OTT и A/SVOD продолжают наступление: что такое сервис-серфинг и что еще случилось в 2021 году. Подводим итоги
Прошедший год был богат всякими значимыми событиями, такими, например, как слияние Warner Media с Discovery, и триумфальным шествием Disney+ по всему миру.
Дополнительный толчок, который пандемия дала развитию потокового вещания в 2020 году, оказался не столь ощутим в 2021 году, коль скоро люди вернулись в активную социальную жизнь и в офис, но все же привычка пользоваться стриминговыми сервисами осталась. В результате, среднее количество сервисов SVOD на одно домохозяйство составляет около 2,5 в большинстве развитых рынков, как подсчитали в компании Futuresource.
Однако, домохозяйства в настоящий момент более тщательно контролируют свои подписки, переходя от одной к другой по настроению.
"Ранее мы говорили о сложении услуг, когда люди добавляли дополнительные услуги поверх существующих подписок", — объясняет аналитик Future source Дэвид Сайдботтом (David Sidebottom), — “Сегодня потребители стремятся заменить существующие услуги новыми, потенциально аналогичными, а не добавлять их сверху, что приводит к устойчивому, но не взрывному росту рынка SVOD”.
Одной из жертв такого подхода является традиционное эфирное телевидение, доля часов просмотра которого среди потребителей Великобритании, как ожидается, упадет до 53% в 2022 году, а затем до 49% в 2023 году.
Это побудило компанию Deloitte Global заявить: "Золотой век телевидения, возможно, близится к концу. В Великобритании 2022 год станет последним годом, когда традиционное телевидение от вещателей, будь то прямой эфир, сдвинутое по времени или по запросу, в совокупности составит более половины видеопросмотра на всех экранах".
Тренд, наблюдаемый в Великобритании, показывает переломный момент в тенденциях, который может быть актуальным и для других зрелых медиарынков, в том числе и российского.
По мере смещения зрительского поведения в сторону просмотра видео по запросу вещатели все больше полагаются на продажи цифровой рекламы для обеспечения роста. В 2020 и 2021 годах доходы вещателей от рекламы в видео по запросу (BVoD — broadcaster video-on-demand) в Великобритании составили всего 14% от доходов от рекламы на эфирном телевидении, но к 2026 году этот показатель вырастет до 24% (1 млрд фунтов стерлингов), в то время как годовой доход от рекламы на эфирном линейном ТВ за тот же период снизится на 1,173 млрд фунтов стерлингов (по данным Ampere Analysis).
Служба измерений BARB отреагировала на это введением кросс-платформенного показателя для рекламных роликов. CFlight, разработанный Skyи основанный на технологии Comcast в сотрудничестве с Channel4 и ITV, призван обеспечить паритет между измерением линейного и BVoD телесмотрения и, по оценкам, охватывает более 98% рекламы британских вещателей (источник: Thinkbox).
Barb также ввел измерение SVOD и видеохостинга в свои ежедневные отчеты. Сервис уже измеряет программы, просматриваемые на линейных каналах и в сервисах VOD вещателей на телевизорах, ПК, планшетах и смартфонах. Теперь он также может измерять время, проведенное за просмотром SVOD и платформ обмена видео на этих четырех экранах через домашнюю сеть WiFi (хотя и не "на ходу").
Регулярные отчеты начнут публиковаться с января, но предварительный обзор, выпущенный в ноябре, показал, что Netflix Squid Game стал единственным потоковым сервисом, который вошел в десятку самых просматриваемых программ в Великобритании (на телевизоре). Три первых места заняли Strictly Come Dancing, The Great British Bake Off и The Larkins (10,44 млн, 8,89 млн и 6,58 млн зрителей за месяц соответственно), показав, что старое доброе традиционное телевидение еще держится на ногах.
С ростом числа потоковых сервисов растет и уровень оттока, который, по оценкам, составляет около 25% в Великобритании и до 35% в США. Агрегация — неизбежный результат, поскольку крупные SVOD стремятся увеличить количество подписчиков и удержать клиентов. Поскольку доступ к большому количеству и разнообразию постоянно обновляемого контента находится в списке причин, по которым потребители подписываются на услугу или отказываются от нее, слияния и поглощения предлагают самый быстрый путь к масштабированию.
В мае этого года было объявлено о крупнейшей консолидации с момента приобретения компанией Disney компании Fox в 2019 году, когда AT&T объявила о слиянии Discovery с Warner Media. Сделка стоимостью 48 миллиардов долларов, ожидающая одобрения регулирующих органов, даст объединенной компании возможность конкурировать с Netflix, Disney и Amazon.
В том же месяце Amazon заплатил 8,45 млрд долларов (5,97 млрд фунтов стерлингов) за исторические студии MGM. Это дает Amazon Prime доступ к таким классическим фильмам, как "Поющие под дождем" и франшизе о Джеймсе Бонде, но студия также является автором нескольких новых фильмов, выдвинутых на премию "Оскар" в этом году, включая "Пиццу с лакрицей" и "Дом Гуччи".
Тем не менее, по данным Amper объединенная библиотека контента Warner Bros. И Discovery может похвастаться библиотекой, превышающей 7 200 наименований, представленных в настоящее время на Netflix, как и 7 000 наименований Disney+/Hulu, и уступает только Amazon. Аналитик также предполагает, что HBO Max и Discovery+ могут быть либо объединены в одну услугу, либо продаваться в пакете.
Еще абонентская база в Европе может быть дополнительно увеличена за счет взятия под контроль BT Sport. Дело в том, что Бритиш телеком решил избавиться от своего непрофильного актива и сосредоточиться на основном бизнесе — 5G и прокладке широкополосного оптоволокна. Но похоже, что потенциальная продажа BT стримеру DAZN за 600 млн фунтов стерлингов не удалась из-за "хаотичного" по словам газеты Telegraph поведения DAZN. И теперь Discovery хочет перехватить эту сделку. Это кажется очень логичным — совместное предприятие с BT объединит их активы спортивного вещания, такие как Олимпийские игры и игры Лиги чемпионов, и может статься, что BT в конечном итоге продаст свою долю именно Discovery.
Ну а больше всего выиграет от этой сделки, чем бы она в результате не закончилась, оператор платного ТВ Sky Sports. Это связано со сложной структурой межлицензионных прав, которые будут утрясаться еще некоторое время.
Рост AVOD так же вмешался в серьезную схватку между эфирным ТВ и SVOD. Бесплатный стриминг, поддерживаемый рекламодателем, оказался очень привлекательным для части аудитории в ситуации необходимости экономить на фоне роста цен на топливо и другие товары.
Но именно традиционная "телевизионная" природа некоторых поддерживаемых рекламой OTT-каналов оказалась весьма рабочей. ОТТ-сервисы, которые воспроизводят программирование в линейном потоке, называются ТВ с поддержкой бесплатной рекламы (FAST— free advertisement supported TV), в отличие от AVOD, которые предлагают зрителям выбирать контент по запросу.
Одним из лидеров рынка является принадлежащий Viacom ТВ сервис PlutoTV, число пользователей которого с 2020 года увеличилось почти вдвое и превысило 30 миллионов человек по всему миру.
"Мы видим наши самые большие возможности в домах, ориентированных в первую очередь на SVOD", — сказал изданию Broadcast Дэн Фэхи (DanFahy,), старший вице-президент по развитию бизнеса, ViacomCBSNetworksUK, - "Это связано с тем, что дома, где просмотр в первую очередь ориентирован на SVOD, с меньшей вероятностью будут иметь доступ к традиционному линейному телевидению, поэтому линейное предложение PlutoTV окажется весьма кстати. Во-вторых, исследования показывают, что дома, ориентированные на SVOD, будут периодически нуждаться в более "пассивном" ТВ смотрении, а простота использования Pluto TV является ценным дополнением для такой аудитории".
В 2022 году и в последующий период Deloitte ожидает, что доля AVOD будет расти по мере появления новых сервисов. Что касается потребителя, то для него важно не потерять доступ к качественному контенту. В конечном счете телеиндустрия движется к полной конвергенции. Новый сервис SkyGlass, отказавшийся от спутниковой антенны в пользу полностью потокового платного телевидения, запущенный в октябре, отчетливо показывает эту тенденцию.
“Мы находимся на этапе, когда у большинства домашних хозяйств есть несколько платных потоковых сервисов и несколько потоковых сервисов с поддержкой рекламы, и все эти различия между AVoD, SVoD, linear, BVoDи FAST неуместны", — говорит Гай Биссон (GuyBisson), директор Ampere Analysis, - "Теперь нам просто нужно называть это ТВ. Оно просто переходит с одного средства доставки бесплатного эфирного телевидения на другой ".
Британский эфирный четвертый канал — PSB Channel — 4 вступает в новый год с неопределенным будущим. Намерение правительства пересмотреть модель владения вещательной компанией и ее полномочия может привести к ее приватизации, что окажет значительное влияние на независимый производственный сектор, поскольку этот канал последовательно поддерживает новые таланты в телеиндустрии.
Министр культуры и спорта Надин Доррис (NadineDorries) ведет публичные консультации о том, следует ли его продавать, "официально из искренней озабоченности его перспективами выживания в эпоху стриминга", — отмечает газета The Telegraph, — "Немногие в телевизионном бизнесе верят в эту историю, не в последнюю очередь потому, что по мере приближения к своему 40-летию в следующем году и независимо от пандемии, Channel4 оказывается в одном из лучших в своей истории финансовом состоянии".
Ожидается, что оборот Channel4 в 2021 году достигнет рекордных 1,2 миллиарда фунтов стерлингов, что на 24% больше по сравнению с предыдущим рекордом в 995 миллионов фунтов стерлингов в 2010 году. Согласно прогнозам, прибыль компании впервые превысит 100 миллионов фунтов стерлингов. Оценки предполагаемой сделки варьируются от 500 до 2 миллиардов фунтов стерлингов, а потенциальные покупатели— это ITV, Sky, Discovery, ViacomCBS и даже BBC (для поддержки BBC Worldwide).
В сущности итоги года в ТВ индустрии Великобритании, указывающие на рост всех форм стриминга, все равно оставляют нас с простым выводом, что "Content is the King". И главным остается содержание, а не форма. Но мы должны стремиться к единству того и другого.
С наступающим новым ТВ годом, коллеги!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии