Онлайн-платформы на этой неделе выдавали больше новостей, чем весь остальной рынок, вместе взятый. И все, как на подбор – позитивней некуда: и продажи у них удвоились, и падать не собираются (еще бы, вы видели сегодняшнюю ковид-статистику!), и 8К они показывают, и Телеком Дейли их снова пересчитал, и даже ivi по ходу объявил главным кинотеатром. Очень красиво и оптимистично. Но у меня, как обычно, есть ложка дегтю...
Для затравки – цитата: "согласно опросу, самая большая доля платных подписчиков (42%) у сервиса Premier, стоимость подписки которого весной и летом варьировалась от 29 до 129 рублей. У лидера рынка ivi, согласно исследованию, доля платных пользователей находится на уровне 23%. А меньше всего их у онлайн-кинотеатра tvzavr (7%) и видеосервиса more.tv (9%). Представители последнего с цифрами не согласны, но точных данных не раскрывают"…
Я так и представила себе это "не согласны, но не раскрывают" – как сидит глубокоу мною важаемый Денис Горшков, решительно не соглашается, но цифр не называет. Как не называют их и многие другие онлайн-кинотеатры, как будто не слишком уверенные в своем лидерстве.
Знаете, что мне это напомнило? 2005 год, взрывной рост операторского бизнеса, кабельщики растут, как грибы после дождя. Но все как-то по секрету, абонбазы никто не раскрывает, потому что на рост нужны деньги, и самый удобный их источник – присвоенные лицензионные платежи за контент. Ну правда же, где еще найдешь отрасль, где поставщик товара может быть настолько не в курсе относительно объемов отгрузки, чтобы на этом товаре зарабатывать и развиваться?
Поэтому производители контента начали сочинять всякие хитрые варианты с аудитами, хотя, впоследствии, некоторые из них сами стали грешить в тех местах, где их сложно проверить. Да-да, среди телеканалов тоже есть любители недоотчетности.
Совсем занятная картинка получалась, если сравнивать отчетность операторов платным каналам и телемагазинам – у последних все выглядело настолько иначе, что стало таким всеобщим анекдотом.
Как говорил Леша Барац в моем любимом кино, "а вы здесь все мо-лод-цы!"
Отчасти проблему решили крупные операторы, для которых важнее было выглядеть крутыми, чем экономить на правообладателях – ну, дальше вы все знаете.
Так вот, возвращаясь к ОТТ, поразительно, что при всех разговорах про "будущее за ОТТ" и "в итоге все будет одно ОТТ", из всех устаревших фишек кабельного рынка ребята выбрали самую что ни на есть дремучую. И дело даже не в том, что, ну извините, смешно изменять бизнес в процентах. Ну правда смешно! Вы помните, наверное, как мы все улыбались релизам спутникового проекта МТС – ребята рапортовали о взрывном росте платформы, не сообщая, "сколько мерить в граммах".
Понятно, что на старте это просто: было 10 человек, стало 100 – можно такой релиз забабахать для дураков. И бабахали. Но дураков нет – потому рынок посмеивался в усы. И еще долго МТС придется справляться с репутацией "маленького, но гордого" спутникового оператора, который растет в разы с нуля, хотя компания-то уже большая и вполне себе игрок…
Может, не так же точно выглядят сейчас эти рапорты ОТТ-шников, но очень похоже. И раз за разом мы на запросы редакции получаем ответы в стиле "мы цифры не раскрываем". Почему? Ну, понятно же, что у журналистов и аналитических компаний есть инсайты, есть куча разных косвенных способов типа Similarweb. К примеру, можно сопоставить трафик открытых платформ (ivi и Okko практически свободно публикуют данные о себе, Netflix чего только не дает, даже фото офиса есть) с трафиком "шифрующихся" – может, данные получишь с погрешностью, но вполне достаточные для адекватной оценки рынка и места каждой компании на нем.
И главное – это же самим платформам вредно скрывать информацию о себе. Прежде всего – репутационно вредно. Ну, что думает рынок, когда получает в ответ на свой запрос "мы данные не раскрываем"? – Он думает "значит так все плохо", "значит, есть что скрывать". Но это же не так на самом деле!
Знаете, есть главный закон пиара, я им, кажется, уже кому-то дырку в голове прогрызла: если людям нужна информация, и ее им не дать, они ее найдут сами. Или придумают. И вы уже повлиять на это не сможете. Особенно в формате "представители с цифрами не согласны, но точных данных не раскрывают".
Не будьте такими, пусть хотя бы этот новый рынок пойдет по цивилизованному пути!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии