Прогноз дилетанта

Димитриан Иваненко 15.05.2012

Прогнозы — дело неблагодарное, но в нашем технологичном бизнесе прогнозированием заниматься необходимо, чтобы не упустить перспективы и не остаться в стороне от действительно важного. Я попробую заглянуть на 5-10 лет вперед: каким будет ТВ-смотрение будущего? Как можно уже сегодня подготовиться к тому, что валом накроет нас уже в ближайшее время?

Вспомните 2007-й год: не было заметно ни Facebook, ни Twitterа, только что появился Iphone. И что произошло за 5 лет? Похоже, такая незаметная и органичная революция сможет произойти и в области телевидения.
 
То, что телевизор уже перестанет работать по архаичной формуле: включил — посмотрел — выключил, уже не сомневаются многие специалисты на Западе. 
 
Телесмотрение теперь будет развиваться вокруг трех китов: Социальности, мультиплатформенности и мультиэкранности. Об этом можно узнать, ознакомившись с докладами первой в истории конференции Social TV Conference, которая состоялась 9-го мая в Нью-Йорке. Похожие мысли звучали среди CEO крутых видео-стартапов в Лас-Вегасе во время NAB-show — самой именитой телевизионной выставке в мире.
 
Начнем с мультиплатформенности. Последние данные по подключению новых абонентов в США говорят о том, что рост числа абонентов традиционных кабельных и спутниковых сетей останавливается. Да, такие гиганты как Dish Networks, имеющая 15 млн абонентов, еще может за квартал собрать около ста тысяч новых абонентов, то эти темпы все равно в два раза ниже, чем 3 года назад. К примеру, в 2009-м году все сети платного ТВ США получили 907 тысяч «зеленых» абонентов, то в этом году почти вдвое меньше — 494. Всему виной конкуренция с интернетом. Сегодня видео-контент доступен на смартфоне, популярнейших «таблетках» и число его потребителей неуклонно растет. И эта конкуренция будет обостряться.
 
Показетельный пример: ситуация вокруг канала AMC и «американским Триколором» — Dish. Управляющие Dish поставили в вину AMC, на котором кстати выходят самые рейтинговые сериалы последнего года — «Ходячие мертвецы», «Во все тяжкие» и «Безумцы», что те, мол, вещают из каждого утюга. И такое распространение по сети ставит под угрозу подписание нового соглашения с каналом. Каналу были поставлены условия: Dish готова даже остановить вещание канала в своей базе с 1-го июля. Чем ответит AMC, у которого к слову сказать 96 миллионов домохозяйств, аналитики сказать не могут. Видимо, стороны договорятся, но прецедент создан: конкуренция интернета и традиционных сетей обостряется. Кстати, платформа Dish тут же анонсировала аппаратное решение, позволяющее записывать любимые сериалы и программы без рекламы. Прошивка приставки позволит перепрыгивать через рекламные блоки любых каналов.
 
Социальность. Эта идея-фикс маркетологов и медиа-менеджеров находит свои очертания в целом ряде интересных проектов. Под социальностью западные тв-практики понимают возможность зрителя создавать контент и реагировать на контент с помощью любых социальных приложений. К слову сказать, на рынке уже появилось несколько интересных старт-апов, которые очень интересно реализуют идею социальности. Так, американский стартап Viglle.сom предлагает зрителю бонусные баллы при просмотре определенных программ и шоу. Баллы и бонусы можно потратить на скидки при оформлении платной подписки на разные сервисы. Бонусы можно дарить друзьям и оформлять подарочные сертификаты в качестве подарка. Всего за неделю после появления Viglle в AppStore его скачали более 625 000 человек.
 
Более того, некоторые компании продают рейтинги социальной востребованности для производителей контента. Данные собираются с помощью поисковой системы, которая позволяет анализировать поминутные реакции зрителей в социальных сетях на происходящее на экране. На этом зарабатывает проект Trendrr.tv, собирающий социальный отклик от сотен тысяч зрителей в режиме реального времени. Такие поминутники — отличная замена любым дорогостоящим социологическим исследованиям и отличный помощник производителям контента.
 
Ну и конечно взяли низкий старт перед забегом производители видео-приложений, которые позволяют делать качественное видео одним-двумя нажатиями кнопки. Ведь где социальное ТВ, там и социальные сети. Одним из таких проектов стал Magisto, которые до неприличия упростил монтаж любительского видео. Теперь это также просто, как наложить фильтр на «лук» в Instagram. Magisto сам распознает видео, вырезает интересные моменты, задает ритм монтажа и выдает готовый ролик. Подобные сервисы не только пустят свежую волну любительского «муви» в соцсети, но и зададут новые горизонты для социального ТВ. В рекламном ролике Magisto очень симпатично показано УТП проекта: «Заснял 40-минутное видео своего дня рождения и его никто не смотрит? Ни одного коммента? Попробуй Magisto». Многие из нас сталкивались с подобным, не правда ли? Поэтому у подобных проектов наверняка будет большая аудитория. 
 
Естественно, что любительский контент сразу присваивает приставку «трэш» каналам, живущим за его счет. Однако идея социальности настолько приятна сегодняшним медиа-менеджерам, что подобные игры могут легко вырасти во что-то серьезное. Если специальный сервис вчерашней игрушки Facebook сегодня организует половину планеты на донорство, то отчего такая социальность не имеет права сделать действительно что-то ценное. К примеру уже освоенная идея социальной сети Snapguide, где люди выкладывают пошаговое фото своих гастрономических рецептов, может получить воплощение в виде тв-канала, где люди могут делиться своими кулинарными рецептами, делиться своими практиками, фокусами, ноу-хау. Самые зрелищные авторы вполне себе могут получать зарплату за свои видео. С нулевыми костами на производство такой канал просто обречен на появление. Это и называется модным нынче словом «краудсорсинг». Но о краудсорсинге речь пойдет в другом материале.
 
Ну и наконец, мультиэкранность. Подобные «приблуды» к телесмотрению скажутся и на традиционном телевизоре. Ведь все эти надо как-то размещать. Телевизор в последующие годы вырастет до размера стены. Так, журнал Wired опубликовал на днях реальный кейс домашнего телевизора, которые скоро пропишется в квартирах горожан. Экран во всю стену, несколько экранов социальных виджетов, и реакция на движения зрителя, что собственно уже давно реализовано в игровых консолях.

Об авторе

Димитриан Иваненко
Эксперт по маркетингу, владелец консалтингового агентства «Vertigo Project»