантий. Самобытность победила! Сейчас, как и 5, и 10 лет назад мы все время слышим о недоотчетности малых и средних операторов как об одной из основных проблем рынка.
Давайте уже посмотрим правде в глаза — у нас нет никаких оснований выделять малых и средних операторов, обвиняя их в недоотчетности, хотя бы потому, что никто не проводил аудит крупных операторов. Единственная известная мне попытка провести аудит оператора, входящего в топ-3, закончилась тем, что аудиторскую бригаду не пустили в офис, а пытавшийся организовать аудит канал показательно отключили из всех сетей оператора. В то же время мой собственный опыт аудиторских проверок говорит о том, что не менее половины малых и средних операторов предоставляют каналам реальную отчетность.
Попытаемся отвлечься от извечного вопроса, кто виноват, и обозначим ситуацию такой, какой она сложилась на сегодняшний момент.
У каналов фактически отсутствуют эффективные способы борьбы с недоотчетностью, кроме определения минимальных гарантий по договорам.
Рынок консолидируется в руках крупных операторов, которые постоянно требуют снижения лицензионных выплат в расчете на одного абонента. Каналы идут на такие уступки, фиксируя декларируемое оператором число абонентов как минимальную гарантию, вводя оптовые скидки или устанавливая фиксированный платеж на время действия договора. Те из каналов, которые не согласны с таким подходом, легко заменяются операторами на более покладистые альтернативы, в изобилии имеющиеся на рынке.
Официальная цена каналов за абонента не уменьшается или даже увеличивается. В результате разница в стоимости некоторых из них для разных операторов составляет сотни процентов (сразу замечу, что это не противоречит законодательству).
Многие из тех операторов, которые не могут получить от каналов приемлемые цены, усиливают недоотчетность.
Все это обеспечило контентную базу для непрекращающихся демпинговых войн операторов при сохранении высокой маржинальности их телевизионных услуг.
Фактически динамическая модель ценообразования в зависимости от отчетности оператора перестала существовать. С крупными и средними операторами каналы ведут переговоры о сумме выплачиваемого за время действия договора вознаграждения. Финансовые потоки от малых операторов контролируются минимальными гарантиями.
Все жалуются на малый ARPU, но для изменения ситуации ничего не делается, так как рынок достиг определенного равновесия, которое пока всех устраивает. "Дорогие" платные телеканалы транслируются на демпингующих спутниковых платформах и в демпингующих кабельных сетях. Операторы поддерживают маржинальность при помощи внешней экспансии и уменьшения расходов на контент. А ценовая политика каналов, по недавнему публичному признанию директора одного из наших ведущих холдингов, уже не зависит от объема недоотчетности. Операторы обещают каналам повысить выплаты в случае их ухода из сетей демпингующих конкурентов. Каналы обещают операторам улучшить качество контента тогда, когда они будут получать бОльшую лицензионную плату.
К сожалению для рынка, такое равновесие не может продолжаться долго. Крупные операторы начинают исчерпывать возможности роста за счет территориальной экспансии. Дистрибьюторы каналов вынуждены искать дополнительные источники повышения своей выручки. В такой ситуации внимание участников начинает концентрироваться на операторах, которые не могут регулировать свои затраты на контент путем получения конкурентоспособных условий от каналов.
Каналы начинают повышать для них цены и минимальные гарантии. Крупные операторы требуют принятия дополнительных регулятивных мер. Так как никто в операторском сообществе не готов вывести информацию о числе своих абонентов в публичное поле, поставив ее под контроль регулятора, скорее всего такие регулятивные меры будут нести ярко выраженный лоббистский характер, направленный на ограничение конкуренции.
В результате пострадают прежде всего операторы, которые честно отчитываются за своих абонентов. Если сейчас не будут приняты защитные меры, я прогнозирую сначала массовый уход отчетов в серую зону, попытку подстроиться под вновь принятые нормативы регулирования, какими бы они не были, и постепенное выбывание с рынка поодиночке в дальнейшем.
К сожалению, у таких операторов практически отсутствует возможность диалога как с каналами, так и с представителями регулятора, потому что и те, и другие строят свою политику, исходя из интересов прежде всего крупного бизнеса.
В такой ситуации я вижу для малых и средних операторов единственный выход — создать ассоциацию, которая будет вести переговоры с каналами и представлять интересы всех малых и средних операторов в официальных структурах. Тем, кто возьмется за создание такой ассоциации, придется решить несколько очень сложных задач:
- убедить подавляющее большинство малых и средних операторов войти в ассоциацию;
- убедить их раскрыть реальное число абонентов;
- убедить передать ассоциации все права на ведение переговоров с телеканалами;
- представляя интересы нескольких миллионов абонентов, провести с каналами переговоры о перезаключении лицензионных договоров на условиях, идентичных предоставляемых крупным операторам со сравнимой абонентской базой;
- лоббировать интересы малых и средних операторов в официальных структурах.
До сегодняшнего дня выполнение каждого из этих условий было категорически невозможно, однако, на мой взгляд, стоящие перед малыми и средними операторами вызовы делают создание такой ассоциации вполне реальным. Главное — не упустить время!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Ассоциаций уже больше, чем
Ассоциаций уже больше, чем самих операторов....
Речь не об ассоциации
Речь не об ассоциации операторов, а скорее об ассоциации телеканалов. У них общих проблем много, но они до сих пор не договорились толком. Вразнобой все, каждый раз изобретают велосипед. Впрочем, возможно все произойдет само собой, и они объединятся, когда их всех купит НМГ (: