Перспективные и "баяновые" сервисы - 2

Станислав Прибылов 22.10.2015
Продолжение
 
Имитация бизнес-процессов — это заразная болезнь. В индустрии платного телевидения, как выясняется, тоже не без этого. И то, как технологические функции выдаются за сервисы и услуги (о чем говорилось в первой части публикации), — это одно из проявлений "имитационности".
 
Однако, тем платное телевидение и отличается от других видов распространения телевизионных программ, что в нем "голосование" зрителя денежными средствами рано или поздно сводит на нет все попытки спрятать непрофессионализм операторов или производителей каналов за ширмой красивых слов, брендов и изящностью "заморских железяк".
 
Платное телевидение каждый день напоминает участнику процесса, что он находится лицом к лицу с абонентом, и что надо улучшать контент, увеличивать возможности подписчика, а, значит, нужны реальные сдвиги. И на сегодняшний момент во многом это — услуги.
 
Монетизация услуг сегодня не может обходиться без технологической составляющей, однако не всякая технология может быть применена как услуга, и тем более монетизирована.
 
Самым старым примером этого является набор радиоканалов, который обычно прилагался, да и до сих пор прилагается к пакетам телевизионных каналов на разных платформах. Монетизировать услугу приема целого пакета эфирных радиостанций невозможно, так как они существуют в свободном доступе и их целью является, как раз обратное - продажа рекламы на как можно большую аудиторию. И каждому понятно, что подписка на них может только ограничивать их цели. Но если речь идет о мобильных устройствах распространения платной платформы, то ситуация резко меняется. Набор из 100 и более лицензированных каналов музыки разных жанров и видов, транслируемых в форме потокового аудио, еще как продаваем. Речь фактически может идти как о спутниковом цифровом радио для автомобилистов типа SiriusXM, так и о создании платформ звуковых радиоканалов для Web-Broadcasting и, конечно, OTT. 
 
Другой "старой доброй" площадкой для монетизации услуг на PayTV могут и должны быть различные формы dial-up и даже SMS-контактов с определенными рекламодателями. При существующем на российском рынке избыточном количестве "страноведческих" каналов о путешествиях, образе жизни и природе до сих пор никто еще не реализовал концепцию прямой телефонной связи, например, с туристическими агентствами. И это при том, что рынок резко нуждается в поддержке. Туризм, понятно, не единственное направление развития услуг "телефонного контакта" с использованием телеканала. Это может быть, например, распространение книг, журналов и даже сувениров, то есть далеко не процветающих сфер торговли сегодня, которые ухватятся за любой новый канал реализации.
 
Есть и широко применяются монетизированные услуги, направленные на расширение потребления контента. Такие как multiscreen, например. Широкое распространение современных телевизоров в РФ содействовало этим процессам. Однако, зачастую все ограничивается самой услугой предоставления возможности смотреть программы платного телевидения в разных помещениях (комнатах) разным членам семьи в одной абонентской "точке". Но этим не исчерпаны возможности для новых отдельно монетизированных услуг. Прежде всего, это продажа пакетов SVOD на такую "мультискриновую" семью с различными уровнями подписки и скидок, а также, если позволяет технология, продажа библиотек контента по интересам. Все то же самое может осуществляться и индивидуально для абонентов, однако, "мультискриновая" семья по определению платежеспособна и, соответственно, может осуществлять подписки большего наполнения. При этом важно понять, что пакеты для них будут "нелинейными", т.е. они будут состоять из разного по тематике и объему продукта.
 
Не исчерпана также возможность для монетизации таких простых и понятных явлений на телевидении как субтитрирование. Новый виток кастомизации каналов — создание более углубленных национальных версий, пример, который нам неуклонно показывает группа каналов Discovery. Правда, не для всех производителей контента он "по карману". Да и не каждому каналу суждено быть кастомизированным повсеместно. Однако, качественное субтитрирование зарубежных каналов — путь, который уже проделали многие вещатели. Это — реально. В отдельных случаях, например, когда речь идет о практически синхронном переводе новостей или спорта, субтитрирование обосновано платная услуга.
 
Многие услуги появятся в ближайшее время в связи с мировой тенденцией тяготения к контентной "специализации" платформ платного телевидения. Собственно говоря, "зачатки" специализации платформ проявлялись на ранних этапах развития платного телевидения. В нашей стране о "Космос ТВ" первоначально говорили как о платном телевидении "для посольств и иностранных представительств" в столице. 
 
Специализация платформ возвращается, конечно, в более углубленном виде. Так, например, некоторые из них станут более спортивными. Для подписчиков этих платформ будут интересны услуги "полиэкранового" выбора показа спортивных событий (грубо говоря, "экран в экране"; услуга дает зрителю возможность самостоятельно выбрать - картинку с какой камеры ему смотреть). Зритель гонок, матча или иного состязания сможет заказывать себе дополнительную видео-трансляцию с какой-то из многочисленных, снимающих спортивное мероприятие телекамер. Другими услугами станет возможность появления в EPG канала турнирных таблиц и иных показателей, интересных во время трансляции. Все это потребует "рукотворного" редакторского вмешательства, того, о чем было сказано в первой части.
 
Какая-то из платформ, возможно, наоборот станет более фильмовой, и ей откроется целая вереница услуг, возможных для монетизации: от продажи билетов в кинотеатры до заказа дополнительных материалов о съемках фильма или merchandising.
 
Не исключен и образовательный "крен" платформ, где монетизации подлежат специфические аудиовизуальные приложения с заданиями для выполнения по итогам увиденного урока, которые будут рассылаться путем direct-messaging на приемники абонентов.
 
Но грядут и сервисы "нового уклада", к которым важно прийти подготовленными. Подготовка эта подразумевает не только технологическое перевооружение операторов платного телевидения, но и создание специальных подразделений телевизионно-журналистского характера у производителей контента. 
 
Прежде всего речь идет о формировании рынка sub-mass media, и в основном для мобильных устройств. Здесь платное телевидение будет играть роль локомотива. В этой сфере масса вариантов для развития: и создание catch-up услуги "внутри" продукта канала, того же дайджеста новостей (спортивных, политических и любых иных) для определенных групп абонентов, и внедрение подписок на пул трансляций. К примеру, можно предложить абонентам возможность наблюдать за трансляциями с городских веб-камер, контролирующих дорожную ситуацию в городе. Услуга уже существует в некоторых городах мира и имеет обыкновенную "прогрессивную" монетизацию — чем больше камер вовлечено в просмотр, тем она дороже.
 
Так или иначе, во всех этих случаях понадобятся дополнительные редакторские, административные, журналистские, а иногда и режиссерские услуги. Все это позволяет говорить о том, что платное телевидение, благодаря внедряемым новым услугам открывает новый виток развития телевидения, в том числе и в части человеческого творчества, поскольку настоящие услуги не могут не быть рукотворными. Это все равно что пытаться передать функции любого музыкального инструмента роботизированной технике: технологически можно, но творчески — нет. Эту простую истину еще не раз предстоит понять менеджерам с чисто телекомовским, технологическим взглядом на Pay TV. Баяниста, у которого, вместо баяна "самоиграющая железяка", не пригласят на свадьбу даже в глухой деревне.

Об авторе

Станислав Прибылов
Директор Национального фонда искусств, в прошлом - директор дирекции программ и каналов "НТВ Плюс"