Поводы для оптимизма в 2017 году

Алексей Бырдин 20.02.2017
Очень многие провожали 2016 год с одной мыслью... Скорее бы он закончился! Но есть ли у нас реальные основания полагать, что наступивший год будет лучше? Я попробую наметить несколько направлений, по которым сам ожидаю позитивных сдвигов. В большую политику и макроэкономику лезть не будем, сосредоточимся на ключевых аспектах ТВ и онлайн видео рынка. Поехали!
 
Борьба с пиратством
Начинаем, разумеется, с главной проблемы. Прошедший год показал, что при серьезном желании правообладателя защитить свои конкретные произведения от повсеместного распространения можно. Однако занимаются этим далеко не все, поэтому общая картина не сильно изменилась. Случится ли перелом в 2017-м?
 
Я уверен, что в весеннюю сессию будет принят "закон о зеркалах". Он и так неплох: принятие текущей версии уже сильно упростит и ускорит процесс блокировки пиратских сайтов и их потомства до седьмого колена, а также позволит вычистить их из поисковой выдачи. Но, возможно, на этапе рассмотрения законопроекта в Госдуме в нем появятся новые полезные дополнения.
 
Есть шансы на успешное внутри- и межотраслевое сотрудничество и саморегулирование — в целях борьбы с пиратством. Речь идет о лишении пиратов доходов от рекламы и платежей, это все может быть реализовано даже без изменений в законодательстве — просто концентрацией усилий игроков рынка и отраслевых объединений. Эффект может превзойти самые смелые ожидания.
 
Пока что неясно, что произойдет с озвученной инициативой Министерства культуры и депутатов Госдумы по поводу введения ответственности пользователей за скачивание пиратского контента. Тем не менее даже сам факт — идея открыто обсуждается на высоком уровне — говорит о том, что антипиратская повестка переходит в политический мейнстрим. Это очень важно. Не удивлюсь, если в этом году и президент однозначно выскажется против пиратства, что подаст государственной машине давно необходимый сигнал.
 
Одно могу сказать с уверенностью: в 2017 году произойдет существенное усиление антипиратского законодательства за счет принятия одного или нескольких законопроектов.
 
Регулирование онлайн видео
Декабрь хорошо показал, что законопроект, который должен был грубо перекроить очередной сегмент медиарынка, не пролетел экспрессом через три думских чтения, а был направлен на обсуждение и доработку. Надеюсь, что на площадке комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи мы сможем привести законопроект в адекватное состояние, чтобы не допустить вреда для российских онлайн кинотеатров.
 
На самом деле при глубокой и качественной переработке законопроект №37671-7 (тот самый, про ОТТ) может стать моделью для сборки полноценного регулирования нашей отрасли. Надо только выкинуть из него чепуху и добавить актуальности. Например, легализовать вещание 20 мультиплексовых телеканалов в OTT среде. Шансы на это есть.
 
С начала года вступил в силу "налог на Google", и это означает, что крупные глобальные игроки уже не смогут держать цены ниже за счет разницы в НДС. Паритет в налогообложении оздоровит конкуренцию, и это не может не радовать, так как у российских игроков, которые долгое время находились в невыгодном, ущемленном положении, появляются дополнительные шансы на развитие.
 
Операторы и OTT
Еще совсем недавно наши операторы не любили OTT, потому что "не умели его готовить". Уверен, что в 2017 году в этом направлении произойдет качественный рывок и OTT компонент станет частью услуг подавляющего числа российских операторов. И дело не только в мнимой конкуренции на уровне рекламных слоганов, нежелании выглядеть морально устаревшим, это огромный спрос и активное потребление как VoD, так и OTT TV и мультискрина, которое в 2017 году лишь усилится.
 
Не делать OTT уже невозможно. Главный вопрос: будут ли операторы создавать что-то свое или станут интегрировать партнерские сервисы? Что-то мне подсказывает, что здоровый прагматизм и неизбежная экономия ресурсов приведут к тому, что OTT услуги большинства операторов будут предоставляться в альянсе с существующими онлайн кинотеатрами.
 
Продолжение роста платной модели в VoD
Рынок вырастет существенно, это уже очевидно по предварительным итогам 2016 года. Что характерно, сильнее прирастает именно платная модель, то есть в значительной степени — продажа премиального, премьерного контента. Для рынка это означает две вещи. Во-первых, уже очевидно, что кризис не является препятствием для потребления платного контента. Во-вторых, еще более очевидно, что операторам необходимо иметь у себя премиальный контент в формате VoD в том числе. Те операторы, кто раньше и наиболее экономичным способом (см. выше) внедрит к себе платные VoD сервисы, имеют шансы оседлать поднимающуюся волну активного потребления — тем более на фоне прогнозируемого снижения пиратства. В 2017 году платные модели могут начать приносить онлайн видеосервисам больше денег, чем реклама.
 
Все в ваших руках
В общем, друзья мои, пока я смотрю в 2017 год с большим оптимизмом и вижу конкретные задачи, потому что сложившаяся конъюнктура рынка — это не данность, а результат работы в предыдущий период. Наступивший год даст рынку ТВ и видеоконтента возможности для хорошего роста, и глупо будет ими не воспользоваться.

Об авторе

Алексей Бырдин
генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео"